решение по иску Кинельского меж.прокурора



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.Кинель

Кинельский районный суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Радаевой О.И.

при секретаре Афониной С.В.

с участием помощника Кинельского межрайонного прокурора Школьного А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кинельского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Кинель о признании незаконным бездействия администрации городского округа Кинель и возложения обязанности привести площадку для размещения контейнеров для сбора мусора, расположенной на пересечении <адрес> и <адрес>, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Кинельский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа Кинель о признании незаконным бездействия администрации городского округа Кинель и возложения обязанности привести площадку для размещения контейнеров для сбора мусора, на пересечении <адрес> и <адрес>, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать данную площадку водонепроницаемым покрытием, оборудовать ограждением высотой не менее 1,5 метров, очистить территорию площадки от бытового и крупногабаритного мусора, в том числе от спиленных веток и деревьев.

В обоснование исковых требований указано, что согласно п. 24 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с требованиями ст. ст. 21, 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52 «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», в почвах городских и сельских поселений содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов не должно превышать предельно допустимые концепции (уровни), установленные правилами; содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствий с п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной отчистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.

В соответствии с п. 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» объектами очистки являются:

территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

В соответствии с п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

В соответствии с п. 3.10. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа <адрес>, принятых решением Думы городского округа Кинель № 733 от ДД.ММ.ГГГГ, контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов должны иметь твердое покрытие, ограждение высотой не менее 1,5 метров, иметь свободный подъезд для спецавтотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

Также в соответствии с п. 3.13. Правил, контейнерные площадки и места установки контейнеров должны быть постоянно очищены от бытового и крупногабаритного мусора (в том числе ветки и деревья), содержаться в чистоте и порядке. Уборка контейнерных площадок должна производиться сразу после погрузки содержимого контейнеров в мусоровоз специализированной организацией.

В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, расположенная на пересечении <адрес> и <адрес>, не оборудована надлежащим образом, а именно не имеет водонепроницаемого покрытия, не имеет ограждения высотой не менее 1,5 метров. На момент проверки территория данной контейнерной площадки не очищена от бытового и крупногабаритного мусора, в том числе от спиленных веток и деревьев. Вместе с тем, сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплены право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Эта группа правомочий относятся к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица, находящиеся на территории Российской Федерации.

Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. ст. 21, 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного действия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу требований ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среде решаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, являются государственной собственностью.

Проведенная прокуратурой проверка свидетельствует о нарушении перечисленных выше требований. Данное обстоятельство приводит к скоплению отходов на почве в ненадлежащих местах и загрязнению окружающей природной среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний и нарушению прав граждан, проживающих на территории городского округа Кинель, на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании прокурор Школьный А.А. исковые требования поддержал частично, а именно в части обязать администрацию городского округа <адрес> привести в соответствие с требованиями    санитарно-эпидемиологического законодательства площадку для размещения контейнеров для сбора мусора, расположенную на пересечении <адрес> и <адрес>, а именно оборудовать данную площадку водонепроницаемым покрытием, оборудовать ограждением высотой не менее 1,5 метров, очистить территорию площадки от бытового и крупногабаритного мусора, в том числе от спиленных веток и деревьев, отказавшись от заявленных требований в части признания незаконным бездействие администрации городского округа <адрес> по непринятию мер по организации сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, так как ответчиком принимаются меры по организации в соответствии с требованиями    санитарно- эпидемиологического законодательства площадок для размещения контейнеров для сбора мусора, что подтверждается представленными документами.

Ответчик Администрация г.о.Кинель в лице представителя Галимовой Н.Г. с уточненными исковыми требованиями прокурора согласны, а именно с возложением обязанности привести площадку для размещения контейнеров для сбора мусора, расположенной на пересечении <адрес> и <адрес>, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, поддержав доводы,изложенные в отзыве из которого следует, что в городском округе Кинель 151 муниципальная площадка для размещения контейнеров для сбора мусора и приведение их в соответствие с санитарно-эпидемиологическим законодательством работа длительная и дорогостоящая. В ДД.ММ.ГГГГ <адрес> архитектуры городского округа Кинель на баланс МБУ г. о. <адрес> "Управление ЖКХ" были переданы площадки для размещения контейнеров для сбора ТБО на территории г. о. Кинель. МБУ г. о. <адрес> "Управление ЖКХ" для осуществления мероприятий по содержанию и обустройству санкционированных мест для складирования отходов на территории округа только в ДД.ММ.ГГГГ г. заключила Муниципальные контракты с <адрес> и <адрес>" на выполнение работ по устройству и ремонту контейнерных площадок для временного хранения ТБО, в соответствии с которыми в 2011 г. было отремонтировано 26 контейнерных площадок. В настоящий момент приобретено и будет в ближайшее время установлено 77 новых контейнеров, взамен пришедших в негодность. Всего с ДД.ММ.ГГГГ г. в г. о. Кинель было приведено в соответствие с санитарно-эпидемиологического законодательством 78 контейнерных площадок.

Администрация городского округа Кинель продолжает вести в данном направлении работу: согласовываются места размещения оставшихся площадок, количество контейнерных площадок подлежащих ремонту и устройству.

Таким образом, ответчик не бездействует, а напротив, делает всё возможное, чтобы исполнить вопрос местного значения городского округа "организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов", но кроме этой задачи государство возлагает на городской округ ещё 41 вопрос местного значения, а денежные средства ответчика ограничены, поэтому оборудовать твёрдым водонепроницаемым покрытием и ограждением сразу все площадки она не имеет материальной возможности.

Но тем не менее, Администрация г. о. Кинель запланировала, при поступлении бюджетных денежных средств (предположительно 3-ий квартал ДД.ММ.ГГГГ г.), в ДД.ММ.ГГГГ г. привести в соответствие с действующими нормами и стандартами ещё около 36 шт. площадок для размещения контейнеров для сбора мусора.

Третье лицо- Управление Роспотребнадзора по <адрес> в судебное заседание не явилось, но поступило сообщение в котором просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Из предоставленного суду отзыва следует, что в соответствии с требованиями ч.2 ст.22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления.

На основании п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее СанПиН) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.

В соответствии с п.2.1.3 СанПиН на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

На основании п.2.2.3 СанПиН площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20м, но не более 100м.

Считают исковое заявление Кинельской межрайонной прокуратуры обоснованным.

Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя администрации г.о. Кинель по доверенности Галямовой Н., изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению в части.

Статьей 22 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые заявления с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрена обязанность органов местного самоуправления осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городских и других поселений.

Во исполнение указанных нормативных актов организация сбора и вывоза твердых бытовых на территории <адрес> отнесена к вопросам местного значения. Порядок сбора бытовых отходов и оборудования контейнерной площадки также определен п.3.13. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа <адрес>, принятых решением Думы городского округа Кинель № от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что при проверке площадки для размещения контейнеров на пересечении <адрес> и <адрес> установлены нарушения «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Минздравом СССР от ДД.ММ.ГГГГ № 4690-88. Согласно вышеуказанных нормативных актов площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.

Из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помощником Кинельского межрайонного прокурора Школьным А.А. в присутствии понятых ФИО6 и ФИО7 произведен осмотр площадки для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, расположенную на пересечении <адрес> и <адрес> Контейнерная площадка, расположенная возле по указанному адресу не ограждена, не имеет твердого водонепроницаемого покрытия. На территории имеется большое количество бытового и крупногабаритиного мусора (л.д.8).

Статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязывает стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд считает отказ прокурора в части признания незаконным бездействие администрации городского округа <адрес> по непринятию мер по организации сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, является обоснованным, так как ответчиком представлены документы свидетельствущие о наличии 151 муниципальной площадки для размещения контейнеров для сбора мусора, муниципальные контракты на ремонт и устройство контейнерных площадок..В остальной части исковые требования подлежат удовлетворению.

Требования прокурора сводятся к возложению на администрацию городского округа Кинель обязанности по выполнению мероприятий по организации сбора бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Указанные полномочия, как указано выше, законом возложены именно на органы местного самоуправления поселений. Свою обязанность по обеспечению исполнения требований санитарных норм и правил сбора бытовых отходов и мусора на контейнерной площадке на пересечении <адрес> и <адрес> администрация городского поселения исполняет не в полной мере.

Кроме того, администрация городского поселения, являясь органом местного самоуправления, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляет интересы населения всего муниципального образования, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации -форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законамисубъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Законодательством определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Вывод суда об обоснованности исковых требований подтверждается изложенными выше доказательствами.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кинельского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа Кинель Самарской области привести в соответствие с требованиями    санитарно- эпидемиологического законодательства площадку для размещения контейнеров для сбора мусора, расположенную на пересечении <адрес> и <адрес> а именно оборудовать данную площадку водонепроницаемым покрытием, оборудовать ограждением высотой не менее 1,5 метров. Очистить территорию площадки от бытового и крупногабаритного мусора, в том числе от спиленных веток и деревьев, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Кинельский районный суд в течение месяца.

Председательствующий подпись

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>