решение по Кинельскому меж.прокурору



    Р Е Ш Е Н И Е

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        г. Кинель                                                                                                           12 августа 2011 года

        Самарской области

        Кинельский районный Самарской области

        в составе председательствующего судьи Плешачковой О.В.

        при секретаре Кашенковой Е.Г.

        с участием прокурора Юдина Н.В.

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по заявлению Кинельского межрайонного прокурора в интересах Синявского Дмитрия Владимировича к Администрации городского округа Кинель, Министерству экономического развития Самарской области об обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения

        У С Т А Н О В И Л:

                Кинельский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Синявского Д.В. к Администрации городского округа Кинель, Министерству экономического развития Самарской области об обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения.

             Синявский Д.В. в суд не явился, извещен надлежащим образом.

             В судебном заседании прокурор Юдин Н.В. поддержал иск и пояснил суду, что Синявский Д.ВДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. Постановлением администрации городского округа Кинеля от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке несовершеннолетнего на регистрационный учет для получения жилья», Синявский Д.В. поставлен на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты на приобретение жилого помещения). В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>. В соответствии с п.З ст.2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения (33 кв.м. общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем - ст.5). При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес>, указанным гражданам, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1.4 которого учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (далее - уполномоченные органы), в соответствии с настоящим порядком.. Таким образом, орган местного самоуправления, в лице администрации городского округа Кинель обязан предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение Синявскому Дмитрию Владимировичу. Однако, до настоящего времени органом местного самоуправления городского округа Кинель жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке Синявскому Д.В. не представлено, чем нарушаются его права. Обращение прокурора в суд с иском в защиту нарушенных социальных прав и интересов Синявского Д.В. обусловлено тем, что он социально не защищен, не обладает знаниями необходимого уровня, а также находится в тяжелом материальном положении, в связи, с чем последний не имеет возможности обратиться за квалифицированной юридической помощью.

                Ответчик Администрация городского округа Кинель в лице представителя по доверенности Миронюк О.В. с иском не согласна по следующим основаниям. Синявский Д.В. является сиротой и стоит в списке лиц, нуждающихся в получении жилых помещений вне-очереди. Жилые помещения предоставляются детям сиротам по мере поступления денежных средств из областного бюджета. В настоящее время денежных средств для выплаты Синявскому Д.В. социальной выплаты нет. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области дополнительные субвенции Администрации г.о. Кинель не предоставляет. Субвенции, предоставленные по договору от 21. 03.2011 года использованы в полном объеме для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в списке нуждающихся в предоставлении жилья в 2011 году. Предоставление социальной выплаты Синявскому Д.В. зависит от времени предоставления местному бюджету субвенций.

                     Ответчик – Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В суд поступило возражение на иск, из которого следует, что ответчик иск не признает и считает себя ненадлежащим ответчиком. Синявский Д.В.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) является лицом из числа детей-сирот. Согласно части 2 статьи 132 Конституции РФ    органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, В соответствии с частью 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10,1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации но решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов I, 2, 4, 6, 13, 22, 23. 32 - 36, 38 -40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 пункта 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта

    Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот. На основании статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД, органы местного самоуправления в <адрес> могут наделяться законами <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в порядке, предусмотренном федеральным законом. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №. 15-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с абзацами 2,3 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, обеспечиваются органами исполнительной власти но месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Таким образом, на основании действующего законодательства <адрес> вправе наделить законом <адрес> органы местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>, в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

    Согласно части 1 статьи <адрес> -ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления муниципальных районов и ropoдских округов в <адрес> наделяются    отдельными полномочиями      <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Согласно статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальна» выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (пункт 1.4).Таким образом, полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обладают органы местного самоуправления <адрес>, в данном случае, администрация городского округа Кинель.

    Согласно пункту 1.3 Положения о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. Просит исключить Министерство из числа ответчиков. Дополнительные денежные средства в 2011 году выделены и в ближайшее время будут перечислены органам местного самоуправления.

               Заслушав стороны,    исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

               Судом установлено, что Синявский Д.В. является сиротой и на основании постановления Администрации <адрес> от 01. 02. 2006 года поставлен на регистрационный учет для получения жилья по достижении совершеннолетия. (л.д.7)

               В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

              В силу ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

             Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.

               В соответствии с п.З ст.2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения (33 кв.м. общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем - ст.5). При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес>, указанным гражданам, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата.

             Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1.4 которого учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (далее - уполномоченные органы), в соответствии с настоящим Порядком.

              Таким образом, орган местного самоуправления, в лице администрации городского округа Кинель обязан предоставить Синявскому Д.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение. Однако, до настоящего времени органом местного самоуправления городского округа Кинель жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке Синявскому Д.В. не представлено, чем нарушаются его права.

          Доводы ответчика- Администрации г.о. о том, для обеспечения Синявского Д.В. в настоящее время нет денежных средств, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

         Исковые требования прокурора обоснованны и подтверждаются нормами ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение вне очереди жилыми помещениями лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.

         При таких обстоятельствах иск следует удовлетворить.

         Учитывая, что обязанность по обеспечению возложена законом на органы местного самоуправления Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области подлежит исключению из числа ответчиков.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л :

              Иск Кинельского межрайонного прокурора удовлетворить.

          Обязать администрацию городского округа Кинель предоставить Синявскому Дмитрию Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ, социальную выплату на приобретение жилого помещения, как лицу нуждающемуся в предоставлении жилого помещения из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

         Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области исключить из числа ответчиков.

                  Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

         Мотивированное решения будет принято ДД.ММ.ГГГГ.

                                               Судья                           Плешачкова О.В.