Дело № 2-296/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Румянцевой Н.В.
при секретаре Власовой А.Е.,
рассмотрев 1 марта 2011 года в городе Кинешма в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцевой О.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,
У С Т А Н О В И Л:
Кудрявцева О.В. обратилась в суд к УПФ РФ (государственное учреждение) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области с иском о защите пенсионного права.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, пояснила, что она с ДД.ММ.ГГГГ занимается педагогической деятельностью, считая, что у нее имеется 25 лет специального трудового стажа, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, решением территориального органа ПФР от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей отказано из-за отсутствия специального трудового стажа, согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан ее специальный трудовой стаж составил 24 года 7 месяцев 14 дней, в стаж не включены периоды учебных отпусков: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по 7 ДД.ММ.ГГГГ, которые ей предоставлялись для участия в экзаменационных сессиях <данные изъяты> в период работы в <данные изъяты>, отпуска оформлялись приказами директора школы, во время учебных отпусков за ней сохранялась заработная плата, за нее уплачивались страховые взносы, считает, что учебные отпуска должны быть включены в специальный трудовой стаж, с учетом учебных отпусков специальный трудовой стаж на день обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии составляет 25 лет 23 дня, просит обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды учебных отпусков и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика в суд не явился, направил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истица постянно занимается педагогической деятельностью: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ работает <данные изъяты> (ранее <данные изъяты>), до ДД.ММ.ГГГГ работала в должности учителя музыки, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица заочно обучалась в <данные изъяты>, для участия в экзаменационных сессиях ей предоставлялись учебные отпуска: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебные отпуска предоставлялись на основании приказов <данные изъяты>, за периоды учебных отпусков истице сохранялась заработная плата, что подтверждается объяснениями истицы, трудовой книжкой, справками, уточняющими право на досрочную пенсию, дипломом №, приказами о предоставлении дополнительных отпусков для участия в экзаменационных сессиях.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику. Решением Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального трудового стажа 25 лет, при этом в специальный стаж не были включены учебные отпуска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет.
По мнению суда, исключение ответчиком из специального трудового стажа истицы периодов учебных отпусков, нельзя признать обоснованным.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Советом Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 2 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Указанное Положение действовало в период с 3 августа 1972 года по 30 сентября 1993 года, то есть в период работы и учебы истицы.
Из материалов дела видно, что истица до поступления в высшее учебное заведение и по его окончании осуществляла педагогическую деятельность.
Согласно ст. 198 КЗоТ РФ, действовавшего до 1 февраля 2002 года, студентам, успешно обучающимся в заочных высших учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставлялись отпуска с сохранением заработной платы. Аналогичная правовая норма предусматривалась и п. 16 Положения о льготах для рабочих и служащих, обучающимися по вечерней и заочной формам обучения в высших и средних специальных учебных заведениях», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 24.12.1982 г. № 1116. Таким образом, в период обучения в заочном высшем учебном заведении истице предоставлялись дополнительные отпуска, предусмотренные действовавшим в то время трудовым законодательством.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6, 9 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой и иной деятельностью, заслужены предшествующим трудом. При этом гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, предусмотренные действующим в тот период законодательством и изменение условий установления пенсий в связи с особыми условиями труда является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, что недопустимо.
Судом установлено, что с учетом периодов учебных отпусков на день подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ у истицы имелся специальный трудовой стаж 25 лет 23 дня.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поэтому досрочная трудовая пенсия истице должна быть назначена со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кудрявцевой О.В. удовлетворить.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области назначить Кудрявцевой О.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный трудовой стаж периоды учебных отпусков: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий:Н.В. Румянцева