РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Кинель 23 мая 2011 года
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
Судьи Трибунской Л.М.
при секретаре Федотовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Нечайкина Александра Викторовича к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, возложении обязанности выдать удостоверение единого образца, выплате социальной поддержки
УСТАНОВИЛ:
Нечайкин А.В. обратился в суд с требованиями к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, возложении обязанности выдать удостоверение единого образца, выплате социальной поддержки, указав в исковом заявлении, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по31.12.1963 года он проживал в <адрес>. Данный населенный пункт входит в перечни населенных пунктов <адрес> и бывшей <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденных распоряжениями правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Р и от ДД.ММ.ГГГГ №-Р соответственно. В соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне» от ДД.ММ.ГГГГ №2-ФЗ, Определением Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № он подал заявлении в Управление социальной защиты населения Администрации городского округа Кинель Самарской области о внесении сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и направлении в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представления о выдаче ему удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию. Выдача удостоверений единого образца осуществляется в соответствии с Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Управление социальной защиты населения Администрации городского округа Кинель Самарской области приняло заявление 10.03.2007г., документы были направлены из Министерства здравоохранения социального развития Самарской области Ответа не поступило. С 20.03.2007г. по 01,04.2009г. он неоднократно обращался в управление социальной защиты населения Администрации городского округа Кинель по существу вопроса. Последовал ответ, обращайтесь в МЧС России. 08.04.2009г. он направил заявление в МЧС России. Ответ получил через восемь месяцев, потому что ответ был направлен не в <адрес>, а в <адрес>. Ответ был отрицательный. 16.12.2010г. он повторно обратился в Администрацию городского округа Кинель Самарской области с заявлением. 20.01.2011г. получил ответ, что документы направлены в Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области. 26.01.2011г. получил ответ с необоснованным отказом. 17.12.2010 г направил заявление в Главное управление <адрес> по социальной защите населения. ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, что получил дозу свыше 25Бэр и имеет право на социальную поддержку, но надо обратиться по месту жительства. До настоящего времени удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ ему не выдано, что нарушает Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г. На основании изложенного просит признать его лицом, подвергшимся радиационному воздействию в следствии ядерных испытаний на <адрес> полигоне с получением суммарной (накопленной ) дозы облучения более 25 сЭв ( Бэр)., взыскать с МЧС России полагающуюся ему социальную поддержку за весь период незаконного отказа в признании лицом подвергшимся радиационному воздействию. Общая задолженность составляет 44 месяца. На 01.02.2011г. - составляет 1359 руб, 40 копеек. Сумма равна: 1359.40х44=59813руб. 60коп. Обязать МЧС России выдать удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию в следствии ядерных испытаний на <адрес> полигоне», и Определением Конституционного суда Российской Федерации от 11.07.2006г. №.
При подготовке дела к рассмотрению истец увеличил объем исковых требований и просил взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в свою пользу 66 606 рублей 62 коп.
В судебном заседании Нечайкин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме и просил признать его лицом, подвергшимся радиационному воздействию в следствии ядерных испытаний на <адрес> полигоне с получением суммарной (накопленной ) дозы облучения более 25 сЭв ( Бэр), обязать МЧС России выдать удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию в следствии ядерных испытаний на <адрес> полигоне» взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в свою пользу 66 606 рублей 62 коп.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не прибыл, предоставив письменный отзыв, в котором указал следующее. На момент первичного обращения истца в министерство (2007 год) действовали утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне (далее - Правила). Пунктом 2 Правил в полном соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ было установлено, что удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) (в связи с изданием постановления Правительства РФ от 23.11.2009 №, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № признано утратившим силу). Вместе с тем подпунктом «б» пункта 3 Правил было предусмотрено, что для получения удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, от гражданина требуется документальное подтверждение факта проживания в конкретном населенном пункте, в том числе на день проведения ядерных испытаний, при том, что из Федерального закона не следует, что для получения права на установленные им меры социальной поддержки необходимо было проживать (находиться) в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на <адрес> полигоне, в дни их проведения - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Конституционно-правовой смысл подпункта «б» пункта 3 Правил был выявлен Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №. В связи с чем, подпункт «б» пункта 3 Правил не мог рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне» для лиц, проживавших в 1949 - 1963 годах (после начала ядерных испытаний - ДД.ММ.ГГГГ) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).В соответствии с пунктом 4 Правил органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства (регистрации) принимали, проверяли представленные гражданами документы, а также вносили сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне (далее - Реестр), и направляли в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) представления о выдаче удостоверений, к которым прилагались заверенные в установленном порядке выписки из Реестра и копии представленных гражданами документов. Выдача удостоверений осуществлялась МЧС России. Таким образом, органы исполнительной власти субъектов не были уполномочены принимать решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений гражданам, подвергшимся радиационному воздействию. Полномочия субъекта сводились к приему документов и их передаче в МЧС России. На основании представленных в 2007 году истцом документов, сведения о Нечайкине А.В. были внесены в Реестр от ДД.ММ.ГГГГ и с сопроводительным письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ направлены в МЧС России для выдачи удостоверения единого образца, однако до настоящего времени удостоверение на имя Нечайкина А.В. в министерство не поступало. Учитывая изложенное, полномочия, возложенные на министерство по сбору и отправке представленных гражданами документов в МЧС России для выдачи им удостоверений, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, были выполнены в соответствии с требованиями законодательства (действующего на момент обращения истца) в полном объеме и в установленные сроки, в связи с чем, министерство не является надлежащим ответчиком по дополнительному исковому заявлению Нечайкина А.В.. На запрос министерства о причинах задержки выдачи удостоверений МЧС России в письме от ДД.ММ.ГГГГ № сообщило, что Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 404-О установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ критерий выдачи удостоверений лицам, получившим сверхнормативную дозу облучения свыше 5 сЗв, оставлен в силе. Нормативные правовые акты Российской Федерации в данной сфере не содержат сведений о сверхнормативном облучении граждан, проживавших не на дату ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГг. По информации МЧС России с 2007 года проводятся мероприятия по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, устанавливающие значения суммарных (накопленных) эффективных доз облучения населения за весь период ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1963 гг. Необходимо отметить, что до настоящего времени действующим законодательством Российской Федерации форма документа, подтверждающего получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения лицами, проживавшими в соответствующем населенном пункте не на дату ядерного испытания, а именно ДД.ММ.ГГГГ, не разработана. ДД.ММ.ГГГГ постановлением № Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены методические указания «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне». Однако до настоящего времени законодательно не определены органы, уполномоченные в соответствии с указанными методическими рекомендациями определять дозы облучения и выдавать официальные заключения. В связи с чем, настоящее время удостоверения выдаются МЧС России только тем гражданам, которые доказали факт проживания в населенных пунктах, включенных в Перечни, население которых получило дозу облучения вследствие ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Просит отказать в иске Нечайкина А.В. к министерству.
Представитель МЧС России в судебное заседание не прибыл, письменный отзыв на иск не предоставил. О месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ МЧС России Нечайкину А.В. отказано в выдаче удостоверения о статусе гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д.20).
Согласно справки Новониколаевского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 1956 г.р. проживал в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).
Согласно свидетельства о перемени фамилии (л.д.28) ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переменил фамилию на Нечайкин.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне" (принят ГД ФС РФ ДД.ММ.ГГГГ), гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 5 Закона документом, подтверждающим право на получение мер социальной поддержки детям, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона, является заключение межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболевания с радиационным воздействием. Установление причинной связи развившихся заболеваний с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне осуществляется межведомственными экспертными советами в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 634 "О Правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне», отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р (в редакции от 08.02.2002 г) Об утверждении перечня населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне» в раздел 1 «Населенные пункты, население которых получило вследствие ядерного испытания ДД.ММ.ГГГГ суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв « включен населенный пункт <адрес>. В раздел 3 Перечня «Населенные пункты, население которых получило вследствие ядерного испытания ДД.ММ.ГГГГ суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 5 сЗв» населенный пункт <адрес> не включен.
Подпунктом "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 849) установлено, что для получения удостоверения, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне", гражданин представляет по месту жительства (регистрации) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих факт проживания (для военнослужащих - прохождения военной службы) в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденные Правительством Российской Федерации, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О указал, что подпункт "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 849) - по его конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования - не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне" для лиц, проживавших в 1949 - 1963 годах (после начала ядерных испытаний - ДД.ММ.ГГГГ) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.
Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П часть 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на <адрес> полигоне.
Исходя из изложенного, суд признает доводы истца о том, что действующим Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении перечня населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» нарушаются его конституционные права, несостоятельными.
Несмотря на то, что населенный пункт <адрес> не включен в раздел 3 Перечня населенных пунктов, население которых получило вследствие ядерного испытания ДД.ММ.ГГГГ суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 5 сЗв», истец не был лишен возможности подтвердить факт получения им суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на <адрес> полигоне путем предоставления доказательств, подтверждающих данные обстоятельства.
Поскольку истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих получение им суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на <адрес> полигоне, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ :
В удовлетворении исковых требований Нечайкина Александра Викторовича к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, возложении обязанности выдать удостоверение единого образца, выплате социальной поддержки отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение 10 суток с момента вынесения решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья –подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>