РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Кинельский районный суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Радаевой О.И.
при секретаре Афониной С.В.
с участием помощника Кинельского межрайонного прокурора Школьного А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кинельского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Чубовка муниципального района Кинельский о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Чубовка муниципального района Кинельский и возложения обязанности привести площадку для размещения контейнеров для сбора мусора, расположенной напротив <адрес>, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Кинельский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Чубовка муниципального района Кинельский о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Чубовка муниципального района Кинельский и возложения обязанности привести площадку для размещения контейнеров для сбора мусора, напротив <адрес>, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать данную площадку твердым водонепроницаемым покрытием и ограждением высотой не менее 1,5 метров..
В обоснование исковых требований указано, что согласно п. 18 ч.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с требованиями ст. ст. 21, 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», в почвах городских и сельских поселений содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов не должно превышать предельно допустимые концепции (уровни), установленные правилами; содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствий с п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной отчистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
В соответствии с п. 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» объектами очистки являются:
территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В соответствии с п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В соответствии с п. 5.10. Правил благоустройства и содержания территорий сельского поселения Чубовка муниципального района Кинельский, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Чубовка муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов должны иметь твердое покрытие, ограждение высотой не менее 1,5 м., иметь свобоный подъезд для спецавтотранспорта, а также должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров, размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.
В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, расположенная напротив <адрес>, не оборудована надлежащим образом, а именно не имеет ограждения высотой не менее 1,5 м, не имеет водонепроницаемого покрытия. Вместе с тем, сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплены право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Эта группа правомочий относятся к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица, находящиеся на территории Российской Федерации.
Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. ст. 21, 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного действия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу требований ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среде решаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, являются государственной собственностью.
Проведенная прокуратурой проверка свидетельствует о нарушении перечисленных выше требований. Данное обстоятельство приводит к скоплению отходов на почве в ненадлежащих местах и загрязнению окружающей природной среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний и нарушению прав граждан, проживающих на территории администрации сельского поселения Красносамарское, на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор Школьный А.А. исковые требования поддержал частично, а именно в части требований обязать администрацию сельского поселения Чубовка муниципального района <адрес> привести в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства площадку для размещения контейнеров для сбора мусора, расположенную напротив <адрес>, а именно оборудовать данную площадку водонепроницаемым покрытием, оборудовать ограждением высотой не менее 1,5 метров, отказавшись от заявленных требований в части признания незаконным бездействие администрации сельского поселения Чубовка муниципального района <адрес> по непринятию мер по организации сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, так как ответчиком принимаются меры по организации в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства площадок для размещения контейнеров для сбора мусора, что подтверждается представленными документами.
Ответчик администрация сельского поселения Чубовка муниципального района Кинельский в лице главы администрации Старостина В.А. с требованиями прокурора согласились частично, не признав иск в части признания незаконным бездействия администрации сельского поселения Чубовка муниципального района <адрес> по непринятию мер по организации сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства Администрация сельского поселения Чубовка муниципального района <адрес> не согласна, так как, согласно утвержденного Плана мероприятий по очистке и благоустройству территории сельского поселения Чубовка на ДД.ММ.ГГГГ г. устройство контейнерных площадок на территории сельского поселения Чубовка запланировано на июнь-июль ДД.ММ.ГГГГ..Со второй частью требований, изложенных в исковом заявлении. Администрация сельского поселения Чубовка муниципального района <адрес> согласна полностью. В настоящее время осуществляются подготовительные мероприятия для устройства контейнерных площадок в связи с этим из бюджета поселения выделено <данные изъяты>
Третье лицо- Управление Роспотребнадзора по <адрес> в судебное заседание не явилось, но поступило сообщение, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Из предоставленного суду отзыва следует, что в соответствии с требованиями ч.2 ст.22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления.
На основании п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее СанПиН) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
В соответствии с п.2.1.3 СанПиН на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
На основании п.2.2.3 СанПиН площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20м, но не более 100м.
Считают исковое заявление Кинельской межрайонной прокуратуры обоснованным.
Выслушав пояснения помощника прокурора, главу администрации сельского поселения Чубовка, изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению в части.
Статьей 22 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые заявления с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрена обязанность органов местного самоуправления осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городских и других поселений.
Во исполнение указанных нормативных актов организация сбора и вывоза твердых бытовых на территории сельского поселения Красносамарское отнесена к вопросам местного значения. Порядок сбора бытовых отходов и оборудования контейнерной площадки также определен п.4.4 Правил, сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществляется по контейнерной или бестарной системе в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что при проверке площадки для размещения контейнеров <адрес> установлены нарушения «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Минздравом СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно вышеуказанных нормативных актов площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.
Из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помощником Кинельского межрайонного прокурора ФИО6. в присутствии понятых ФИО7 и ФИО8 произведен осмотр площадки для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, расположенную напротив <адрес>. Контейнерная площадка, расположенная по указанному адресу не ограждена, не имеет твердого водонепроницаемого покрытия. (л.д.8)
Статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязывает стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд считает отказ прокурора в части признания незаконным бездействие администрации сельского поселения Чубовка муниципального района <адрес> по непринятию мер по организации сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, является обоснованным, так как ответчиком представлены документы, свидетельствущие о наличии контейнерных площадок для размещения контейнеров для сбора мусора, плана мероприятий по очистке и благоустройству территории сельского поселения Чубовка на 2012 г., где указано, что устройство контейнерных площадок на территории сельского поселения Чубовка запланировано на летний перио<адрес>. В остальной части исковые требования подлежат удовлетворению.
Требования прокурора сводятся к возложению на администрацию городского округа Кинель обязанности по выполнению мероприятий по организации сбора бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Указанные полномочия, как указано выше, законом возложены именно на органы местного самоуправления поселений. Свою обязанность по обеспечению исполнения требований санитарных норм и правил сбора бытовых отходов и мусора на контейнерной площадке напротив <адрес> администрация сельского поселения исполняет не в полной мере.
Кроме того, администрация сельского поселения, являясь органом местного самоуправления, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляет интересы населения всего муниципального образования, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации -форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Законодательством определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Вывод суда об обоснованности исковых требований подтверждается изложенными выше доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кинельского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию сельского поселения Чубовка муниципального района <адрес> привести в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства площадку для размещения контейнеров для сбора мусора, расположенную напротив <адрес>, а именно оборудовать данную площадку водонепроницаемым покрытием, оборудовать ограждением высотой не менее 1,5 метров, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Кинельский районный суд в течение месяца.
Председательствующий подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>