решение о признании стоящим на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



Дело № 2 – 1291/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кинешма 26 декабря 2011 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Сироткина П.Б.,

при секретаре Осокиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чурикова Д.И. к Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» (ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области (УФСИН России по Ивановской области) о признании стоящим на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, об обязании включить в сводный список на получение сертификата в 2012 году с семьёй, состоящей из <данные изъяты>, о признании акта проверки жилищных условий надлежащим документом,

УСТАНОВИЛ:

Чуриков Д.И. обратился в суд с иском к Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» (ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области (УФСИН России по Ивановской области) о признании стоящим на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, об обязании включить в сводный список на получение сертификата в 2012 году с семьёй, состоящей из <данные изъяты>, о признании акта проверки жилищных условий надлежащим документом. Просит: признать надлежащим документом «Акт проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ», а заключение жилищно-бытовой комиссии в данном Акте соответствующим решению о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; признать его стоящим на учёте, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области (УФСИН России по Ивановской области) включить в сводный список на получение жилищного сертификата в 2012 году его с семьёй, состоящей из <данные изъяты>. Впоследствии истец Чуриков Д.И. отказался от исковых требований в части признания надлежащим документом «Акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ», а заключения жилищно-бытовой комиссии в данном Акте соответствующим решению о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Определением от ДД.ММ.ГГГГ отказ Чурикова Д.И. от части иска был принят, производство по делу в части признания надлежащим документом «Акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ», а заключения жилищно-бытовой комиссии в данном Акте соответствующим решению о постановке Чурикова Д.И. на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, было прекращено. Мотивирует свои исковые требования тем, что он служит в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ он состоит в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в учреждении ИЗ-33/2 УВД Ивановской области (ныне ФКУ СИЗО-2 УФСИН по Ивановской области). Согласно Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 (в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы) он имеет право на получение государственного жилищного сертификата. В течение ДД.ММ.ГГГГ он собрал необходимый пакет документов. В ФКУ СИЗО-2 УФСИН по Ивановской области завели учётное дело Чурикова Д.И. на получение сертификата. Документы в полном объёме были переданы в УФСИН России по Ивановской области в ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением жилищной комиссии УФСИН России по Ивановской области ему отказано во включении в сводный список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов в 2012 году. Отказ аргументирован не полным пакетом документов, а именно отсутствием выписки из решения жилищно-бытовой комиссии учреждения ИЗ-33/2 о постановке на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решением жилищно-бытовой комиссии учреждения ИЗ-33/2 о постановке на очередь является акт проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение отражено отдельной строкой в виде заключения комиссии. Указанный акт хранится в его жилищном деле в ФКУ СИЗО-2 УФСИН по Ивановской области. В жилищном деле Чурикова Д.И. другие документы ДД.ММ.ГГГГ с решением о постановке на очередь отсутствуют.

Жилищной комиссией УФСИН России по Ивановской области Акт проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ во внимание принят не был.

В учётном деле выписка из акта проверки жилищных условий и его копия имеются, но жилищная комиссия УФСИН России по Ивановской области не считает указанное в «Акте проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ» заключение «поставить на очередь на получение жилья на общих условиях» решением жилищно-бытовой комиссии о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Это и явилось причиной отказа во включении в сводный список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов.

С мнением комиссии он не согласен. В ДД.ММ.ГГГГ в учреждении ИЗ-33/2 УВД Ивановской области он подал заявление о постановке на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией yчpeждeния_ИЗ-33/2 составлен акт проверки жилищных условий, в котором отдельной строкой выделено заключение комиссии: поставить на очередь на получение жилья на общих условиях.

В соответствии с действующими на тот период статьями 30 и 31 Жилищного кодекса РСФСР, пунктами 13 и 14 Примерных правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утверждённых Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года №335, поступившее в учреждение заявление гражданина о постановке на учёт для улучшения жилищных условий тщательно проверяется жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учёт или отказе в постановке на учёт администрации и профсоюзному комитету учреждения. Принятие на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета учреждения.

Дело в том, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы Ивановской области профсоюзов не было, соответственно и профсоюзного комитета тоже. Учётом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, занималась жилищно-бытовая комиссия, назначенная приказом по учреждению, то есть назначенная администрацией.

В ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовая комиссия учреждения ИЗ-33/2 после проверки жилищных условий не вносила предложения администрации и профсоюзному комитету, а действуя от имени администрации, приняла решение поставить его на очередь, ограничилась «Актом проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ» и отдельного заседания с составлением протокола не проводила.

С ДД.ММ.ГГГГ он стал получать ежемесячную денежную компенсацию за поднаём жилья. Одним из условий получения данной финансовой выплаты являлось признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В последующие годы его жилищное дело дополнялось документами, подтверждающими, что он состоит в очереди.

Полагает, что в данной ситуации «Акт проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ» является надлежащим документом, и юридически подтверждает решение жилищно-бытовой комиссии о постановке его, Чурикова Д.И., на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Стороны о месте и времени судебного разбирательства извещены своевременно и правильно. Представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области (УФСИН России по Ивановской области) в суд не явился, от него поступила телефонограмма, в которой просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования не признают по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд с согласия истца Чурикова Д.И., его представителя Кайнова Н.С., представителя ответчика Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» (ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области) Блиновой Т.Г., находит возможным рассмотреть дело по существу при данной явке лиц.

В судебном заседании истец Чуриков Д.И. свои оставшиеся исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, заявлении об увеличении исковых требований).

Просит: признать его, Чурикова Д.И., стоящим на учёте, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области (УФСИН России по Ивановской области) включить в сводный список на получение жилищного сертификата в 2012 году его с семьёй, состоящей из <данные изъяты>.

Представитель истца Кайнов Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям и доводам истца.

Представитель ответчика Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» (ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области) Блинова Т.Г. исковые требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в отзывах на исковое заявление (л.д.37-39, 47).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обозрев учётные дела на имя Чурикова Д.И., суд приходит к следующему.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 04 июня 2007 года № 287 утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» в уголовно-исполнительной системе

В пункте 1 Инструкции указано, что она разработана на основании подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865, и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Как следует из названия и содержания подпрограммы, она имела целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичную цель имеет и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.

При этом пунктом 2 названного Постановления Правительства Российской Федерации установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами. В пункте 1 Правил закреплено, что они определяют порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы.

Таким образом, Правила регулируют порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации как ранее действовавшей, так и действующей в настоящее время подпрограммы.

Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (пункт 2 Правил).

Судом установлено, что истец Чуриков Д.И. обратился с соответствующим рапортом, в котором просил включить его в состав участников подпрограммы.

Решением комиссии по жилищным и бытовым вопросам ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ истец Чуриков Д.И. был восстановлен в списках очередников, нуждающихся в получении жилья с ДД.ММ.ГГГГ. Данный вопрос рассматривался по рекомендации жилищной комиссии УФСИН России по Ивановской области.

Решением комиссии по жилищным и бытовым вопросам ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ был включён в список кандидатов на участие в подпрограмме на 2012 год.

Решением большинства голосов жилищной комиссии УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу Чурикову Д.И. отказано во включении в сводный список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов в 2012 году. Отказ аргументирован лишь тем, что истцом представлен неполный пакет документов, а именно не представлена выписка из решения жилищно-бытовой комиссии о постановке на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.п.п 13,14 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 года № 335 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» поступившее заявление гражданина о постановке на учёт для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учёт или отказе в постановке на учёт соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.

Принятие на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учёт по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Как указал истец и не оспорено это ответчиками, в учреждениях уголовно-исполнительной системы Ивановской области профсоюзов не было, соответственно и профсоюзного комитета тоже. Учётом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, занималась жилищно-бытовая комиссия, назначенная приказом по учреждению, то есть назначенная администрацией.

Необходимо отметить, что Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 года №335 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» была установлена форма для акта проверки жилищных условий, форма для решения администрации о принятии граждан на учёт установлена не была.

Как следует из материалов учётных дел в отношении истца Чурикова Д.И., обозренных в судебном заседании, в ДД.ММ.ГГГГ жилищные условия истца проверяла непосредственно сама жилищно-бытовая комиссия учреждения ИЗ-33/2, которая после проверки жилищных условий не вносила предложения администрации и профсоюзному комитету, а действуя от имени администрации, приняла решение поставить его на очередь, что отражено в п. 5 Акта проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ и отдельного заседания с составлением протокола не проводила.

Вина истца в том, что постановка его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не была оформлена отдельным решением, отсутствует, в связи с чем он по объективным, не зависящим от него причинам не имеет возможности предоставить выписку из решения жилищно-бытовой комиссии о постановке на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

С ДД.ММ.ГГГГ истец Чуриков Д.И. стал получать ежемесячную денежную компенсацию за поднаём жилья. Одним из условий получения данной финансовой выплаты являлось признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Суд считает несостоятельными доводы ответчиков о том, что истец в ДД.ММ.ГГГГ был незаконно поставлен в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку достоверных доказательств этого суду не представлено, с ДД.ММ.ГГГГ законность постановки истца в очередь никто не оспаривал, как было отмечено выше истец получал ежемесячную денежную компенсацию за поднаём жилья, кроме того решением комиссии по жилищным и бытовым вопросам ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ истец Чуриков Д.И. был восстановлен в списках очередников, нуждающихся в получении жилья с ДД.ММ.ГГГГ (данный вопрос рассматривался по рекомендации жилищной комиссии УФСИН России по Ивановской области), а решением комиссии по жилищным и бытовым вопросам ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ был включён в список кандидатов на участие в подпрограмме на 2012 год.

Как следует из выписки из протокола жилищной комиссии УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу Чурикову Д.И. отказано во включении в сводный список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов в 2012 году лишь по тому основанию, что истцом представлен неполный пакет документов, а именно не представлена выписка из решения жилищно-бытовой комиссии о постановке на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, сомнений в законности постановки его на учёт у жилищной комиссии не возникло.

Анализируя и оценивая все представленные суду доказательства, их относимость, допустимость и достоверность, как в отдельности каждого доказательства, так и всех их в совокупности и взаимной связи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к однозначному выводу о том, что при вышеуказанных обстоятельствах требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чурикова Д.И. удовлетворить.

Признать Чурикова Д.И. стоящим на учёте, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области (УФСИН России по Ивановской области) включить в сводный список на получение жилищного сертификата в 2012 году Чурикова Д.И. с семьёй, состоящей из <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.

Председательствующий: Сироткин П.Б.