РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кинель ДД.ММ.ГГГГ
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Яшникова С.И.
с участием истца Бурлака В.Н.,
помощника Кинельского межрайонного прокурора Шаминой А.К.,
представителя Администрации г.о. Кинель Миронюк О.В.,
при секретаре Саитовой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № по исковому заявлению Кинельского межрайонного прокурора в интересах Бурлака Виктории Николаевны к Администрации городского округа Кинель о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
установил:
Кинельский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Бурлака В.Н. к Администрации городского округа Кинель о возложении обязанности предоставить Бурлака В.Н. социальную выплату на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, указав, что Бурлака В.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Постановлением администрации г.о. Кинель от ДД.ММ.ГГГГ № 2465 «О постановке на учет Бурлака В.Н. для предоставления жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты)» Бурлака В.Н. поставлена на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты), и состоит в списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории <адрес> наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, орган местного самоуправления в лице администрации городского округа Кинель обязан предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение либо предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения. Однако до настоящего времени органом местного самоуправления городского округа Кинель ни жилое помещение по договору социального найма, ни социальная выплата Бурлака В.Н. не предоставлены, чем нарушаются её права. В связи с этим, что в городском округе Кинель отсутствует жилье, которое может быть предоставлено Бурлака В.Н. по договору социального найма, просит обязать Администрацию городского округа Кинель предоставить Бурлака В.Н. в связи с отсутствием жилых помещений социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Бурлака В.Н. в судебном заседании иск поддержала и дала пояснения, аналогичные заявленным требованиям.
Представитель ответчика Администрации городского округа Кинель Миронюк О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Кинельского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Бурлака В.Н. не признала и пояснила суду, что действительно Бурлака В.Н. состоит на учете как лицо, оставшееся без попечения родителей, и в соответствии со т.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», она должна быть обеспечена жилой площадью вне очереди органом исполнительной власти, каковым является администрация городского округа Кинель. Однако в муниципальном жилищном фонде городского округа Кинель отсутствуют жилые помещения для предоставления по договорам социального найма. В соответствии со ст. 1 ч.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления муниципальной районов и городских округов в <адрес> наделяются настоящим законом отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом в соответствии со ст.4 указанного <адрес> финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Субвенции носят строго целевое назначение и не могут быть использованы на другие цели. Других средств на покупку жилья указанной категории лиц у Администрации городского округа Кинель не имеется. Использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных администрации государственных полномочий, в соответствии с ч. 3 ст. 156 Бюджетного кодекса РФ, муниципальный округ не имеет право. В связи с этим, просит в удовлетворении иска Кинельскому межрайонному прокурору, заявленному в интересах Бурлака В.Н., отказать.
Представитель третьего лица Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> в судебное заседание не явился. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> направило в суд возражение, из которого следует, что с исковыми требованиями Кинельского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Бурлака В.Н., Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> не согласно, указав, Бурлака В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) является лицом, оставшимся без попечения родителей. Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В соответствии с частью 6 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации но решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 пункта 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот. На основании статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ГД, органы местного самоуправления в <адрес> могут наделяться законами <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в порядке, предусмотренном федеральным законом. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 15-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с абзацами 2,3 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Таким образом, на основании действующего законодательства <адрес> вправе наделить законом <адрес> органы местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>, в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Согласно части 1 статьи <адрес> № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Согласно статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 421, утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (пункт 1.4). Таким образом, полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обладают органы местного самоуправления <адрес>, в данном случае, администрация городского округа Кинель. Согласно пункту 1.3 Положения о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 83, финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. Составление проекта областного бюджета, организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства управления финансами <адрес>, которое является финансовым органом <адрес> согласно Положению о министерстве управления финансами <адрес>, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 447. Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного <адрес> о бюджете на текущий год и плановый период. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, по формуле, установленной в методике. Все средства областного бюджета предоставляются на основании <адрес> «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый перио<адрес> 2012 годов». <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ГД «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый перио<адрес> 2012 годов», на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2010 году предусмотрено 398 399 830,00 рублей. Средства распределены между муниципальными образованиями в соответствии с методикой расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, утвержденной Законом № 115-ГД. То есть требования Закона № 115-ГД ответчиками соблюдены в полном объеме. Учитывая сложившуюся ситуацию, министерством и <адрес> предпринимаются все меры по решению проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, однако средств не достаточно, для того что бы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Кинельского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.
В соответствии с п.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ГД (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения (33 кв.м. общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем – ст. 5). При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес>, указанным гражданам, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата.
В соответствии с п.1 ч.<адрес> № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещения отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> (далее - органы местного самоуправления) наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти <адрес>, и отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>" вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 421, утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.1.4 которого учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (далее - уполномоченные органы), в соответствии с настоящим Порядком.
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации г.о. Кинель от ДД.ММ.ГГГГ № 2465 «О постановке на учет ФИО1 для предоставления жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты)» Бурлака В.Н. поставлена на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты), и состоит в списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в жилом помещении (л.д. 8).
Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Установлено, что Бурлака В.Н. в настоящее время проживает у родственников. До настоящего времени органом местного самоуправления, каковым является администрация городского округа Кинель, жильем не обеспечена, в связи с чем в соответствии с указанными выше требованиями закона, Бурлака В.Н. должна быть обеспечена жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из пояснений представителя ответчика – Администрации г.о. Кинель Самарской области Миронюк О.В. следует, что в городском округе Кинель отсутствуют жилые помещения, которые могли бы быть предоставлены Бурлака В.Н. на основании договора социального найма.
В связи с тем, что у Администрации городского округа Кинель, отсутствует возможность предоставить Бурлака В.Н. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма, поэтому в соответствии с требованиями ст.2 п.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», Бурлака В.Н. должна быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора о предоставлении Бурлака В.Н. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной выплаты на приобретение жилого помещения, подлежат удовлетворению.
Также не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика Администрации городского округа Кинель и возражения Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о том, что данная категория граждан будет обеспечиваться жилыми помещениями и социальной выплатой по мере поступления средств, по следующим основаниям.
Исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение вне очереди жилыми помещениями лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета <адрес>.
Поскольку после окончания образовательного учреждения у Бурлака В.Н., как лица, оставшегося без попечения родителей, возникло право на получение жилого помещения по социальному найму вне очереди, либо получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, но данное право Бурлака В.Н. реализовать не может, поэтому исковые требования Кинельского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Бурлака В.Н. о возложении обязанности на Администрацию городского округа Кинель о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Кинель предоставить Бурлака Виктории Николаевне социальную выплату на приобретение жилого помещения, как лицу, нуждающемуся в жилье из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья