<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кинель 28 апреля 2011 года
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.
при секретаре МАТВЕЕВОЙ О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
гражданское дело № по заявлению Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на квартиру,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация городского округа Кинель Самарской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02 августа 2010 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> <адрес>
В судебном заседании представитель заявителя Администрации городского округа Кинель Подгорбунская Е.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала и пояснила суду, что 29 июля 2009 года за муниципальным образованием городской округ Кинель зарегистрировано право собственности на жилой <адрес> по <адрес>. В целях реализации подпрограммы «Переселение граждан из жилищного фонда признанного непригодным для проживания на территории Самарской области», областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 г.г., в связи с признанием <адрес> аварийным жильем, квартира, собственниками которой являлись Шачнев А.А. и Шачнева М.Т., была изъята. 25 марта 2010 года между Муниципальным образованием городской округ Кинель и Шачневыми было заключено соглашение, в соответствии с условиями которого Муниципальное образование городской округ Кинель передало Шачневым в собственность <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на <адрес> по <адрес>, а Шачневы передали в муниципальную собственность кв.2 д.28/1 ул. Деповская г. Кинеля. 26 марта 2010 года муниципальное образование городской округ Кинель и Шачневы обратились в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о регистрации перехода права собственности и регистрации права общей долевой собственности на <адрес> по <адрес>. Однако регистрирующий орган отказал в регистрации, мотивируя тем, что в соответствии со ст.8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в целях их приватизации, продажи или иной сделки по отчуждению. Считает данный отказ незаконным, так как при заключении соглашений стороны пришли к договоренности, что цена за 1 кв.м. жилой площади устанавливается в соответствии с Приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 05 октября 2009 года № 112, согласно которому 1 кв.м. по городскому округу Кинель оценивается в 28.500 рублей. Данные соглашения подписаны сторонами, что свидетельствует о том, что стороны согласились с условиями соглашения и приняли на себя обязательства по их исполнению. Ссылка регистрирующего органа на п.3 ст.32 Жилищного Кодекса РФ, по мнению представителя, в данном случае неприменима, так как данная статья подлежит применению в той мере, в какой происходит изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Считает, что отказ регистрирующего органа является незаконным и нарушает права и законные интересы граждан. Поэтому просит признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02 августа 2010 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> по <адрес>, незаконным, обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Самарской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и право общей долевой собственности на объект недвижимого имущества – <адрес> по <адрес>. Также просит восстановить пропущенный для подачи заявления срок, поскольку заявление не подавали в суд до принятия решения по другому аналогичному гражданскому делу, решение по которому было принято 06 декабря 2010 года.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Колебирова Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования Администрации городского округа Кинель не признала и пояснила суду, что 26 марта 2010 года Муниципальное образование городской округ Кинель и Шачнев А.А., Шачнева М.Т. обратились в Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности Шачнева А.А. и Шачневой М.Т. (по <данные изъяты> доли в праве) на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенному по адресу <адрес>. 02 августа 2010 года заявителям было отказано в проведении регистрационных действий на указанный объект недвижимости по следующим основаниям. На государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие соблюдение органом местного самоуправления процедуры изъятия жилого помещения, установленной п.3 ст.32 ЖК РФ, у собственников Шачневых, которая состоит в принятии органом местного самоуправления решения об изъятии жилого помещения у собственников и государственной регистрации такого решения. Согласно п.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Однако п.8 ст.32 ЖК РФ не исключает обязанности принятия соответствующего решения об изъятии, а также его обязательной государственной регистрации. При этом, поскольку Шачневым было предоставлено в собственность жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, для совершения сделки по отчуждению муниципального имущества, администрация городского округа Кинель обязана была в соответствии со ст.8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» представить документ, подтверждающий рыночную оценку вовлекаемых в сделку жилых помещений. Поэтому просит в удовлетворении заявления Администрации городского округа Кинель о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02 августа 2010 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> по <адрес>, отказать. Кроме того, полагает, что основанием для отказа Администрации городского округа Кинель в удовлетворении заявления является также пропуск заявителем срока для обращения в суд с соответствующим заявлением. Отказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в государственной регистрации был получен Администрацией городского округа Кинель в лице представителя Савицкой 21 сентября 2010 года. То есть к моменту обращения в суд, истекли сроки для подачи жалобы в порядке главы 25 ГПК РФ. При этом считает, что отсутствуют основания для восстановления Администрации городского округа Кинель срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения должного лица.
Заинтересованные лица Шачнев А.А. и Шачнева М.Т. заявление Администрации городского округа Кинель поддержали и пояснили суду, что они являлись собственниками <адрес>. Данный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. В связи со сносом дома, им были предоставлены в собственность доли в <адрес> по <адрес>. Между ними и Администрацией городского округа Кинель было подписано соглашение, в соответствии с которым они передали в собственность Администрации городского округа Кинель квартиру, которая находилась в доме, подлежащем сносу, а взамен данной квартиры, была предоставлена <адрес>. <адрес> по <адрес>. При обращении в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации за ними права собственности на доли в предоставленной квартире, регистрационная служба им отказала в регистрации. Считают данный отказ незаконным по основаниям, указанным представителем Администрации городского округа Кинель.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявление Администрации городского округа Кинель удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 26 марта 2010 года Муниципальное образование городской округ Кинель и Шачнев А.А., Шачнева М.Т. обратились в Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности Шачнева А.А. и Шачневой М.Т. (по <данные изъяты> доли в праве) на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенную по адресу <адрес> <адрес>.
02 августа 2010 года заявителям было отказано в проведении регистрационных действий на указанный объект недвижимости (л.д.29-32).
При этом, отказывая в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> по <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сослалось на несоблюдение Администрацией городского округа Кинель процедуры изъятия жилого помещения у собственников помещения Шачневых, а также отсутствие оценки как изымаемого жилого помещения, так и предоставляемого жилого помещении, а именно <адрес> <адрес>.
Суд считает данное решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> от 02 августа 2010 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес>. <адрес> по <адрес>, незаконным по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в собственности Шачнева А.А. и Шачневой М.Т. находилась <адрес> по <адрес>.
Установлено, что во исполнение областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2008-2011 г.г. на территории города Кинеля для переселения граждан из аварийного жилья был возведен <адрес> по <адрес>.
Указанный дом на основании Приказа Министра имущественных отношений Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема передачи имущества, находящегося в собственности Самарской области, в собственность городского округа Кинель Самарской области от 03.07.2009 года, был передан в муниципальную собственность городского округа Кинель, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.07.2009 года (л.д.15).
Установлено, что жилые помещения, расположенные в указанном доме, предназначены только для переселения граждан из аварийного жилья. Жилые помещения в данном доме имеют целевое назначение, и не могут предоставляться Муниципальным образованием городской округ Кинель гражданам, которые имеют право на предоставление жилых помещений по иным основаниям.
В связи с тем, что <адрес>, где находилась квартира, собственниками которой являлись Шачнев А.А. и Шачнева М.Т., признан аварийным, а также во исполнение областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2008-2011 г.г., 30 марта 2010 года между Муниципальным образованием городской округ Кинель, с одной стороны, и Шачневыми, с другой стороны, заключены соглашения, в соответствии с условиями которых Муниципальное образование городской округ Кинель передало Шачневым в собственность 472/517 доли в праве общей долевой собственности <адрес> по <адрес>, а Шачневы передали в муниципальную собственность <адрес> (л.д.18-19, л.д.20-21).
При этом установлено, что Постановлением Администрации городского округа Кинель от 25.02.20910 года № Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Кинель было разрешено произвести снос ветхих и аварийных домов, в том числе и <адрес> (л.д. 33).
На момент рассмотрения дела указанное постановление в части сноса <адрес> исполнено – <адрес> как аварийный, снесен, что сторонами не оспаривается.
Доводы представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области о том, что в соответствии с п.10 ст.32 Жилищного Кодекса РФ органом местного самоуправления должно было быть принято решение об изъятии каждого жилого помещения в <адрес>, признанного аварийным, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п.10 ст.32 Жилищного Кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что снос аварийного <адрес>, осуществлен. В связи со сносом дома, органом местного самоуправления решение об изъятии земельного участка под данным домом для муниципальных нужд не принималось. В соответствии же с требованиями п.10 ст.32 ЖК РФ решение об изъятии жилых помещений, с последующей государственной регистрацией такого решения, принимается только в случае, если собственники помещений дома, признанного аварийным, не осуществят его снос, и органом местного самоуправления принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
В связи с этим, ссылка Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области в решении об отказе в государственной регистрации от 02 августа 2010 года о несоблюдении органом местного самоуправления процедуры изъятия жилого помещения у собственников Шачневых, не основана на законе.
В связи с этим, несостоятельна также ссылка представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области на то, что должна была быть произведена оценка <адрес> по <адрес>, которая принадлежала Шачневым.
Действительно в соответствии со ст.8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, либо муниципальным образованиям.
Как уже было указано выше Шачневым в связи с переселением из жилого помещения, находящегося в доме, признанного аварийным и в связи с этим снесенным, в целях реализации областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2008-2011 г.г., утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008 года №, была предоставлена <адрес> <адрес>.
В связи с переселением и сносом дома, в котором находилась квартира, принадлежащая Шачневым на праве личной собственности, Шачневы, как собственники, лишились имущества, принадлежащего им на праве частной собственности.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Положение ст. 35 Конституции РФ направлено на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
Переселение граждан из аварийного жилья осуществляется независимо от поведения и воли собственника и обусловлено государственными и общественными интересами, направленными на исключение из пользования граждан жилых помещений, которые своим техническим состоянием, либо по иным причинам, ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Жилищный кодекс Российской Федерации не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения при признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Между тем, исходя из требований ст.35 Конституции РФ, собственники квартиры в связи со сносом дома вправе требовать восстановления их жилищных прав в полном объеме.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Установлено, что, заключая соглашение о передаче Шачневым взамен жилого помещения, которое признано аварийным, другого жилого помещения, Администрация городского округа Кинель и Шачневы пришли к соглашению о том, что стоимость 1 кв.м. жилого помещения, принадлежащего Шачневымеяновым, и стоимость 1 кв.м. жилого помещения, которое им предоставлено в связи с переселением, составляет 28.500 кв.м., которая установлена Приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 05 декабря 2009 года № «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного места общей площади жилья на IV квартал 2009 года по муниципальным образованиям Самарской области для расчета размера социальных выплат (субвенций) на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством».
Несмотря на то, что установленная данным Приказом средне рыночная стоимость одного квадратного места, не относится к категории граждан, которые подлежат переселению в связи со сносом аварийного и ветхого жилья, однако суд считает, что, принимая за определение стоимости 1 кв.м. установленную указанным Приказом средне рыночную стоимость 1 кв.м., Администрация городского округа Кинель действовала в соответствии с требованиями ст.35 Конституции РФ, предусматривающей равноценное возмещение собственникам в связи с лишением их принадлежащей им собственности.
При этом следует также отметить, что при сносе дома возникают отношения, основанные на обязанности органов, осуществляющих снос дома, предоставить собственникам сносимого жилья другое равноценное жилое помещение.
Предоставление Администрацией городского округа Кинель Шачневым взамен принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, другого жилого помещения, которое было возведено именно для переселения граждан из аварийного жилья, имеет целевое назначение, является обязанностью Администрации городского округа Кинель, не зависит от воли муниципального образования, в связи с чем ссылка Управления федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии Самарской области на то, что Муниципальным образованием городской округ Кинель была совершена сделка по отчуждению муниципального имущества, является несостоятельной.
В связи с этим, не основана на законе ссылка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в решении об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на то, что муниципальным образованием городской округ Кинель на государственную регистрацию не была представлена рыночная оценка имущества: как квартиры Шачневых, так и квартиры, передаваемой Шачневым, в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Однако, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В судебном заседании установлено, что 26 марта 2010 года Муниципальное образование городской округ Кинель и Шачневы обратились в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенному по адресу <адрес> <адрес>.
02 августа 2010 года заявителям было отказано в проведении регистрационных действий на указанный объект недвижимости (л.д.29-32).
Сообщение об отказе в государственной регистрации права было получено представителем Администрации г.о. Кинель 21 сентября 2010 года, что представителем Администрации городского округа Кинель в судебном заседании не оспаривалось. Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением истек 21 декабря 2010 года.
Заявитель обратился в Кинельский районный суд с заявлением о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02 августа 2010 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> по <адрес> только 28 марта 2011 года.
Доводы представителя Администрации городского округа Кинель об уважительности причин пропуска, установленного ст. 256 ГПК РФ срока для обращения в суд с заявлением, суд признает не состоятельными.
Решение Кинельского районного суда от 06 декабря 2010 года, на которое ссылается представитель, вступило в законную силу 18 января 2011 года, рассмотрение данного дела не являюсь препятствием для обращения в суд с заявлением об обжаловании решения Управления Росреестра об отказе в регистрации права собственности.
Иных причин пропуска установленного ст. 256 ГПК РФ срока для обращения в суд заявитель суду не указал.
Заинтересованные лица Шачнев А.А. и Шачнева М.Т. не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра от 02 августа 2010 года самостоятельно.
При таких обстоятельствах, заявление Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на квартиру от 02 августа 2010 года удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-198, ст.258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области № от 02 августа 2010 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> по <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03 мая 2011 года.
председательствующий – подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>