Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинель Самарской области 16 мая 2011 года
Кинельский районный суд Самарской области
в составе председательствующего Смолиной О.К.
при секретаре Грибовой Н. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Лябиной Натальи Викторовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, включении в стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Лябина Н.В. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного Фонда РФ в г. Кинеле и Кинельском районе (далее УПФ (ГУ) в г. Кинеле и Кинельском районе) о признании незаконным отказа в назначении ей трудовой пенсии, указывая, что 27.12.2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с <данные изъяты> поскольку имела необходимый для этого стаж работы, однако решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области от 15.02.2011 г. № ей необоснованно отказано в назначении досрочной пенсии по старости, при этом не засчитаны в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. запись в трудовой книжке не содержит сведений о работы с детьми, поскольку такая должность не поименована в Списке, утвержденном Постановлением №.
Считает, что неточное наименование занимаемой ею должности в трудовой книжке не должно нарушать ее конституционных прав на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истица Лябина Н.В. свои исковые требования поддержала и пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она работает в Ново<адрес> средней школе <адрес>, занимая различные должности: с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ - должность <данные изъяты> работы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – должность <данные изъяты>, полагает что указанные периоды незаконно не зачтены в льготный стаж, поскольку должность <данные изъяты> прямо предусмотрена п.1.1 ( общеобразовательные учреждения) раздела « наименований учреждений» Списка от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением Правительства РФ №.
С 1987 г. она занимает должность <данные изъяты>, что подтверждается приказом по Кинельскому РОНО.
В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она также выполняла деятельность <данные изъяты>, т.к. была <данные изъяты> дня и <данные изъяты>, что также подтверждается справкой.
Ответчик необоснованно не включил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 5 дней в декабре 1997 г., также, периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Просит обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию и обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию в связи с <данные изъяты> с момента обращения за ее назначением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика по доверенности Власик Н.В. исковые требования Лябиной Н.В. не признала и пояснила, что на момент обращения за назначением пенсии истица имела стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью 10 лет 1 месяц 27 дней.
Список профессий и должностей работников образования, утвержденный Постановлением ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает в качестве работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работу в должности <данные изъяты>. Лябина Н.В. работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> ( запись № в трудовой книжке, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ невозможно сделать вывод, на какой должности работала Лябина Н.В. в указанный период. Штатные расписания не представлены. Должность <данные изъяты> не дает право на досрочную пенсию, т.к. в Списке профессий и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ эта должность поименована как <данные изъяты>, однако подтверждений этого Лябина Н.В. не представляет.
Согласно представленных тарификационных списков Лябина Н.В. значится: на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, число часов в неделю – 11; на 01.09,1993 г. - <данные изъяты>, число часов в неделю <данные изъяты>) – 11; на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, число часов в неделю (<данные изъяты> ) – 15; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и <данные изъяты> ( запись № в трудовой книжке) или в должности <данные изъяты> ( приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно акту проверки невозможно сделать вывод, на какой должности работала Лябина Н.В. в указанный период.
Согласно представленных тарификационных списков, Лябина Н.В. значится: на – на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> – 1 ставка, число часов в неделю (<данные изъяты> – 14;
на ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>- 1 ставка, число часов в неделю (<данные изъяты>) – 14;
на ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>- 1 ставка, число часов в неделю (<данные изъяты>) – 17;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>- 1 ставка, число часов в неделю <данные изъяты>) – 17;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> 1 ставка, число часов в неделю (<данные изъяты> )- 20;
на ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> ставка, число часов в неделю (<данные изъяты> – 17;
на ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>- 1 ставка, число часов в неделю (<данные изъяты>) – 21;
на ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> 1 ставка, число часов в неделю (<данные изъяты> –21 час.;
на ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>- 1 ставка, число часов в неделю (<данные изъяты>) – 20;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, число часов в неделю -20;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 19 час.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 19 час.;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 20 час.;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 20 час.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 19,25 час.;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 20 час.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 17,5 час.
Штатные расписания за эти периоды не представлены. Для зачета периодов работы в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости необходимо занятие штатной должности, приказы на прием ( перевод) <данные изъяты>. Ежегодные приказы о <данные изъяты> нагрузке и ведение часов по отдельным предметам, без принятия на штатную должность, не подлежат зачету в специальный стаж. Отсутствует должностная инструкция <данные изъяты> практической <данные изъяты>, в связи с чем не представляется возможным определить характер работы в данной должности.
Согласно п.11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим <данные изъяты> деятельность в учреждениях для <данные изъяты> утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" работа в должностях социального <данные изъяты> по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для <данные изъяты> оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого<данные изъяты>, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты>, поскольку не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в статье 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), и указывает, что государственные пенсии устанавливаются законом
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим <данные изъяты> деятельность в государственных и муниципальных <данные изъяты>, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста. Согласно пункту 2 статьи 27 названного Федерального закона списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило Правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим <данные изъяты> в учреждениях <данные изъяты>, обеспечивая тем самым реализацию права данной категории граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших <данные изъяты>, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 869-О-О).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете характера и особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Согласно п.11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим <данные изъяты> в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" работа в должностях <данные изъяты> по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в <данные изъяты> помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Полагая, что в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с осуществлением <данные изъяты> деятельности, работа в должностях <данные изъяты> должна засчитываться независимо от типа и вида образовательного учреждения, Лябина Н.В. ошибочно трактует действующую норму права, регулирующую указанные правоотношения.
Поскольку представленная истицей Лябиной Н.В. должностная инструкция <данные изъяты> полностью соответствует требованиям, предъявляемым к <данные изъяты> работы с детьми, изложенным в письме Министерства просвещения СССР от ДД.ММ.ГГГГ №-М, а Типовые штаты <данные изъяты> и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала <данные изъяты> с продленным днем, утвержденные приказом Министерства просвещения СССР от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривали должность <данные изъяты> <данные изъяты>, имеются основания сделать вывод о том, что о том, что допускалась разночтение в наименовании одной и той же должности в разных официальных источниках.
Суд принимает во внимание, что истица Лябина Н.В. лишена возможности подтвердить правильное наименование занимаемой ею должности в спорный период документами (невозможность внесения изменений в трудовую книжку, отсутствие документов в архиве), поэтому характер выполняемой ею в вышеуказанный период работы может быть установлен любыми средствами доказывания, предусмотренными ГПК РФ.
Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Поскольку статья 27 (ранее ст. 28) ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» не устанавливает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, а лишь сохраняет такое право за определенными категориями граждан, в том числе за лицами, имевшими право на пенсию за выслугу лет в связи с <данные изъяты> в учреждениях для детей, следует признать тождественность наименования должностей и по ранее действовавшим Спискам.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что в судебном заседании добыты доказательства того, что должность <данные изъяты>, указанная в трудовой книжке истицы, соответствует должности <данные изъяты> с детьми, в связи с чем период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку должность <данные изъяты> прямо предусмотрена Списком профессий и должностей работников народного образования, <данные изъяты> которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Судом установлено также, что с ДД.ММ.ГГГГ Лябина Н.В. была переведена <данные изъяты> по практической <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, с учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что истицей не представлены доказательства: штатное расписание, а также должностная инструкция <данные изъяты>, подтверждающие характер выполняемой ею работы, указанные периоды (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не могут быть засчитаны в стаж работы, дающий право на назначение льготной пенсии.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников, к категории которых отнесены и лица, занимающиеся <данные изъяты> деятельностью, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
С ДД.ММ.ГГГГ Лябина Н.В.была переведена на штатную должность <данные изъяты>, периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации в указанные периоды подлежат зачету в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 3 приложения № к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от ДД.ММ.ГГГГ № был закреплен порядок зачета в специальный <данные изъяты> стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала <данные изъяты> деятельность.
Поскольку Лябина Н.В., осуществляя в период с <данные изъяты> год <данные изъяты> деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в учебных отпусках, с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно ч.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). С учетом того, что на момент обращения за назначением досрочной пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью истица Лябина Н.В. не имела подтвержденного в установленном законом порядке необходимого стажа, иск подлежит частичному удовлетворению, поскольку с учетом вышеизложенного обстоятельствах отказ ответчика в назначении досрочной пенсии по старости не может быть признан незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области включить в специальный стаж работы, дающий Лябиной Наталье Викторовне право на назначение досрочной трудовой пенсии, период ее работы в должности <данные изъяты> работы <адрес> школы <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказав в остальной части иска.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд течение десяти дней.
Судья- Смолина О.К.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>