решение суда по иску Шашкиной Ю.В.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Кинель Самарской области                                                31 мая 2011 года

Кинельский районный суд Самарской области в составе

председательствующего Смолиной О.К.

при секретаре Грибовой Н. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-772 по иску Шашкиной Юлии Викторовны к ЗАО «Страховая компания «Уралсиб», третье лицо Главное управление исполнения наказаний по Самарской области, о взыскании страховой суммы в возмещение вреда здоровью,

У С Т А Н О В И Л :

      Шашкина Ю.В. в лице представителя по доверенности Беляева Г.А. обратилась с иском к ЗАО «Страховая компания «Уралсиб», третьему лицу Главному управлению исполнения наказаний по Самарской области, указывая, что приказом от 30 декабря 2008 г. л/с ФИО1, начальник отдела кадров и работы с личным составом ФБУ ИК-26 ГУФСИН России по <адрес>, майор внутренней службы, уволена из органов УИС по основаниям, предусмотренным п. «3» ст. 58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел (Утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ -I)

    10 декабря 2009 г. Главным бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Шашкиной Ю.В. установлена третья группа инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. (Справка серии МСЭ-2007 от ДД.ММ.ГГГГ).

     Получение заболевания, ставшего причиной установления истице инвалидности третьей группы в период прохождения службы, подтверждается свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Самарским филиалом ВВК ФБУ «ЦМСР УФСИН России по <адрес>».

Согласно условиям государственного контракта юр/05 обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы от ДД.ММ.ГГГГ страховым случаем является: установление Застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы (п. 3.2 контракта).

      Во исполнение Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» 11.02. 2011 г ФБУ ИК №-26 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области в адрес Страховой группы «УралСиб»» был направлен полный комплект документов подтверждающих страховой случай.

          Страховой группой «УралСиб» документы получены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой в получении документов (входящий номер 3677).

       В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих,. ..» размер страховой суммы определяется исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием) составляющих оклад месячного денежного содержания. При исчислении размера страховой суммы учитывается оклад, установленный на день выплаты страховой суммы.

     Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов: инвалиду III группы - 25 окладов.

      Согласно справки ГУФСИН России по Самарской области № 75 об обстоятельствах страхового случая, сведениях о застрахованном лице и размере оклада денежного содержания застрахованного лица оклад месячного денежного содержания Шашкиной Ю.В. составляет <данные изъяты> руб. 00 коп., в т.ч. оклад по штатной должности <данные изъяты>. 00 коп., оклад по специальному званию <данные изъяты> руб. 00 коп..

           Таким образом, страховая сумма рассчитывается в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек (исходя из расчета = 25 (количество окладов месячного денежного содержания) х <данные изъяты> (размер оклада месячного денежного содержания).

           Письмом от 24.02.2011 г. исходящий номер 7/42, страховая группа «УралСиб»незаконно отказала в выплате страховой суммы и до настоящего времени страховая сумма в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек Шашкиной Ю.В. не получена.

           Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай: наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным; находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или самоубийства застрахованного лица. (ст. 10 федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52 -ФЗ «Об обязательном государственном страховании. ..» )

           Ни одно из указанных в законе оснований освобождающих страховщика от выплаты страховой суммы не имеет место.

Социальная значимость своевременной выплаты застрахованным лицам страховых сумм отражена в Постановлении Конституционного суда от 26 декабря 2002 г. № 17-П, в котором указано, что несвоевременная выплата застрахованным лицам страховых сумм по договору обязательного государственного страхования затрагивает широкий круг их прав и свобод, "гарантированных Конституцией РФ, в частности её статьями 7, 35, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), реализация которых связана, в том числе, с предоставлением государством страхового обеспечения, создает угрозу нарушения этих прав и свобод

    Пунктом 4 ст. 11 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ, предусмотрена обязанность страховщика в 15-дневный срок со дня получения документов произвести выплату страховой суммы. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм, страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

          Такие же условия предусмотрены п. 7.3, п. 9.7 государственного контракта № 1 юр/05 от 07.02. 2005 г.

              Исходя из рассчитанной страховой суммы в размере 176 875 рублей 00 копеек, страховая группа «УралСиб» обязана выплатить штраф в размере 1768 рублей 75 копеек за каждый день просрочки.

         Принимая во внимание требования, предусмотренные п. 2. ст. 10 и п. 4.ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, днем возникновения обязательства в выплате штрафа необходимо считать 24 февраля 2011 г. когда страховая группа «УралСиб» незаконно отказала в выплате страховой суммы.

Учитывая что, законные права Шашкиной Ю.В. нарушены страховой компанией ЗАО Страховая группа «УралСиб», истица обратилась за помощью к юристу для восстановления своих прав в суде и оплатила своему представителю по договору об оказании услуг <данные изъяты> руб., которую просит взыскать с ответчика.

В судебном заседании представитель истицы Шашкиной Ю.В. по доверенности Беляев Г.А. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив при этом, что на день рассмотрения дела судом размер штрафа должен составить <данные изъяты> руб. 75 коп.

Представитель третьего лица Главного управления исполнения наказаний по Самарской области Федеральной службы исполнения наказания по доверенности Чернова Е.Г. требования Шашкиной Ю.В. поддержала, пояснив при этом, что страховой случай имел место в период действия государственного контракта, заключенного с ответчиком.

Трудовые отношения Шашкиной Ю.В. были прекращены 30.12.2008 г. Истица признана инвалидом до истечения годичного срока с момента увольнения в связи с чем ответственность ложится на страховую группу «УралСиб».

Представитель ответчика – ЗАО «Страховая группа УралСиб» в судебное заседания не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлен как по месту нахождения Страховой группы, так и по месту нахождения группы информационно-документального обеспечения.

Представитель истицы по доверенности Беляев Г.А. и представитель третьего лица по доверенности Чернова Е.Г. согласны на рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного производства и суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Заслушав пояснения представителей истицы, третьего лица, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с законодательством Российской Федерации жизнь и здоровье лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации подлежат обязательному государственному страхованию. Условия и порядок его осуществления, в том числе перечень страховых случаев, с наступлением которых связывается получение страхового обеспечения, порядок выплаты страховых сумм и ответственность страховщика за ее необоснованную задержку, установлены Федеральным законом от 28 марта 1998 года "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции".

Как следует из представленных материалов, 09.12.2009 г. Шашкиной Ю.В., уволенной со службы из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья, была установлена инвалидность III группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей (прохождение военной службы ( л.д.16 ).

Документы, подтверждающие наступление страхового случая и необходимые для принятия решения о выплате страховой суммы в размере 25 окладов месячного денежного содержания, были направлены страховщику - закрытому акционерному обществу "Страховая группа УралСиб» 11.02.2011 г. ( л.д.9-16 ), получены ответчиком 24.02.2011 г. ( л.д.17).

При этом 24.02.2011 г. начальнику ФГУ ИК-26 был «Возвращен без рассмотрения ошибочно направленный в СКПО УралСиб материал на выплату страховой суммы по инвалидности, установленной 10.12.2009 г., Шашкиной Ю.В.»

Причиной принятия такого решения явилась ссылка на п.3.4 Договора юр/05 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФСИН России, ответственность СКПО- УралСиб распространялась на страховые случаи, заявленные ( о наступлении которых СКПО УралСиб стало известно) в период действия договора.

Договор действовал с 01.01.2004 г. по 31.12.2008 г., в связи с чем все документы для получения страховых сумм застрахованными лицами, поступившие в СКПО УралСиб в течение 2009 года, направлялись в соответствии с письмом ФСИН России от 22.01.2009 г. № 10/8/2-25 в ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» ( л.д.17).

Как следует из Постановления Конституционного суда от 26 декабря 2002 г. № 17-П по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е"), военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции (далее - военная и аналогичная ей служба), посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции (далее - военнослужащие и приравненные к ним лица) обязательное государственное страхование жизни и здоровья, определив в рассматриваемом Федеральном законе условия и порядок его осуществления.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Следовательно, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, - наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (статья 1084 ГК Российской Федерации, статья 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и др.), - входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм (статьи 4 и 5 рассматриваемого Федерального закона), военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечиваются право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав (статья 7, часть 2; статья 37, части 1 и 3; статьи 35 и 41, часть 1; статья 53 Конституции Российской Федерации), а также осуществляется гарантируемое статьей 39 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

Закрепляя обязательность страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц как выполняющих служебные обязанности в особых условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, и специальный порядок его финансирования (за счет средств соответствующих бюджетов - федерального или субъекта Российской Федерации), федеральный законодатель может при этом предусмотреть различный правовой механизм осуществления страховых выплат. Однако такой механизм должен включать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям данного вида страхования, характеру правоотношений, возникающих между гражданином и государством в связи с причинением вреда жизни или здоровью при прохождении службы, и обеспечивающие на основе упрощенных процедур своевременное и в полном объеме получение полагающегося страхового обеспечения.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц осуществляется, как следует из статей 2, 3 и 6 рассматриваемого Федерального закона и статей 927 и 969 ГК Российской Федерации, на основании договоров страхования, заключаемых страхователями - федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба, военные сборы, и страховщиками, которыми могут быть выбираемые на конкурсной основе страховые организации, имеющие выданные федеральным органом по надзору за страховой деятельностью разрешения (лицензии) на осуществление данного вида страхования; при этом к деятельности по обязательному государственному страхованию допускаются только те страховые организации, которые имеют необходимый уставный капитал, сформированный без участия иностранных инвестиций, практический опыт работы в области личного страхования не менее одного года и показатели финансовой надежности, гарантирующие финансовую обеспеченность взятых на свою ответственность страховых обязательств.

В соответствии с рассматриваемым Федеральным законом договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - застрахованного лица (выгодоприобретателя) и включает соглашение о застрахованных лицах, об обязательствах и ответственности страхователя и страховщика, перечень страховых случаев и способы перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованному лицу (выгодоприобретателю), а также периодичность внесения страхователем страховых взносов (статьи 6 и 12).

Заключая с федеральным органом исполнительной власти указанный договор, страховщик тем самым принимает на себя обязательство по предоставлению застрахованным лицам (выгодоприобретателям) установленного законом страхового обеспечения. И хотя такое обязательство возникает для него из гражданско-правового договора, по которому застрахованные лица выступают в качестве выгодоприобретателей, страховщик, осуществляя выплату страховых сумм, действует во взаимоотношениях с ними от имени государства, т.е. выполняет одновременно и публичную функцию, реализуя вытекающую из Конституции Российской Федерации обязанность государства компенсировать вред, причиненный жизни или здоровью этих лиц. Принятие на себя страховщиком данной функции не освобождает, однако, страхователя от выполнения своих договорных обязательств перед страховщиком (а государство - от обязанности обеспечивать надлежащее финансирование указанных расходов) и не исключает ответственность за их неисполнение. Использование инструментов гражданско-правового регулирования, в частности договора, при осуществлении обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц не может изменить в конечном счете природу прав и обязанностей, которые связывают государство и лиц, жизни или здоровью которых при прохождении военной и иной аналогичной службы причинен вред (статьи 35 и 37, части 1 и 3; статья 39, части 1 и 2; статья 41, часть 1, и статья 59 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 11 рассматриваемого Федерального закона выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате, а в случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм он из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки (абзац первый); несвоевременная выплата страховщиком страховых сумм по причине задержки внесения страхователем страховых взносов не является основанием для выплаты штрафа (абзац второй).

Неустойка (штраф, пеня) как способ обеспечения исполнения обязательств и мера имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, по смыслу статей 12, 330, 332 и 394 ГК Российской Федерации, стимулирует своевременное исполнение обязательств, позволяя значительно снизить вероятность нарушения прав кредитора, предупредить нарушение. Следовательно, само по себе закрепленное в абзаце первом пункта 4 статьи 11 рассматриваемого Федерального закона правило об ответственности страховщика в виде штрафа выступает специальной гарантией защиты прав застрахованного лица, адекватной в данном случае с точки зрения принципов равенства и справедливости положению и возможностям этого лица как наименее защищенного участника соответствующих правоотношений.

Как видно из материалов дела, страховой случай с Шашкиной Ю.В. имел место в период действия Договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, заключенного между Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) и ЗАО «Страховая компания правоохранительных органов» (СКПО) – СКПО УралСиб, при этом увольнение Шашкиной Ю.В. было произведено на основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний Главное управление по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ лс по пункту «З» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ( по ограниченному состоянию здоровья).

Актом освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2007 от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 13) истице впервые была установлена третья группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.

Свидетельство же о болезни было выдано ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.14-15).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что обязанность по выплате причитающихся истице страховых сумм должна лежать на страховой компании, с которой на тот момент был заключен соответствующий договор- т.е. на ответчике, поскольку все последующие государственные контракты были заключены ФСИН России после увольнения Шашкиной Ю.В. со службы, что привело бы к лишению ее возможности получения страховых сумм, что является недопустимым, поскольку страховым случаем признается установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ)

Вместе с тем, иск в части возложения на ответчика штрафа за каждый день просрочки выплаты страховой суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 171568 руб. 75 коп. подлежит удовлетворению в части, поскольку согласно ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствия нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Учитывая сложность ситуации, связанной с моментом увольнения Шашкиной Ю.В. из системы ФСИН России, сроками ранее заключенного Договора, принимая во внимание, что поступившие от ФБУ ИК-26 документы, подтверждающие право Шашкиной Ю.В. на получение страховой суммы возвращены без рассмотрения, что привело к затягиванию решения данного вопроса, суд полагает возможным снизить размер штрафа до <данные изъяты> руб.

В пользу истицы в соответствии со ст. 103 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 234,235, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

        Взыскать с ЗАО «Страховая компания «Уралсиб» в пользу Шашкиной Юлии Викторовны страховую сумму в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб., штраф за каждый день просрочки выплаты страховой суммы в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., расходы по оформлению нотариально удостоверенной доверенности в размере <данные изъяты> руб., отказав в остальной части иска.

        Взыскать с ЗАО «Страховая компания Уралсиб» госпошлину в доход государства в размере <данные изъяты> коп.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Самарский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    Судья-                     Смолина О.К.