решение по нечайкину



                                                               РЕШЕНИЕ

                                           именем Российской Федерации

    город Кинель                                                            23 мая 2011 года

    Кинельский районный суд Самарской области в составе:

    Судьи Трибунской Л.М.

    при секретаре Федотовой О.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нечайкина Александра Викторовича к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, возложении обязанности выдать удостоверение единого образца, выплате социальной поддержки

                                                              УСТАНОВИЛ:

    Нечайкин А.В. обратился в суд с требованиями к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, возложении обязанности выдать удостоверение единого образца, выплате социальной поддержки, указав в исковом заявлении, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по31.12.1963 года он проживал в <адрес>. Данный населенный пункт входит в перечни населенных пунктов <адрес> и бывшей <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденных распоряжениями правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -Р и от ДД.ММ.ГГГГ -Р соответственно. В соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне» от ДД.ММ.ГГГГ №2-ФЗ, Определением Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ он подал заявлении в Управление социальной защиты населения Администрации городского округа Кинель Самарской области о внесении сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и направлении в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представления о выдаче ему удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию. Выдача удостоверений единого образца осуществляется в соответствии с Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Управление социальной защиты населения Администрации городского округа Кинель Самарской области приняло заявление 10.03.2007г., документы были направлены из Министерства здравоохранения социального развития Самарской области Ответа не поступило. С 20.03.2007г. по 01,04.2009г. он неоднократно обращался в управление социальной защиты населения Администрации городского округа Кинель по существу вопроса. Последовал ответ, обращайтесь в МЧС России. 08.04.2009г. он направил заявление в МЧС России. Ответ получил через восемь месяцев, потому что ответ был направлен не в <адрес>, а в <адрес>. Ответ был отрицательный. 16.12.2010г. он повторно обратился в Администрацию городского округа Кинель Самарской области с заявлением. 20.01.2011г. получил ответ, что документы направлены в Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области. 26.01.2011г. получил ответ с необоснованным отказом. 17.12.2010 г направил заявление в Главное управление <адрес> по социальной защите населения. ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, что получил дозу свыше 25Бэр и имеет право на социальную поддержку, но надо обратиться по месту жительства. До настоящего времени удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ ему не выдано, что нарушает Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г. На основании изложенного просит признать его лицом, подвергшимся радиационному воздействию в следствии ядерных испытаний на <адрес> полигоне с получением суммарной (накопленной ) дозы облучения более 25 сЭв ( Бэр)., взыскать с МЧС России полагающуюся ему социальную поддержку за весь период незаконного отказа в признании лицом подвергшимся радиационному воздействию. Общая задолженность составляет 44 месяца. На 01.02.2011г. - составляет 1359 руб, 40 копеек. Сумма равна: 1359.40х44=59813руб. 60коп. Обязать МЧС России выдать удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию в следствии ядерных испытаний на <адрес> полигоне», и Определением Конституционного суда Российской Федерации от 11.07.2006г. .

    При подготовке дела к рассмотрению истец увеличил объем исковых требований и просил взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в свою пользу 66 606 рублей 62 коп.

    В судебном заседании Нечайкин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме и просил признать его лицом, подвергшимся радиационному воздействию в следствии ядерных испытаний на <адрес> полигоне с получением суммарной (накопленной ) дозы облучения более 25 сЭв ( Бэр), обязать МЧС России выдать удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию в следствии ядерных испытаний на <адрес> полигоне» взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в свою пользу 66 606 рублей 62 коп.

    Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не прибыл, предоставив письменный отзыв, в котором указал следующее. На момент первичного обращения истца в министерство (2007 год) действовали утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне (далее - Правила). Пунктом 2 Правил в полном соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ было установлено, что удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) (в связи с изданием постановления Правительства РФ от 23.11.2009 , вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу). Вместе с тем подпунктом «б» пункта 3 Правил было предусмотрено, что для получения удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, от гражданина требуется документальное подтверждение факта проживания в конкретном населенном пункте, в том числе на день проведения ядерных испытаний, при том, что из Федерального закона не следует, что для получения права на установленные им меры социальной поддержки необходимо было проживать (находиться) в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на <адрес> полигоне, в дни их проведения - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Конституционно-правовой смысл подпункта «б» пункта 3 Правил был выявлен Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N . В связи с чем, подпункт «б» пункта 3 Правил не мог рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне» для лиц, проживавших в 1949 - 1963 годах (после начала ядерных испытаний - ДД.ММ.ГГГГ) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).В соответствии с пунктом 4 Правил органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства (регистрации) принимали, проверяли представленные гражданами документы, а также вносили сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне (далее - Реестр), и направляли в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) представления о выдаче удостоверений, к которым прилагались заверенные в установленном порядке выписки из Реестра и копии    представленных    гражданами    документов.    Выдача    удостоверений осуществлялась МЧС России. Таким образом, органы исполнительной власти субъектов не были уполномочены принимать решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений гражданам, подвергшимся радиационному воздействию. Полномочия субъекта сводились к приему документов и их передаче в МЧС России. На основании представленных в 2007 году истцом документов, сведения о Нечайкине А.В. были внесены в Реестр от ДД.ММ.ГГГГ и с сопроводительным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ направлены в МЧС России для выдачи удостоверения единого образца, однако до настоящего времени удостоверение на имя Нечайкина А.В. в министерство не поступало. Учитывая изложенное, полномочия, возложенные на министерство по сбору и отправке представленных гражданами документов в МЧС России для выдачи им удостоверений, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, были выполнены в соответствии с требованиями законодательства (действующего на момент обращения истца) в полном объеме и в установленные сроки, в связи с чем, министерство не является надлежащим ответчиком по дополнительному исковому заявлению Нечайкина А.В.. На запрос министерства о причинах задержки выдачи удостоверений МЧС России в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 404-О установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ критерий выдачи удостоверений лицам, получившим сверхнормативную дозу облучения свыше 5 сЗв, оставлен в силе. Нормативные правовые акты Российской Федерации в данной сфере не содержат сведений о сверхнормативном облучении граждан, проживавших не на дату ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГг. По информации МЧС России с 2007 года проводятся мероприятия по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, устанавливающие значения суммарных (накопленных) эффективных доз облучения населения за весь период ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1963 гг. Необходимо отметить, что до настоящего времени действующим законодательством Российской Федерации форма документа, подтверждающего получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения лицами, проживавшими в соответствующем населенном пункте не на дату ядерного испытания, а именно ДД.ММ.ГГГГ, не разработана. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены методические указания «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне». Однако до настоящего времени законодательно не определены органы, уполномоченные в соответствии с указанными методическими рекомендациями определять дозы облучения и выдавать официальные заключения. В связи с чем, настоящее время удостоверения выдаются МЧС России только тем гражданам, которые доказали факт проживания в населенных пунктах, включенных в Перечни, население которых получило дозу облучения вследствие ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Просит отказать в иске Нечайкина А.В. к министерству.

    Представитель МЧС России в судебное заседание не прибыл, письменный отзыв на иск не предоставил. О месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.

    Заслушав пояснения истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

    ДД.ММ.ГГГГ МЧС России Нечайкину А.В. отказано в выдаче удостоверения о статусе гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д.20).

    Согласно справки Новониколаевского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 1956 г.р. проживал в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).

    Согласно свидетельства о перемени фамилии (л.д.28) ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переменил фамилию на Нечайкин.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне" (принят ГД ФС РФ ДД.ММ.ГГГГ), гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

    Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

    Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    В соответствии со ст. 5 Закона документом, подтверждающим право на получение мер социальной поддержки детям, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона, является заключение межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболевания с радиационным воздействием. Установление причинной связи развившихся заболеваний с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне осуществляется межведомственными экспертными советами в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 634 "О Правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне», отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

    Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

    Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р (в редакции от 08.02.2002 г) Об утверждении перечня населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне» в раздел 1 «Населенные пункты, население которых получило вследствие ядерного испытания ДД.ММ.ГГГГ суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв « включен населенный пункт <адрес>. В раздел 3 Перечня «Населенные пункты, население которых получило вследствие ядерного испытания ДД.ММ.ГГГГ суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 5 сЗв» населенный пункт <адрес> не включен.

    Подпунктом "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 849) установлено, что для получения удостоверения, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне", гражданин представляет по месту жительства (регистрации) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих факт проживания (для военнослужащих - прохождения военной службы) в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденные Правительством Российской Федерации, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания.

    Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О указал, что подпункт "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 849) - по его конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования - не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне" для лиц, проживавших в 1949 - 1963 годах (после начала ядерных испытаний - ДД.ММ.ГГГГ) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

    Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-П часть 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на <адрес> полигоне.

    Исходя из изложенного, суд признает доводы истца о том, что действующим Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении перечня населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» нарушаются его конституционные права, несостоятельными.

    Несмотря на то, что населенный пункт <адрес> не включен в раздел 3 Перечня населенных пунктов, население которых получило вследствие ядерного испытания ДД.ММ.ГГГГ суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 5 сЗв», истец не был лишен возможности подтвердить факт получения им суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на <адрес> полигоне путем предоставления доказательств, подтверждающих данные обстоятельства.

    Поскольку истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих получение им суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на <адрес> полигоне, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

    РЕШИЛ :

    В удовлетворении исковых требований Нечайкина Александра Викторовича к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, возложении обязанности выдать удостоверение единого образца, выплате социальной поддержки отказать.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение 10 суток с момента вынесения решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

    Судья –подпись

    <данные изъяты>

<данные изъяты>