Решение
Именем Российской Федерации
31 октября 2011г.
Кинельский федеральный суд Самарской области
В составе : председательствующего судьи Васева Н.И.
С участием прокурора Шумского Д.А.
При секретаре Прочитанской Н.Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кинельского межрайонного прокурора в интересах Набиуллиной Джамили Сергеевны к администрации городского округа Кинель и Министерству экономического развития инвестиций и торговли Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения
У с т а н о в и л :
Кинельский межрайонный прокурор в интересах Набиуллиной Д.С. просит обязать администрацию муниципального района Кинельский и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> предоставить Набиуллиной социальную выплату на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление, указав, что Набиуллина Д.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Распоряжением администрации муниципального района Кинельский от ДД.ММ.ГГГГНабиуллина. поставлена на учет для предоставления жилого помещения.
В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 8 ФЗ»О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Ст.8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местаного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории <адрес> наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.1.4 которого учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан в соответствии с настоящим порядком.
Таким образом, орган местного самоуправления, в лице администрации муниципального района Кинельский обязан предоставить Набиуллиной социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Однако до настоящего времени органом местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма Набиуллиной не предоставлено, чем нарушаются его права.
Набиуллина Д.С.. поддержала исковое заявление прокурора, указав, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей, в настоящее время она проживает на квартире <данные изъяты> в <адрес>, своего жилья она не имеет.
Она стоит на очереди в администрации г.о. Кинель для получения жилья с этого года.
Представитель ответчика – администрации муниципального района Кинельский по доверенности Силантьева Т.Л.. исковые требования не признала, указав, что действительно Силантьева находится на учете как лицо, оставшееся без попечения родителей и состоит в списке под № для получения социального жилого помещения или пособия
Данные средства по договору по им выделяет Министерство экономического развития и торговли.
На этот год им предоставили средства для покупки жилья указанным категориям лиц, которые они уже израсходовали.
Других средств на покупку жилья указанным категориям у них лиц.
Считает, что надлежащими ответчиками по данному делу должны быть Министерство экономического развития и управление финансами <адрес>.
По данному делу привлечено в качестве соответчика Министерство экономического развития и торговли, представитель которого в судебное заседание не прибыл, направив письменное возражение, с исковые заявления не признал, указав, что органы местного самоуправления муниципальных образований на территории <адрес> наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Объем субвенций предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей сирот определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета по формуле, установленной в методике, утвержденной Законом.
Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий год и плановый период
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке, установленном <адрес> будет производится по мере поступления средств.
В связи с изложенным, просит исключить Министерство из числа ответчиков.
В качестве соответчика по данному делу было привлечено Министерство управления финансами <адрес>, представитель которого в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть иск в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласны, так как полномочия по обеспечению детей- сирот переданы органам местного самоуправления (<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД).
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот указанным законом и Порядком обеспечения жилыми помещениями детей- сирот, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, средства областного бюджета на приобретение жилья для указанной категории граждан выделяются ежегодно через соответствующего главного распорядителя средств областного бюджета (министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>) органам местного самоуправления на основании списков, составленных органами местного самоуправления.
В соответствии с Положением о составлении проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ объем средств по направлениям подведомственных расходов определяет главный распорядитель – министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>. Таким образом, законом четко определена схема финансирования расходов на обеспечение жильем детей-сирот: министерство экономического развития направляет средства в местный бюджет, а органы местного самоуправления предоставляют жилье либо социальную выплату на его покупку детям- сиротам. Обеспечение жильем каких-либо категорий граждан не относится к функциям минфина.
Составление проектов бюджетов- исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации и местных исполнительных органов субъектов федерации. Таким образом, полномочия минфина не означают право финансового органа распоряжаться бюджетными средствами по своему усмотрению.
Выслушав показания сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Набиуллина Д.С.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. состоит в списках детей, оставшихся без попечения родителей на основании протокола заседания жилищной комиссии администрации муниципального района Кинельский от ДД.ММ.ГГГГ и постановлена на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма, то есть нуждается в жилье.
Указанное обстоятельство никем из сторон не оспаривается.
В соответствии с п.2 <адрес> № ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории <адрес> наделяются следующими полномочиями: обеспечение жилым помещениям детей сирот оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, по окончании опеки( попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителям вне очереди.
Полномочия по предоставлению жилых помещений лицам указанной категории ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» делегированы местным органам власти.
Исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и вышеуказанного закона, следует, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета <адрес>.
В то же время следует исключить из числа ответчиков Министерство экономического развития инвестиций и торговли и Министерство управления финансами <адрес>, поскольку в силу вышеперечисленных нормативных актов орган местного самоуправления наделен отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан.
Согласно п.5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» указанной категории граждан предоставляется жилье по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей- сирот» при отсутствии жилых помещений в му ниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления ими социальных выплат уполномоченным органом.
Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что государственные полномочия по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями либо предоставления вместо жилья социальной выплаты, переданы органам местного самоуправления, а обеспечение указанных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год.
При этом Министерство управления финансами <адрес>, являясь финансовым органом субъекта РФ, организует исполнение областного бюджета, который принимается в форме закона Самарской Губернской Думой.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом о бюджете на текущий год и плановый период.
При наличии указанных обстоятельств, признание Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области соответчиками и возложение на них обязанностей предоставить социальную выплату, является излишним.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд
Решил :
Обязать администрацию муниципального района Кинельский предоставить Набиуллиной Джамили Сергеевны социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области освободить из числа соответчиков.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения.
Судья – подпись