решение по заявлению прокурора



    Р Е Ш Е Н И Е

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        г. Кинель                                                                                                    23 мая 2011 года

        Кинельский районный Самарской области

        в составе председательствующего судьи Плешачковой О.В.

        при секретаре Кирилловой Т.А.

        с участием прокурора Юдина Н.В.

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по заявлению Кинельского межрайонного прокурора в интересах Клюшкиной Анастасии Игоревны к Администрации городского округа Кинель, Министерству экономического развития Самарской области об обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения

        У С Т А Н О В И Л:

                Кинельский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Клюшкиной А.И. к Администрации городского округа Кинель, Министерству экономического развития Самарской области об обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения.

             Клюшкина А.А. поддержала иск и просит суд его удовлетворить. В настоящее время она является студенткой учится в СГСХА на 1 курсе, живет у бабушки ФИО4. Своих средств для приобретения квартиры она не имеет, не работает.

             В судебном заседании прокурор Юдин Н.В. поддержал иск и пояснил суду, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. Постановлением администрации городского округа Кинеля от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке несовершеннолетнего на регистрационный учет для получения жилья», Клюшкина А.И.поставлена на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты на приобретение жилого помещения). В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>. В соответствии с п.З ст.2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения (33 кв.м. общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем - ст.5). При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес>, указанным гражданам, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1.4 которого учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (далее - уполномоченные органы), в соответствии с настоящим порядком.. Таким образом, орган местного самоуправления, в лице администрации городского округа Кинель обязан предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение Клюшкиной Анастасии Игоревне. Однако, до настоящего времени органом местного самоуправления городского округа Кинель жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке ей не представлено, чем нарушаются ее права. Обращение прокурора в суд с иском в защиту нарушенных социальных прав и интересов Клюшкиной А.И. обусловлено тем, что она является студенткой, социально не защищена, не обладает знаниями необходимого уровня, а также находится в тяжелом материальном положении, в связи, с чем не имеет возможности обратиться за квалифицированной юридической помощью.

                Ответчик Администрация городского округа Кинель в лице представителя по доверенности Миронюк О.В. с иском не согласна по следующим основаниям. Клюшкина А.И. является сиротой и стоит в списке лиц, нуждающихся в получении жилых помещений вне-очереди под номером 13. Жилые помещения предоставляются детям сиротам по мере поступления денежных средств из областного бюджета. В настоящее время денежных средств для выплаты Клюшкиной А.И. социальной выплаты нет.

                     Ответчик – Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В суд поступило возражение на иск, из которого следует, что ответчик иск не признает и считает себя ненадлежащим ответчиком. Клюшкина А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) является лицом из числа детей-сирот. Согласно части 2 статьи 132 Конституции РФ    органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, В соответствии с частью 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10,1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации но решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов I, 2, 4, 6, 13, 22, 23. 32 - 36, 38 -40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 пункта 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот. На основании статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД, органы местного самоуправления в <адрес> могут наделяться законами <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в порядке, предусмотренном федеральным законом. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №. 15-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с абзацами 2,3 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, обеспечиваются органами исполнительной власти но месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Таким образом, на основании действующего законодательства <адрес> вправе наделить законом Самарской области органы местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями Самарской области, в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

    Согласно части 1 статьи <адрес> -ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления муниципальных районов и гopoдских округов в Самарской области наделяются    отдельными полномочиями      <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Согласно статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальна» выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>. Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (пункт 1.4).Таким образом, полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обладают органы местного самоуправления Самарской области, в данном случае, администрация городского округа Кинель. Согласно пункту 1.3 Положения о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.

        Составление проекта областного бюджета, организация его исполнения, а. также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства управления финансами Самарской области, которое является финансовым органом Самарской области согласно Положению о министерстве управления финансами Самарской области, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

        Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного <адрес> о бюджете на текущий и плановый период. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, но формуле установленной в методике. Таким образом, министерство не имеет полномочий по предоставлению жилого помещения либо социальной выплаты детям-сиротам, о чем так же свидетельствует сложившаяся судебная практика. В <адрес> по данным муниципальных образований региона на ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями состоят 904 сироты. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями сирот в 2011 году предусмотрено 115 112 000,00 рублей, из них городскому округу Кинель - 2 821 500,00 рублей. Указанные средства областного бюджета доведены министерством до муниципальных образований <адрес> в полном объеме. Учитывая, что на ДД.ММ.ГГГГ количество сирот, состоящих на учете в городском округе Кинель, составляет 18 человек, указанных выше средств не достаточно для обеспечения всех сирот городского округа Кинель жилыми помещениями. Между тем, учитывая сложившуюся ситуацию, министерством и <адрес> предпринимаются все меры по решению проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, однако средств не достаточно, для того что бы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан.

               Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

               Судом установлено, что Клюшкина А.И. является сиротой и на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на регистрационный учет для получения жилья по достижении совершеннолетия. (л.д.8, 9-10)

               В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

              В силу ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

        Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.

               В соответствии с п.З ст.2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения (33 кв.м. общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем - ст.5). При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес>, указанным гражданам, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата.

             Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1.4 которого учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (далее - уполномоченные органы), в соответствии с настоящим Порядком.

              Таким образом, орган местного самоуправления, в лице администрации городского округа Кинель обязан предоставить Клюшкиной А.И. вне очереди по договору социального найма жилое помещение. Однако, до настоящего времени органом местного самоуправления городского округа Кинель жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке ФИО7 не представлено, чем нарушаются его права.

          Доводы ответчиков- Администрации г.о. Кинель и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> о том, что для обеспечения Клюшкиной А.И. в настоящее время нет денежных средств, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

         Исковые требования прокурора обоснованны и подтверждаются нормами ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение вне очереди жилыми помещениями лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.

         При таких обстоятельствах иск следует удовлетворить.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л :

              Иск Кинельского межрайонного прокурора удовлетворить.

          Обязать администрацию городского округа Кинель и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области предоставить Клюшкиной Анастасии Игоревне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату на приобретение жилого помещения, как лицу нуждающемуся в предоставлении жилого помещения из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

                  Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

                                               Судья                           Плешачкова О.В.

    <данные изъяты>

<данные изъяты>