решение суда по иску Нестерова И.А.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кинель                                                                                               11 июля 2011 года

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.

при секретаре СТЕПАНОВОЙ Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле

гражданское дело № 2-1069 по иску Нестерова Ивана Алексеевича к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л :

Нестеров И.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>.

В судебном заседании истец Нестеров И.А. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец – ФИО2, после смерти которого открылось наследство, в том числе в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Наследниками первой очереди после смерти ФИО2 являлись жена умершего – ФИО1 и его дети – ФИО5, ФИО6 и он, ФИО3. Жена умершего и его дочери отказались от причитающейся им по закону доли в наследстве в его, Нестерова И.А., пользу. Он обратился к нотариусу для оформления наследственного имущества, однако нотариус отказался выдать свидетельство о праве на наследство на данные дом и земельный участок, ссылаясь на то, что при проверке правоустанавливающих документов на вышеуказанное имущество нарушена ст. 72 Основ Законодательства Российской Федерации о нотариате «Условие выдачи свидетельства о праве на наследство по закону», не предоставлен в полном объеме пакет правоустанавливающих документов, в частности договор от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. Данный договор застройки от ДД.ММ.ГГГГ у наследодателя не сохранился. Однако то обстоятельство, что земельный участок выделялся его отцу под застройку дома, подтверждается тем, что в Бюро технической инвентаризации, данный договор был зарегистрирован, и на возведенный отцом на данном земельном участке жилой дом, отцу была выдано регистрационное удостоверение. В 1992 году земельный участок был передан отцу в собственность, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно архивной выписке от ДД.ММ.ГГГГ из решения исполнительного комитета Кинельского городского Совета депутатов трудящихся <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов и о перестройке домов, пришедших в ветхое состояние», ФИО2 было разрешено провести перестройку дома, пришедшего в ветхое состояние по адресу: <адрес>. Право собственности на вышеуказанный жилой дом также было зарегистрировано в ГУП ЦТИ <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умерла жена его отца ФИО1, после смерти которой также было открыто наследственное дело. После смерти матери, все наследники – его сестры ФИО7 и ФИО5 также отказались от наследства в его пользу. Поэтому просит признать за ним право собственности в порядке наследования на жилой дом, общей площадью 52.8 кв.м., жилой площадью 41.7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на земельный участок площадью 1517.5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика Администрации городского округа Кинель Самарской области в судебное заседание не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В материалах дела имеется заявление за подписью и.о. главы администрации городского округа Кинель Козлова С.В., из которого следует, что Администрация городского округа Кинель просит рассмотреть дело по иску Нестерова И.А. в отсутствии представителя Администрации.

Третье лицо нотариус Наумова Л.А. в судебное заседание не явилась, хотя была извещена о времени и месте рассмотрения дела. В материалах дела имеется заявление от нотариуса Наумовой Л.А. о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Нестерова И.А. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в т.ч. имущественные права и обязанности.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

В соответствии со ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди после смерти гр. ФИО2 являлись его жена - ФИО1 и его дети Нестеров И.А. - истец, ФИО5 и ФИО6.

Установлено, что истец Нестеров И.А. обратился к нотариусу с заявлением о выдаче ему свидетельства о праве на наследство по закону на наследственное имущество, оставшееся после смерти ФИО2, а именно на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.16).

Согласно представленным документам из наследственного дела, открытого после смерти ФИО2, жена умершего ФИО1 и его дочери ФИО5 и ФИО7 отказались от причитающейся им по закону части наследства после смерти ФИО2 в пользу Нестерова И.А. (л.д.17-19).

Установлено также, что ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, после смерти которой также было открыто наследственное дело, что подтверждается сообщением и.о. нотариуса ФИО9ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).

Из данного же сообщения нотариуса следует, что после ее смерти с заявлением о принятии наследства обратился её сын ФИО3 - истец по делу, другие наследники первой очереди после смерти ФИО1 – дочери ФИО6 и ФИО5 отказались от наследства по всем основаниям наследования в пользу своего брата ФИО3.

31 мая 2011 года нотариус Наумова Л.А. отказала Нестерову И.А. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО2 на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что при проверке правоустанавливающих документов на вышеуказанное имущество нарушена ст. 72 Основ Законодательства Российской Федерации о нотариате «Условие выдачи свидетельства о праве на наследство по закону», не предоставлен в полном объеме пакет правоустанавливающих документов (л.д.28), а именно не предоставлен договор застройки от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст.1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

В подтверждение того, что умершему ФИО2 на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> истцом было представлено свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).

Данное свидетельство было выдано ФИО2 на основании договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного с ФИО2

Как пояснил истец в судебном заседании, указанный выше договор застройки не сохранился.

Согласно справок Государственного Учреждения Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области (ГУСО «ЦГАСО») в документах архивного фонда Кинельского горисполкома Куйбышевской области за 1953 год и в документах архивного фонда исполнительного комитета Кинельского городского Совета народных депутатов за 1951-1952 гг. решение о предоставлении ФИО2 земельного участка под строительство дома отсутствует (л.д. 55, л.д. 57).

При этом в инвентарном деле на домовладение по адресу <адрес> имеется справка директора ГУП СО ЦТИ филиал г. Кинель ФИО11, согласно которой договор застройки от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в БТИ ДД.ММ.ГГГГ за номером 2286 (л.д.33), что подтверждается также сообщением ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» Кинельский городской филиал от28 апреля 2011 года (л.д.59).

Также о наличии данного договора свидетельствует запись в техническом паспорте на жилой дом индивидуального жилищного фонда, в котором имеется запись о договоре застройки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном с ФИО2 (л.д.30-33).

На основании данного договора ФИО2 было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок.

Из кадастрового паспорта земельного участка, выданного Кинельским отделом федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» следует, что правообладателем земельного участка площадью 1517.5 кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> <адрес> является ФИО2(л.д.34).

Из данного паспорта следует, что земельный участок принадлежит ФИО2 на праве собственности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что с ФИО2 был заключен договор застройки жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ему был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, а в последствии указанный выше земельный участок ему был передан в собственность, о чем было выдано свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ за .

Установлено, что ФИО2 на выделенном ему для строительства земельном участке возвел жилой дом, что подтверждается техническим паспортом на данное строение, согласно которому ФИО2 возвел жилой дом в 1953 году на основании договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждении чего ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано регистрационное удостоверение (л.д.30-32).

На основании решения исполнительного комитета Кинельского городского Совета депутатов трудящихся Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов и о перестройке домов, пришедших в ветхое состояние» ФИО2 была разрешена перестройка дома, пришедшего в ветхое состояние, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 26).

Согласно ответу ГУП СО ЦТИ Кинельский городской филиал от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> принадлежит ФИО2 на основании договора на строительство индивидуального жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности ФИО2 на указанный выше дом зарегистрировано в БТИ <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59).

В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Поскольку ФИО2 возвел жилой дом на земельном участке, который был выделен ему на законных основаниях, что подтверждается заключенным с ФИО2 договором застройки от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому у него возникло право собственности на возведенный на выделенном для строительства земельном участке жилой дом.

Истец Нестеров И.А. наследство принял в установленном законом порядке, поэтому суд считает, что исковые требования ФИО3 о признании права собственности в порядке наследования после смерти его отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>., обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Нестеровым Иваном Алексеевичем право собственности на жилой дом общей площадью 52,8 кв.м., жилой площадью 41,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Признать за Нестеровым Иваном Алексеевичем право собственности на земельный участок площадью 1517,5 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

председательствующий – подпись

копия верна: судья –

                        секретарь –