решение по администрации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ     РОССИЙСКОЙ      ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2011 г                                                                                                    г.Кинель

Кинельский районный суд Самарской области    в составе:

председательствующего Радаевой О.И.

при секретаре Афониной С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании    материалы гражданского дела по заявлению Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на квартиру,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация городского округа Кинель Самарской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 11.01.2011года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> по <адрес>

В судебном заседании представитель заявителя Администрации городского округа Кинель Колебирова Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала и пояснила суду, что 29 июля 2009 года за муниципальным образованием городской округ Кинель зарегистрировано право собственности на жилой <адрес> по <адрес>. В целях реализации подпрограммы «Переселение граждан из жилищного фонда признанного непригодным для проживания на территории <адрес>» областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 г.г., в связи с признанием <адрес> аварийным жильем, <адрес> данном доме, собственником которой являлся Жидяев В.В. была изъята у Жидяева В.В и ему передано в собственность <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на <адрес> по <адрес>. 02.09.2010 года между Муниципальным образованием городской округ Кинель и Жидяевым Вячеславом Владимировичем было заключено соглашение, в соответствии с условиями которого Муниципальное образование городской округ Кинель передало Жидяеву В.В. в собственность <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности <адрес> по <адрес>, а Жидяев В.В. передал в муниципальную собственность <адрес> по <адрес>. 02.09.2010 года указанное муниципальное образование городской округ Кинель и Жидяев обратились в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о регистрации перехода права собственности и регистрации права общей долевой собственности на <адрес> по <адрес>. Однако регистрирующий орган отказал в регистрации, мотивируя тем, что в соответствии со ст.8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в целях их приватизации, продажи или иной сделки по отчуждению. Считает данный отказ незаконным, так как при заключении соглашений стороны пришли к договоренности, что цена за 1 кв.м. жилой площади устанавливается в соответствии с Приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 05 октября 2009 года , согласно которому 1 кв.м. по городскому округу Кинель оценивается в 28.500 рублей. Данные соглашения подписаны сторонами, что свидетельствует о том, что стороны согласились с условиями соглашения и приняли на себя обязательства по их исполнению. Ссылка регистрирующего органа на п.3 ст.32 Жилищного Кодекса РФ, по мнению представителя, в данном случае неприменима, так как данная статья подлежит применению в той мере, в какой происходит изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Считает, что отказ регистрирующего органа является незаконным и нарушает права и законные интересы граждан. Поэтому просит признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 11.01.2011 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> по <адрес>, незаконным, обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Самарской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и право общей долевой собственности на объект недвижимого имущества – <адрес> по <адрес>.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Найдовский П.Е., действующий на основании доверенности, заявленные требования Администрации городского округа Кинель не признал и пояснил суду, что 02.09.2010 года Муниципальное образование городской округ Кинель и Жидяев В.В. в лице законного представителя Бабушкиной Н.В. обратились в Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности Жидяева В.В., (по <данные изъяты> доли в праве) на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенному по адресу <адрес> <адрес>. 11.01.2011 года заявителям было отказано в проведении регистрационных действий на указанный объект недвижимости по следующим основаниям. На государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие соблюдение органом местного самоуправления процедуры изъятия жилого помещения, установленной п.3 ст.32 ЖК РФ, у собственника Жидяева, которая состоит в принятии органом местного самоуправления решения об изъятии жилого помещения у собственников и государственной регистрации такого решения. Согласно п.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Однако п.8 ст.32 ЖК РФ не исключает обязанности принятия соответствующего решения об изъятии, а также его обязательной государственной регистрации. При этом, поскольку Жидяевым было предоставлено в собственность жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, для совершения сделки по отчуждению муниципального имущества, администрация городского округа Кинель обязана была в соответствии со ст.8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» представить документ, подтверждающий рыночную оценку вовлекаемых в сделку жилых помещений. Поэтому просит в удовлетворении заявления Администрации городского округа Кинель о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 11.01.2011 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> <адрес>, отказать.

Заинтересованные лица Жидяев В.В., в лице законного представителя Бабушкиной Н.В. заявление Администрации городского округа Кинель поддержали и пояснили суду, что они являлись собственниками <адрес>. Данный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. В связи со сносом дома, им были предоставлены в собственность доли в <адрес> по <адрес>. Между ними и Администрацией городского округа Кинель было подписано соглашение, в соответствии с которым они передали в собственность Администрации городского округа Кинель квартиру, которая находилась в доме, подлежащем сносу, а взамен данной квартиры, была предоставлена <адрес> по <адрес>. При обращении в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации за ними права собственности на доли в предоставленной квартире, регистрационная служба им отказала в регистрации. Считают данный отказ незаконным по основаниям, указанным представителем Администрации городского округа Кинель.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявление Администрации городского округа Кинель подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 29 июля 2010 года Муниципальное образование городской округ Кинель и Жидяев В.В. обратились в Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности Жидяева В.В. (по <данные изъяты> доли в праве) на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенному по адресу <адрес>.

11.01.2011 года заявителям было отказано в проведении регистрационных действий на указанный объект недвижимости.

При этом, отказывая в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> по <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области сослалось на несоблюдение Администрацией городского округа Кинель процедуры изъятия жилого помещения у собственника помещения Жидяева В.В., а также отсутствие оценки как изымаемого жилого помещения, так и предоставляемого жилого помещении, а именно <адрес> по <адрес>.

Суд считает данное решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> от 11.01.2011 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес>, незаконным по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в собственности ФИО1 находилась <адрес> по <адрес>.

На основании протокола заседания межведомственной комиссии о признании жилых зданий аварийными от 22 ноября 2002 года, распоряжением Администрации города Кинеля от 28.11.2002 года «О признании жилых зданий аварийными» <адрес>, где находилась квартира, собственниками которой являлся Жидяев, признан по техническому состоянию аварийным.

В соответствии с распоряжением Администрации городского округа Кинель от 30.07.2008 года в целях реализации областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2008-2011 г.г., утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008 года , была создана рабочая группа, которой было поручено до 01.08.2008 года разработать план мероприятий по реализации указанной областной адресной программы.

Установлено, что во исполнение областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2008-2011 г.г. на территории города Кинеля для переселения граждан из аварийного жилья был возведен <адрес>.

Указанный дом на основании Приказа Министра имущественных отношений Самарской области от 15.06.2009 года и акта приема передачи имущества, находящегося в собственности Самарской области, в собственность городского округа Кинель Самарской области от 03.07.2009 года, был передан в муниципальную собственность городского округа Кинель, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.07.2009 года.

Установлено, что жилые помещения, расположенные в указанном доме, предназначены только для переселения граждан из аварийного жилья. Жилые помещения в данном доме имеют целевое назначение, и не могут предоставляться Муниципальным образованием городской округ Кинель гражданам, которые имеют право на предоставление жилых помещений по иным основаниям.

В связи с тем, что <адрес>, где находилась квартира, собственником которой являлся Жидяев В.В., признан аварийным, а также во исполнение областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2008-2011 г.г., 02.09.2010 года между Муниципальным образованием городской округ Кинель, с одной стороны, и Жидяевым, с другой стороны, заключены соглашения, в соответствии с условиями которых Муниципальное образование городской округ Кинель передало Жидяеву В.В. в собственность <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности <адрес> по <адрес>, а Жидяев В.В. передали в муниципальную собственность <адрес>.

При этом установлено, что Постановлением Администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ года Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Кинель было разрешено произвести снос ветхих и аварийных домов, в том числе и <адрес>.

На момент рассмотрения дела указанное постановление в части сноса <адрес> исполнено – <адрес> как аварийный, снесен, что сторонами не оспаривается.

Доводы представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области о том, что в соответствии с п.10 ст.32 Жилищного Кодекса РФ органом местного самоуправления должно было быть принято решение об изъятии каждого жилого помещения в <адрес>, признанного аварийным, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с п.10 ст.32 Жилищного Кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что снос аварийного <адрес>, осуществлен. В связи со сносом дома, органом местного самоуправления решение об изъятии земельного участка под данным домом для муниципальных нужд не принималось. В соответствии же с требованиями п.10 ст.32 ЖК РФ решение об изъятии жилых помещений, с последующей государственной регистрацией такого решения, принимается только в случае, если собственники помещений дома, признанного аварийным, не осуществят его снос, и органом местного самоуправления принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.

В связи с этим, ссылка Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области в решении об отказе в государственной регистрации от 11.01.2011года о несоблюдении органом местного самоуправления процедуры изъятия жилого помещения у собственника Жидяева В.В., не основана на законе.

В связи с этим, несостоятельна также ссылка представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области на то, что должна была быть произведена оценка <адрес> <адрес>, которая принадлежала Жидяеву В.В.

Действительно в соответствии со ст.8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, либо муниципальным образованиям.

Как уже было указано выше Жидяеву в связи с переселением из жилого помещения, находящегося в доме, признанного аварийным и в связи с этим снесенным, в целях реализации областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2008-2011 г.г., утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008 года , была предоставлена <адрес> по <адрес>.

В связи с переселением и сносом дома, в котором находилась квартира, принадлежащая Жидяеву В.В. на праве личной собственности, Жидяев, как собственник, лишился имущества, принадлежащего ему на праве частной собственности.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Положение ст. 35 Конституции РФ направлено на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Переселение граждан из аварийного жилья осуществляется независимо от поведения и воли собственника и обусловлено государственными и общественными интересами, направленными на исключение из пользования граждан жилых помещений, которые своим техническим состоянием, либо по иным причинам, ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Жилищный кодекс Российской Федерации не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения при признании дома аварийным и подлежащим сносу.

Между тем, исходя из требований ст.35 Конституции РФ, собственники квартиры в связи со сносом дома вправе требовать восстановления их жилищных прав в полном объеме.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Установлено, что, заключая соглашение о передаче Жидяеву В.В. взамен жилого помещения, которое признано аварийным, другого жилого помещения, Администрация городского округа Кинель и Жидяев пришли к соглашению о том, что стоимость 1 кв.м. жилого помещения, принадлежащего Жидяеву, и стоимость 1 кв.м. жилого помещения, которое им предоставлено в связи с переселением, составляет 28.500 руб., которая установлена Приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного места общей площади жилья на IV квартал 2009 года по муниципальным образованиям Самарской области для расчета размера социальных выплат (субвенций) на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством».

Несмотря на то, что установленная данным Приказом средне рыночная стоимость одного квадратного места, не относится к категории граждан, которые подлежат переселению в связи со сносом аварийного и ветхого жилья, однако суд считает, что, принимая за определение стоимости 1 кв.м. установленную указанным Приказом средне рыночную стоимость 1 кв.м., Администрация городского округа Кинель действовала в соответствии с требованиями ст.35 Конституции РФ, предусматривающей равноценное возмещение собственникам в связи с лишением их принадлежащей им собственности.

При этом следует также отметить, что при сносе дома возникают отношения, основанные на обязанности органов, осуществляющих снос дома, предоставить собственникам сносимого жилья другое равноценное жилое помещение.

Предоставление Администрацией городского округа Кинель Жидяеву В.В. взамен принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, другого жилого помещения, которое было возведено именно для переселения граждан из аварийного жилья, имеет целевое назначение, является обязанностью Администрации городского округа Кинель, не зависит от воли муниципального образования, в связи с чем, ссылка Управления федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии Самарской области на то, что Муниципальным образованием городской округ Кинель была совершена сделка по отчуждению муниципального имущества, является несостоятельной.

В связи с этим, не основана на законе ссылка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в решении об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на то, что муниципальным образованием городской округ Кинель на государственную регистрацию не была представлена рыночная оценка имущества: как квартиры Жидяева, так и квартиры, передаваемой Жидяеву В.В, в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Следует отметить, что до февраля 2010 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области производило государственные регистрации перехода права и права собственности на жилые помещения, находящиеся в <адрес>, которые предоставлялись гражданам в связи с переселением из аварийного жилья, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

При этом, на государственную регистрацию Администрацией городского округа Кинель и гражданами, которые были переселены в жилые помещения в связи со сносом домов, были представлены те же документы, какие были предоставлены Администрацией городского округа Кинель и Жидяевым для государственной регистрации перехода права и права собственности на <адрес>.<адрес> по <адрес>.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> объяснил отказ в проведении государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> <адрес> тем, что изменилась практика по государственной регистрации по данным случаям.

Однако данные объяснения не могут быть приняты судом во внимание по вышеизложенным основаниям.

При таких обстоятельствах, заявление Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на квартиру от 11.01.2011 года является обоснованным, а потому подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 11 января 2011 года незаконным.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию перехода права собственности и права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенному по адресу <адрес>

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

председательствующий – подпись

<данные изъяты>

<данные изъяты>