Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кинель 11 июля 2011 года
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.
при секретаре СТЕПАНОВОЙ Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
гражданское дело № 2-1069 по иску Нестерова Ивана Алексеевича к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л :
Нестеров И.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>.
В судебном заседании истец Нестеров И.А. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец – ФИО2, после смерти которого открылось наследство, в том числе в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Наследниками первой очереди после смерти ФИО2 являлись жена умершего – ФИО1 и его дети – ФИО5, ФИО6 и он, ФИО3. Жена умершего и его дочери отказались от причитающейся им по закону доли в наследстве в его, Нестерова И.А., пользу. Он обратился к нотариусу для оформления наследственного имущества, однако нотариус отказался выдать свидетельство о праве на наследство на данные дом и земельный участок, ссылаясь на то, что при проверке правоустанавливающих документов на вышеуказанное имущество нарушена ст. 72 Основ Законодательства Российской Федерации о нотариате «Условие выдачи свидетельства о праве на наследство по закону», не предоставлен в полном объеме пакет правоустанавливающих документов, в частности договор № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. Данный договор застройки № от ДД.ММ.ГГГГ у наследодателя не сохранился. Однако то обстоятельство, что земельный участок выделялся его отцу под застройку дома, подтверждается тем, что в Бюро технической инвентаризации, данный договор был зарегистрирован, и на возведенный отцом на данном земельном участке жилой дом, отцу была выдано регистрационное удостоверение. В 1992 году земельный участок был передан отцу в собственность, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно архивной выписке № от ДД.ММ.ГГГГ из решения исполнительного комитета Кинельского городского Совета депутатов трудящихся <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов и о перестройке домов, пришедших в ветхое состояние», ФИО2 было разрешено провести перестройку дома, пришедшего в ветхое состояние по адресу: <адрес>. Право собственности на вышеуказанный жилой дом также было зарегистрировано в ГУП ЦТИ <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умерла жена его отца ФИО1, после смерти которой также было открыто наследственное дело. После смерти матери, все наследники – его сестры ФИО7 и ФИО5 также отказались от наследства в его пользу. Поэтому просит признать за ним право собственности в порядке наследования на жилой дом, общей площадью 52.8 кв.м., жилой площадью 41.7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на земельный участок площадью 1517.5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика Администрации городского округа Кинель Самарской области в судебное заседание не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В материалах дела имеется заявление за подписью и.о. главы администрации городского округа Кинель Козлова С.В., из которого следует, что Администрация городского округа Кинель просит рассмотреть дело по иску Нестерова И.А. в отсутствии представителя Администрации.
Третье лицо нотариус Наумова Л.А. в судебное заседание не явилась, хотя была извещена о времени и месте рассмотрения дела. В материалах дела имеется заявление от нотариуса Наумовой Л.А. о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Нестерова И.А. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в т.ч. имущественные права и обязанности.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
В соответствии со ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди после смерти гр. ФИО2 являлись его жена - ФИО1 и его дети Нестеров И.А. - истец, ФИО5 и ФИО6.
Установлено, что истец Нестеров И.А. обратился к нотариусу с заявлением о выдаче ему свидетельства о праве на наследство по закону на наследственное имущество, оставшееся после смерти ФИО2, а именно на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.16).
Согласно представленным документам из наследственного дела, открытого после смерти ФИО2, жена умершего ФИО1 и его дочери ФИО5 и ФИО7 отказались от причитающейся им по закону части наследства после смерти ФИО2 в пользу Нестерова И.А. (л.д.17-19).
Установлено также, что ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, после смерти которой также было открыто наследственное дело, что подтверждается сообщением и.о. нотариуса ФИО9 – ФИО10 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).
Из данного же сообщения нотариуса следует, что после ее смерти с заявлением о принятии наследства обратился её сын ФИО3 - истец по делу, другие наследники первой очереди после смерти ФИО1 – дочери ФИО6 и ФИО5 отказались от наследства по всем основаниям наследования в пользу своего брата ФИО3.
31 мая 2011 года нотариус Наумова Л.А. отказала Нестерову И.А. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО2 на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что при проверке правоустанавливающих документов на вышеуказанное имущество нарушена ст. 72 Основ Законодательства Российской Федерации о нотариате «Условие выдачи свидетельства о праве на наследство по закону», не предоставлен в полном объеме пакет правоустанавливающих документов (л.д.28), а именно не предоставлен договор застройки № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.
В подтверждение того, что умершему ФИО2 на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> истцом было представлено свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).
Данное свидетельство было выдано ФИО2 на основании договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с ФИО2
Как пояснил истец в судебном заседании, указанный выше договор застройки не сохранился.
Согласно справок Государственного Учреждения Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области (ГУСО «ЦГАСО») в документах архивного фонда Кинельского горисполкома Куйбышевской области за 1953 год и в документах архивного фонда исполнительного комитета Кинельского городского Совета народных депутатов за 1951-1952 гг. решение о предоставлении ФИО2 земельного участка под строительство дома отсутствует (л.д. 55, л.д. 57).
При этом в инвентарном деле на домовладение по адресу <адрес> имеется справка директора ГУП СО ЦТИ филиал г. Кинель ФИО11, согласно которой договор застройки № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в БТИ ДД.ММ.ГГГГ за номером 2286 (л.д.33), что подтверждается также сообщением ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» Кинельский городской филиал № от28 апреля 2011 года (л.д.59).
Также о наличии данного договора свидетельствует запись в техническом паспорте на жилой дом индивидуального жилищного фонда, в котором имеется запись о договоре застройки № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном с ФИО2 (л.д.30-33).
На основании данного договора ФИО2 было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок.
Из кадастрового паспорта земельного участка, выданного Кинельским отделом федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» следует, что правообладателем земельного участка площадью 1517.5 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> <адрес> является ФИО2(л.д.34).
Из данного паспорта следует, что земельный участок принадлежит ФИО2 на праве собственности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что с ФИО2 был заключен договор застройки жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ему был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, а в последствии указанный выше земельный участок ему был передан в собственность, о чем было выдано свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Установлено, что ФИО2 на выделенном ему для строительства земельном участке возвел жилой дом, что подтверждается техническим паспортом на данное строение, согласно которому ФИО2 возвел жилой дом в 1953 году на основании договора застройки № от ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждении чего ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано регистрационное удостоверение (л.д.30-32).
На основании решения исполнительного комитета Кинельского городского Совета депутатов трудящихся Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов и о перестройке домов, пришедших в ветхое состояние» ФИО2 была разрешена перестройка дома, пришедшего в ветхое состояние, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 26).
Согласно ответу ГУП СО ЦТИ Кинельский городской филиал от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос суда, жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> принадлежит ФИО2 на основании договора на строительство индивидуального жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности ФИО2 на указанный выше дом зарегистрировано в БТИ <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59).
В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Поскольку ФИО2 возвел жилой дом на земельном участке, который был выделен ему на законных основаниях, что подтверждается заключенным с ФИО2 договором застройки № от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому у него возникло право собственности на возведенный на выделенном для строительства земельном участке жилой дом.
Истец Нестеров И.А. наследство принял в установленном законом порядке, поэтому суд считает, что исковые требования ФИО3 о признании права собственности в порядке наследования после смерти его отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>., обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Нестеровым Иваном Алексеевичем право собственности на жилой дом общей площадью 52,8 кв.м., жилой площадью 41,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Нестеровым Иваном Алексеевичем право собственности на земельный участок площадью 1517,5 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.
председательствующий – подпись
копия верна: судья –
секретарь –