Дело № 2-1161( 2011г.)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
В составе:
Председательствующего судьи Поваровой Э.Е.
При секретаре Беловой Е.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании 07 октября 2011 года в городе Кинешме Ивановской области дело по иску
Большаковой С.Ю. к УПФ РФ ГУ в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,
УСТАНОВИЛ:
Большакова С.Ю. обратилась в суд с иском к УПФ РФ ГУ в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о защите своего права на пенсию в связи с отказом ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему деятельность по охране здоровья населения и имеющему специальный стаж работы в количестве 30 лет.
Отказ последовал по причине исключения из ее специального трудового стажа:
периодов обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В связи с этим к зачету в специальный стаж ответчиком принято <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, что менее требуемых 30 лет.
В судебном заседании истец Большакова С.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме.
Из ее пояснений следует, что периоды обучения на курсах повышения квалификации должны быть зачтены в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в порядке ст.27.1.20 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку в эти периоды она занимала льготную должность операционной медицинской сестры Кинешемской ЦРБ.
Курсы повышения квалификации она проходила с отрывом от работы на базе Кинешемского медицинского училища и Ивановской государственной медицинской академии.
За указанный период за нею сохранялись место работы и должность, выплачивалась средняя заработная плата. Обучение на курсах повышения квалификации являлось обязательным мероприятием, без которого невозможно получение сертификата на осуществление медицинской деятельности.
Истец просит суд обязать ответчика зачесть в специальный трудовой стаж исключенные периоды и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в порядке ст.27.1.20 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента наступления права на указанную пенсию.
Представитель ответчика Елизарова М.Н. по доверенности исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление( л.д. 18 ).
Заслушав стороны, проверив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Бесспорно установлено, что обращение к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости последовало ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № в подсчет специального трудового стажа истца ответчиком зачтено <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней( л.д.5-7 ).
Решением территориального органа ПФР Большаковой С.Ю. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в порядке ст. 27.1.20 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы( л.д.4).
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
К числу доказательств по гражданскому делу, предусмотренных ст.55 ГПК РФ, относятся объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом( часть 1); государственные пенсии и социальные пенсии устанавливаются законом( часть 2).
Досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации », утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Ответчиком исключены из подсчета специального трудового стажа истца периоды обучения на курсах повышения квалификации, как не относящиеся непосредственно к периодам работы, в период занятия ею льготной должности операционной медицинской сестры гинекологического и хирургического отделений Кинешемской ЦРБ.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым пенсия по старости назначается досрочно, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы( должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Так, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью трудовой деятельности истца.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст.54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица ( Постановление Правительства РФ от 4.07.2002г. № 499 ).
В период нахождения на курсах повышения квалификации медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных психоэмоциональных, физических и иных факторов.
Именно такое обучение проходила истец Большакова С.Ю. в оспариваемые ею периоды, поскольку такое обучение было предусмотрено ее функциональными обязанностями.
Указанные периоды подлежат зачету в специальный трудовой стаж истца.
Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При суммировании периодов специального трудового стажа, зачтенного ответчиком( <данные изъяты> ) и включенного судом ( <данные изъяты> ), истец Большакова С.Ю. не приобретает права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в порядке ст.27 п.1 подп.20 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации », ибо на момент обращения за назначением указанной пенсии у нее отсутствует требуемый специальный трудовой стаж работы в количестве 30 лет.
Такое право у нее возникнет при наличии специального трудового стажа в количестве 30 лет при условии продолжения работы после ДД.ММ.ГГГГ в льготной должности.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать УПФ РФ ГУ в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области при назначении Большаковой С.Ю. досрочной трудовой пенсии по старости в порядке ст.27.1.20 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента наступления права на указанную пенсию, принять к зачету в специальный трудовой стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в срок 10 дней через Кинешемский городской суд.
Председательствующий: