Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинель Самарской области 30 марта 2011 года
Кинельский районный суд Самарской области
в составе председательствующего Смолиной О.К.
при секретаре Грибовой Н. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-411 по иску Волынщиковой Натальи Михайловны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области, третьему лицу Управлению по вопросам семьи и демографического развития администрации муниципального района Кинельский о признании незаконным отказа в во включении в стаж периодов педагогической работы и назначении досрочной пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Волынщикова Н.М. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного Фонда РФ в г. Кинеле и Кинельском районе (далее УПФ (ГУ) в г. Кинеле и Кинельском районе) о признании незаконным отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии, указывая, что 22.09.2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку имела необходимый для этого стаж работы, однако решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области от 07.10.2010 г. № 73 ей было отказано в назначении досрочной пенсии.
В судебном заседании истица Волынщикова Н.М.. свои требования поддержала и пояснила, что ответчик не включил в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы в должности воспитателя Центра реабилитации детей-инвалидов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( 5 лет 1 мес. 18 дней), полагая что указанное учреждение не является учреждением социального обслуживания населения, а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 11 лет 2 мес. 22 дня) в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, полагая что у указанного учреждения отсутствует статус учреждения социального обслуживания населения.
Истица также уточнила свои требования, уточнив периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 3 г. 5 мес.13 дней), а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 11 лет 2 мес. 22 дня) и поставив вопрос о назначении досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты, когда у нее наступает такое право.
Представитель ответчика по доверенности Власик Н.В. исковые требования Волынщиковой Н.М. не признала пояснив при этом, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. в п.1.13 предусмотрены учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Действовавший до 14.11.2002 г. Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства № 1067 от 22.09.1999 г., в п. 13 также предусматривал: учреждения социального обслуживания; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Действовавший до 01.11.1999 г. Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г., не предусматривал, что работа в подобных учреждениях дает право на пенсию за выслугу лет.
На основании изложенного, период работы Волынщиковой Н.М. с 25.04.1994 г. по 13.06.1999 г. в Центре реабилитации детей-инвалидов не может быть засчитан в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. Центр реабилитации детей-инвалидов не предусмотрен ни действующим, ни ранее действовавшими Списками, у Центра отсутствует статус учреждения социального обслуживания.
Период работы Волынщиковой Н.М. с 01.07.1999 г. по 22.09.2010 г. в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями не может быть засчитан в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. у Центра отсутствует статус учреждения социального обслуживания.
Приложенные к исковому заявлению документы подтверждают факт работы Волынщиковой Н.М. в учреждении, не имеющем статуса учреждения социального обслуживания.
Существуют нормативные правовые акты, устанавливающие требование о включении статуса «учреждение социального обслуживания» в именование «реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», это Список, утвержденный Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 и Список, утвержденный Постановлением Правительства № 1067 от 22.09.1999 г.
Доводы представителя Волынщиковой Н.М. о том, что «цели и задачи центра реабилитации детей-инвалидов по сравнению с целями и задачами реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями не изменились и характер работы Волынщиковой Н.М. в центре полностью соответствует нормативным документам» не могут быть приняты во внимание, т.к. к исковому заявлению приложены только копии Устава центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, нет для сравнения копии Устава центра реабилитации детей-инвалидов. Каким именно «нормативным документам» соответствует характер работы Волынщиковой Н.М., из искового заявления не усматривается.
Из Уставов центра для детей и подростков с ограниченными возможностями следует, что правой статус учреждения определен следующим образом: «учреждение предназначено для осуществления в стационарных и нестационарных условиях социально-педагогической, социально-психологической, социально-бытовой и социально-медицинской реабилитации, социально-экономической и социально-правовой мощи детям и подросткам с ограниченными возможностями, а также социальной реабилитации воспитывающих их семей» (п.2.1). «Предметом деятельности учреждения являются и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством» (п. 3.1.2.), т.е.правовое положение, предмет, цели и направления деятельности Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, в котором работает Волынщикова Н.М., намного шире статуса «учреждение социального обслуживания», предусмотренного вышеуказанными Списками.
Кем и когда утвержден ГОСТ Р 52881-2007, предусматривающий, по мнению представителя Волынщиковой Н.М., такой тип учреждений социального обслуживания населения, как Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, представитель Волынщиковой Н.М. не указывает.
Также не представлены доказательства, что учреждения, в которых работала и работает Волынщикова Н.М. полностью соответствуют ГОСТу. Не представлено примерное положение о реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, утвержденное Минсоцзащиты РФ от 14.12.1994 г. № 249, на которое ссылается представитель Волынщиковой Н.М., что не позволяет установить, соответствуют ли Уставы учреждений, в которых работала Волынщикова Н.М., указанному положению.
Полагает, что иск Волынщиковой Н.М. удовлетворению не подлежит.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, полагаю уточненные исковые требования Волынщиковой Н.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
При этом согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г.
Судом установлено, что Волынщикова Н.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 5 мес. 13 дней) работала в должности воспитателя в Центре реабилитации детей-инвалидов. Данное обстоятельство подтверждается как записью в ее трудовой книжке, так и архивными документами: справкой о заработной плате за период с 1996 г. по 1998 г., личной карточкой истицы Волынщиковой Н.М., приказами о приеме на работу т увольнении с работы с ДД.ММ.ГГГГ, ведомостями по заработной плате за 1996-1999 г.г.
При этом из постановления администрации Кинельского района от 27.09.1993 г. № 1052 " Об открытии центра по реабилитации детей инвалидов при районном отделе по делам семьи, материнства и детства» следует, что такой Центр создается в целях осуществления государственной, семейной и демографической политики, усиления правовой, медико-социальной, психолого-педагогической и социально-бытовой помощи семье, матери и ребенку. Постановлением администрации Кинельского района от 27.04.1994 г. № 178 " Об открытии центра реабилитации для детей, страдающих церебральным параличом» установлено, что такой Центр должен быть открыт 01.05.1994 г. в <адрес>. Деятельность Центра должна была определяться соответствующим Положением.
16.09.1997 г. администрация Кинельского района принимает постановление № 1052 " О регистрации муниципального учреждения Кинельской районной администрации «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями», Устав был зарегистрирован 16.09.1997 г.
Распоряжением администрации Кинельского района от 10.02.2000 г. № 66 « Об организационных мерах по подготовке ликвидации учреждения Кинельской районной администрации «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями в <адрес>» была создана ликвидационная комиссия, а постановлением администрации Кинельского района от 20.11.2001 г. № « О государственной регистрации ликвидации МУ администрации Кинельского района было предписано зарегистрировать ликвидацию муниципального учреждения администрации Кинельского района « Центр реабилитации детей-инвалидов».
Согласно записям в трудовой книжке истицы, она была принята на работу в центр реабилитации детей-инвалидов <адрес>, поскольку как запись о приеме ее на работу с ДД.ММ.ГГГГ, так и запись об увольнении с работы с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией Центра, заверены одной печатью «Администрация <адрес>. Центр реабилитации детей-инвалидов <адрес>» «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями в <адрес>». Записей об изменении наименования Центра в трудовой книжке истицы не имеется.
Каких-либо промежуточных постановлений администрации Кинельского района об изменении наименования Центра, в период работы истицы не принималось. Расхождение в наименовании Центра следует объяснить стремлением поименовать указанный Центр с учетом требований времени, однако при этом надлежащего оформления изменения наименования не производилось.
Вместе с тем, судом установлено, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в реабилитационном центре, расположенном в <адрес>, что подтверждается также показаниями представителя ГУ Самарской области «Кинельский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» по доверенности Четвериковой Г.А., которая суду пояснила, что указанный Центр был создан для реабилитации детей с детским церебральным параличом, умственно отсталых детей, чтобы адаптировать их к жизни в социальной среде.
Цели и задачи центра не менялись, характер работы воспитателя также не менялся и при создании центра в г. Кинеле его с 1999 г. посещают те же дети, что были и в <адрес>.
Почему учредительные документы не были приведены в соответствие, пояснить не может.
Ей известно, что Волынщикова Н.М. была занята на полную ставку и работала полный рабочий день.
В материалах дела имеется также Устав муниципального учреждения Кинельской районной администрации « Реабилитационный центр детей с ограниченными возможностями», датированный 1997 г.
Согласно п.1.1 Устава, данный Центр для детей с ограниченными возможностями является муниципальным учреждением, предназначенным для медико-психо-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов, больных ДЦП от 1 года до 14 лет.
Целью деятельности Центра является оказание детям-инвалидам с ДЦП квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимальной полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица работает в должности воспитателя муниципального учреждениям администрации города Кинеля « Реабилитационный центр для детей-подростков и детей с ограниченными возможностями», имеется Устав Центра, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что центр предназначен для психолого-медико-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов от 2 до 14 лет с патологией центральной нервной системы (ЦНС), опорно-двигательного аппарата (ОДА). Основной профиль- детский церебральный паралич ( ДЦП).
Целью Центра является оказание детям и подросткам с ограниченными возможностями (ДиПсОВ) квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимального полной адаптации к жизни в обществе, в семье, к обучению и труду.
Цели и задачи деятельности реабилитационных центров, в которых работала Волынщикова Н.М., полностью соответствуют требованиям ФЗ № 195 от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», поскольку ст. 1 вышеуказанного закона установлено, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно ст. 3 п.3 названного Закона социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
Кроме того, ст. 17 ФЗ № 195 от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» установлено, что помимо перечисленных в указанной статье центров социального обслуживания, к их числу относятся и иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Как видно из п.13 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. в нем предусмотрены учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом - интернат для умственно отсталых; детский дом - интернат для детей с физическими недостатками. Отсутствие в Уставе Центра непосредственного указания на то, что он является учреждением социального обслуживания, не умаляет цели и задачи, стоящие перед центром. При этом на воспитателях, занятых в Центре, лежит обязанность по оказанию социальной помощи детям с ограниченными возможностями для их адаптации к жизненным условиям.
Поскольку ч.2 ст. 6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, 18,19 и ч.1 55 Конституция РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, исковые требования Волынщиковой Н.М. следует удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области включить в специальный стаж работы, дающий Волынщиковой Наталье Михайловне право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 19 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», периоды ее работы в должности воспитателя в Центре реабилитации детей-инвалидов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 5 мес. 13 дней), в должности воспитателя в Кинельском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области назначить Волынщиковой Н.М. досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 05. 01.2011 г.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья- Смолина О.К.
Решение принято в окончательной форме 04.04.2011 года
Судья- Смолина О.К.