решение По Администрации



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кинель Самарской области                                   28 апреля 2011 года

Кинельский районный суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Смолиной O.K.,

при секретаре Грибовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации городского округа Кинель Самарской области об оспаривании незаконных действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по отказу в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на квартиру, заинтересованное лицо Бондаренко Алексей Юрьевич,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация городского округа Кинель Самарской области обратилась в суд с заявлением об оспаривании незаконных действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по отказу в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на квартиру, заинтересованное лицо Бондаренко А.Ю.., указывая что 27.07.2009 г. зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием городской округ Кинель на жилой <адрес> по <адрес> в <адрес>, в котором находится <адрес> общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью <данные изъяты>.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия от 29.07.2009 г., выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.

В целях реализации подпрограммы «Переселение граждан из жилищного фонда признанного непригодным для проживания на территории Самарской области» областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 г.г., в соответствии в постановлением Кинельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ « О городской программе «Переселение граждан г Кинеля из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на 2004-2010 г.г.», решением Думы городского округа Кинель от 23.05.2007 г. « О первоочередном сносе аварийного жилого фонда в городском округе <адрес>» в связи с признанием <адрес> аварийным жильем, <адрес> данном доме общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью <данные изъяты> на основании постановления администрации г.о. Кинель от 01.12.2009 г., была изъята у Бондаренко А.Ю., а ему было передано в собственность <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на однокомнатную <адрес> по <адрес>.

30.08.2010 года между Муниципальным образованием городской округ Кинель и Бондаренко А.Ю. было заключено соглашение, в соответствии с условиями которого Муниципальное образование городской округ Кинель передало в собственность Бондаренко А.Ю <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на однокомнатную <адрес> по <адрес>.

31.08.2010 года муниципальное образование городской округ Кинель и Бондаренко А.Ю. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о регистрации перехода права собственности и регистрации права общей долевой собственности на <адрес> <адрес> по <адрес>.

Однако, регистрирующий орган отказал в регистрации, мотивируя отказ тем, что в соответствии со ст.8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в целях их приватизации, продажи или иной сделки по отчуждению.

В судебном заседании представитель Администрации городского округа Кинель по доверенности Савицкая О.А. заявленные требования поддержала и пояснила, что считает данный отказ незаконным, так как при заключении соглашений стороны пришли к договоренности, что цена за 1 кв.м. жилой площади устанавливается в соответствии с Приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 05 октября 2009 года , согласно которому 1 кв.м. по городскому округу Кинель и составляет 28.500 рублей. Данное соглашение подписано сторонами, что свидетельствует о том, что стороны согласились с условиями соглашения и приняли на себя обязательства по их исполнению.

Полагает, что ссылка регистрирующего органа на п.3 ст.32 Жилищного Кодекса РФ, в данном случае неприменима, так как данная статья подлежит применению в той мере, в какой происходит изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или общественных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Пункт 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что решение об изъятии жилых помещений с последующей государственной регистрацией такого решения, принимается только в случае, если собственники помещений дома, признанного аварийным, не осуществят его снос, и органом местного самоуправления принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. В данном случае в связи со сносом вышеуказанного дома, органом местного самоуправления не принималось решение об изъятии земельного участка под домом для муниципальных нужд.

Полагает, что ссылка регистрирующего органа на то, что должна быть проведена оценка спорной квартиры, также несостоятельна.

В соответствии со ст. 8 ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации», проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.

Считает, что отказ регистрирующего органа является незаконным и нарушает права и законные интересы граждан, а именно, Бондаренко А.Ю. и просит признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 17.01 2011 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> по <адрес>, незаконным, обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Самарской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и право общей долевой собственности на объект недвижимого имущества – <адрес> по <адрес>.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по доверенности Колебирова Е.А. требования Администрации городского округа Кинель не признала и пояснила суду, что 31.08. 2010 года Муниципальное образование городской округ Кинель и Бондаренко А.Ю. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности Бондаренко А.Ю. на объект недвижимого имущества однокомнатную <адрес> по <адрес>.

Заявителям было отказано в проведении регистрационных действий на указанный объект недвижимости по следующим основаниям.

На государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие соблюдение органом местного самоуправления процедуры изъятия жилого помещения, установленной п.3 ст.32 ЖК РФ, у собственника Бондаренко А.Ю., которая состоит в принятии органом местного самоуправления решения об изъятии жилого помещения у собственников и государственной регистрации такого решения.

Согласно п.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Однако п.8 ст.32 ЖК РФ не исключает обязанности принятия соответствующего решения об изъятии, а также его обязательной государственной регистрации. При этом, поскольку объектом сделки было жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, для совершения сделки по отчуждению муниципального имущества, администрация городского округа Кинель обязана была в соответствии со ст.8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» представить документ, подтверждающий рыночную оценку вовлекаемых в сделку жилых помещений.

Полагает действия регистрирующего органа обоснованными и просит отказать в удовлетворении заявления Администрации городского округа Кинель о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 17.01.2011 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> по <адрес>.

Заинтересованное лицо Бондаренко А.Ю., заявление Администрации городского округа Кинель поддержал и пояснил суду, что он являлся собственником <адрес>. Данный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. В связи со сносом дома, ему были предоставлены в собственность доли в <адрес> по <адрес>.

Между ним и Администрацией городского округа Кинель было подписано соглашение, в соответствии с которым он передал в собственность Администрации городского округа Кинель квартиру, которая находилась в доме, подлежащем сносу, а взамен данной квартиры, ему была предоставлена <адрес> по <адрес>. При обращении в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации за ним права собственности на доли в предоставленной квартире, регистрационная служба им отказала в регистрации.

Считают данный отказ незаконным по основаниям, указанным представителем Администрации городского округа Кинель.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявление Администрации городского округа Кинель подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, что 31.08.2010 года Муниципальное образование городской округ Кинель и Бондаренко А.Ю. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности (<данные изъяты> доли) в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества – однокомнатную <адрес> по <адрес>.

17.01. 2011 года заявителям было отказано в проведении регистрационных действий на указанный объект недвижимости (л.д.21- 23).

При этом, отказ в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> по <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области мотивировало несоблюдением Администрацией городского округа Кинель процедуры изъятия жилого помещения у собственника помещения Бондаренко А.Ю., а также отсутствием оценки как изымаемого жилого помещения, так и предоставляемого жилого помещении, а именно <адрес> по <адрес>.

Суд считает данное решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области от 17.01. 2011 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на <адрес> <адрес> по <адрес>, является незаконным по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в собственности Бондаренко А.Ю. находилась <адрес>.

Решением Думы городского округа Кинель от 23.05.2007 г. «О первоочередном сносе аварийного жилого фонда в городском округе Кинель Самарской области» в связи с признанием <адрес> аварийным жильем, <адрес> данном доме на основании постановления администрации г.о. Кинель от 01.12.2009 г. , была изъята у Бондаренко А.Ю., а ему было передано в собственность <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на однокомнатную <адрес> по <адрес>.

30.08.2010 года между Муниципальным образованием городской округ Кинель и Бондаренко А.Ю. было заключено соглашение, в соответствии с условиями которого Муниципальное образование городской округ Кинель передало ему в собственность <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на однокомнатную <адрес> по <адрес> а Бондаренко А.Ю. передал в муниципальную собственность <адрес> ( л.д. 19-20).

В соответствии с распоряжением Администрации городского округа Кинель от 30.07.2008 года в целях реализации областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2008-2011 г.г., утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008 года , была создана рабочая группа, которой было поручено до 01.08.2008 года разработать план мероприятий по реализации указанной областной адресной программы.

Установлено, что во исполнение областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>» на 2008-2011 г.г. на территории города Кинеля для переселения граждан из аварийного жилья был возведен <адрес> <адрес>.

Указанный дом на основании Приказа Министра имущественных отношений Самарской области от 15.06.2009 года и акта приема передачи имущества, находящегося в собственности Самарской области, был передан в муниципальную собственность городского округа Кинель, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.07.2009 года (л.д.13).

При этом жилые помещения, расположенные в указанном доме, предназначены только для переселения граждан из аварийного жилья. Жилые помещения имеют целевое назначение, и не могут предоставляться Муниципальным образованием городской округ Кинель гражданам, которые имеют право на предоставление жилых помещений по иным основаниям.

В связи с тем, что <адрес>, где находилась квартира, собственником которой являлся Бондаренко А.Ю., был признан аварийным, а также во исполнение областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2008-2011 г.г., 30.08.2010 года между Муниципальным образованием городской округ Кинель, с одной стороны, и Бондаренко А.Ю. с другой стороны, было заключено соглашение, в соответствии с условиями которого Муниципальное образование городской округ Кинель передало в собственность Бондаренко А.Ю. <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на однокомнатную <адрес> <адрес>, а он передал в муниципальную собственность <адрес> ( л.д. 19-20).

Судом установлено также, что Постановлением Администрации городского округа Кинель от 25.02.2010 года Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Кинель было разрешено произвести снос ветхих и аварийных домов, в том числе и <адрес>.

Доводы представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области о том, что в соответствии с п.10 ст.32 Жилищного Кодекса РФ органом местного самоуправления должно было быть принято решение об изъятии каждого жилого помещения в <адрес>, признанного аварийным, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с п.10 ст.32 Жилищного Кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что снос аварийного <адрес>, осуществлен. В связи со сносом дома, органом местного самоуправления решение об изъятии земельного участка под данным домом для муниципальных нужд не принималось. В соответствии же с требованиями п.10 ст.32 ЖК РФ решение об изъятии жилых помещений, с последующей государственной регистрацией такого решения, принимается только в случае, если собственники помещений дома, признанного аварийным, не осуществят его снос, и органом местного самоуправления принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.

При таких обстоятельствах, ссылка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области в решении об отказе в государственной регистрации от 12.01.2011 года о несоблюдении органом местного самоуправления процедуры изъятия жилого помещения у собственника Бондаренко А.Ю., не основана на законе.

В связи с этим, несостоятельна также ссылка представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области на то, что следовало произвести оценку <адрес>, которая ранее принадлежала Бондаренко А.Ю.

Действительно, в соответствии со ст.8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, либо муниципальным образованиям.

Как уже было указано выше Бондаренко А.Ю. в связи с переселением из жилого помещения, находящегося в доме, признанного аварийным и в связи с этим снесенным, в целях реализации областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2008-2011 г.г., утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008 года , была предоставлена <адрес> по <адрес>.

В связи с переселением и сносом дома, в котором находилась квартира, принадлежащая Бондаренко А.Ю на праве личной собственности, он, как собственник, лишился имущества, принадлежащего ему на праве частной собственности.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Положение ст. 35 Конституции РФ направлено на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Переселение граждан из аварийного жилья осуществляется независимо от поведения и воли собственника и обусловлено государственными и общественными интересами, направленными на исключение из пользования граждан жилых помещений, которые своим техническим состоянием, либо по иным причинам, ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Жилищный кодекс Российской Федерации не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения при признании дома аварийным и подлежащим сносу.

Между тем, исходя из требований ст.35 Конституции РФ, собственники квартиры в связи со сносом дома вправе требовать восстановления их жилищных прав в полном объеме.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Установлено, что, заключая соглашение о передаче Бондаренко А.Ю. взамен жилого помещения, которое признано аварийным, другого жилого помещения, Администрация городского округа Кинель и Бондаренко А.Ю., пришли к соглашению о том, что стоимость 1 кв.м. жилого помещения, принадлежащего им жилья, и стоимость 1 кв.м. жилого помещения, предоставленного им в связи с переселением, составляет <данные изъяты> и установлена Приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 05 декабря 2009 года «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного места общей площади жилья на IV квартал 2009 года по муниципальным образованиям Самарской области для расчета размера социальных выплат (субвенций) на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством».

Несмотря на то, что установленная данным Приказом средне-рыночная стоимость одного квадратного места, не относится к категории граждан, которые подлежат переселению в связи со сносом аварийного и ветхого жилья, однако суд считает, что, принимая за определение стоимости 1 кв.м. установленную указанным Приказом средне-рыночную стоимость 1 кв.м., Администрация городского округа Кинель действовала в соответствии с требованиями ст.35 Конституции РФ, предусматривающей равноценное возмещение собственникам в связи с лишением их принадлежащей им собственности.

При этом следует также отметить, что при сносе дома возникают отношения, основанные на обязанности органов, осуществляющих снос дома, предоставить собственникам сносимого жилья другое равноценное жилое помещение.

Предоставление Администрацией городского округа Кинель Бондаренко А.Ю. другого жилого помещения, взамен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, которое было возведено именно для переселения граждан из аварийного жилья, имеет целевое назначение, является обязанностью Администрации городского округа Кинель, не зависит от воли муниципального образования, в связи с чем ссылка Управления федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии Самарской области на то, что Муниципальным образованием городской округ Кинель была совершена сделка по отчуждению муниципального имущества, является несостоятельной.

В связи с этим, не основана на законе ссылка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в решении об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на то, что муниципальным образованием городской округ Кинель на государственную регистрацию не была представлена рыночная оценка имущества: как квартиры Бондаренко А.Ю., так и квартиры, передаваемой ему, в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Следует отметить, что до февраля 2010 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществляло государственную регистрацию перехода права и права собственности на жилые помещения, находящиеся в <адрес>, которые предоставлялись гражданам в связи с переселением из аварийного жилья что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

При таких обстоятельствах, заявление Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на квартиру от 17.01.2011 года является обоснованным, а потому подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 17.01. 2011 года незаконным.

        Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию перехода права собственности и права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

        Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение 10 дней

Судья-                       Смолина О.К.