Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинель Самарской области 20 мая 2011 года
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Смолиной О.К.
с участием прокурора Юдина Н.В.
при секретаре Грибовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № г.
по иску Кинельского межрайонного прокурора в интересах Фроловой Любови Викторовны к Администрации городского округа Кинель, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Кинельский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Фроловой Л.В. к Администрации городского округа Кинель и Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, указывая что Фролова Л.В. является сиротой. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма ( социальной выплаты на приобретение жилого помещения » Фролова Л.В. поставлена на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма ( социальной выплаты), и состоит в списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ГД « Об отдельных мерах по социальной поддержке детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанным категориям граждан, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.
В соответствии с а.3 ст.2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) « Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения ( 33 кв.м общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем – ст. 5). При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес>, указанным гражданам, в соответствии с их письменным заявлением, может предоставляться социальная выплата.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями лиц детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.1.4 которого учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан в соответствии с настоящим Порядком.
Таким образом, орган местного самоуправления в лице администрации городского округа Кинель обязан предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение Фроловой Л.В., однако до настоящего времени такую обязанность не исполнил, чем нарушаются права Фроловой Л.В.
Просит обязать Администрацию городского округа Кинель и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> предоставить Фроловой Л.В. в связи с отсутствием жилых помещений социальную выплату на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании прокурор поддержала исковые требования, указав, что Фролова Л.В. является социально не защищенной, не обладает знаниями необходимого уровня, находится в тяжелом материальном положении, чем и обусловлено обращение с иском в ее интересах.
Истица Фролова Л.В. поддержала исковые требования Кинельского межрайонного прокурора, заявленные в ее интересах и просит обязать ответчиков предоставить ей социальную выплату, поскольку она не имеет своего жилья, проживает на съемной квартире.
Представитель ответчика - администрации городского округа Кинель по доверенности Миронюк О.В., действуя в пределах предоставленных ей полномочий, исковые требования Кинельского межрайонного прокурора не признала и пояснила, что действительно Фролова Л.В. состоит на учете как сирота, и в соответствии со ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», она должна быть обеспечена жилой площадью вне очереди органом исполнительной власти, каковым является администрация городского округа Кинель.
Однако, в муниципальном жилищном фонде городского округа Кинель отсутствуют жилые помещения для предоставления по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 1 ч.1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> наделяются настоящим законом отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в п.п.1-4 ч.2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД « Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В муниципальном фонде городского округа Кинель отсутствуют жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.4 указанного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД « О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Субвенции носят строго целевое назначение и не могут быть использованы на другие цели.
Других средств на покупку жилья указанной категории лиц у Администрации городского округа Кинель не имеется.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона, органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
В настоящее время субвенции, предоставленные Министерством экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ использованы в полном объеме для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в списке нуждающихся в предоставлении жилья в 2011 <адрес> субвенции на эти цели не представлялись.
Просит отказать Кинельскому межрайонному прокурору в удовлетворении заявленного в интересах Фроловой Л.В. иска.
Представитель соответчика Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области по доверенности Мавлютова Р.И. исковые требования Кинельского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Фроловой Л.В.. полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Фролова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) является сиротой.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В соответствии с частью 6 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации но решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 пункта 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот.
На основании статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД, органы местного самоуправления в <адрес> могут наделяться законами <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с абзацами 2,3 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Таким образом, на основании действующего законодательства Самарская область вправе наделить законом Самарской области органы местного самоуправления в Самарской области отдельными государственными полномочиями Самарской области, в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно части 1 статьи <адрес> №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (пункт 1.4).
Таким образом, полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обладают органы местного самоуправления Самарской области, в данном случае, администрация городского округа Кинель.
Согласно пункту 1.3 Положения о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.
Составление проекта областного бюджета, организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства управления финансами <адрес>, которое является финансовым органом <адрес> согласно Положению о министерстве управления финансами <адрес>, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного <адрес> о бюджете на текущий год и плановый период. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, по формуле установленной в методике.
Таким образом, министерство не имеет полномочий по предоставлению жилого помещения либо социальной выплаты детям-сиротам, о чем так же свидетельствует сложившаяся судебная практика.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2011 году предусмотрено <данные изъяты> руб., из них муниципальному образованию городской округ Кинель – <данные изъяты>.
Указанные средства областного бюджета доведены министерством до муниципальных образований <адрес> в полном объеме.
Учитывая, что на ДД.ММ.ГГГГ количество сирот, состоящих на учете в муниципальном образовании Кинель составляет 18 человек, указанных средств недостаточно для обеспечения всех сирот города жилыми помещениями.
Учитывая сложившуюся ситуацию, министерством и <адрес> предпринимаются все меры по решению проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, однако средств не достаточно, для того что бы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан.
Полагает, что министерство является ненадлежащим ответчиком и просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.
В соответствии с п.3 ст.2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения (33 кв.м. общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем – ст.5). При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес>, указанным гражданам, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата.
В соответствии с п.1 ч.1 <адрес> №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещения отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> (далее - органы местного самоуправления) наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти <адрес>, и отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>" вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.1.4 которого учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (далее - уполномоченные органы), в соответствии с настоящим Порядком.
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма ( социальной выплаты на приобретение жилого помещения » Фролова Л.В. поставлена на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма ( социальной выплаты), и состоит в списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в жилом помещении (л.д.10-12).
Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается. Судом установлено, что в июне 2009 года Фролова Л.В. окончила учебное заведение, в связи с чем, у нее возникло право на предоставление ей вне очереди, как сироте, жилого помещения.
Установлено, что Фролова Л.В. после окончания образовательного учреждения, жилым помещением органом местного самоуправления, каковым является администрация городского округа Кинель, до настоящего времени не обеспечена, несмотря на то, что право на получение жилого помещения у нее возникло в 2009 году.
Доводы представителя ответчика Администрации городского округа Кинель и возражения Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о том, что данная категория граждан будет обеспечиваться жилыми помещениями и социальной выплатой по мере поступления средств, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение вне очереди жилыми помещениями лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.
Поскольку после окончания образовательного учреждения в июне 2009 года у Фроловой Л.В., как у сироты, возникло право на получение жилого помещения по социальному найму вне очереди, либо получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, но данное право Фролова Л.В. реализовать не может, исковые требования Кинельского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Фроловой Л.В. о возложении обязанности на Администрацию городского округа Кинель и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию городского округа Кинель, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области предоставить Фроловой Любови Викторовне социальную выплату на приобретение жилого помещения, как лицу нуждающемуся в жилье из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение 10 дней.
Судья- Смолина О.К.