Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинель Самарской области30 марта 2011 года
Кинельский районный суд Самарской области
в составе председательствующего Смолиной О.К.
при секретаре Грибовой Н. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Малыгина Руслана Викторовича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области об установлении факта нахождения на иждивении, признании незаконным отказа в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца,
У С Т А Н О В И Л:
Малыгин Р. В. обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области об установлении факта нахождения на иждивении, признании незаконным отказа в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца, указывая находился на иждивении своего отца ФИО1 1965 г.р., который решением суда от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим.
Являясь студентом очного отделения Самарского государственного аэрокосмического университета, ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему социальной пенсии по случаю потери кормильца, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении такой пенсии ему было отказано, в связи с отсутствием правоустанавливающего документа, подтверждающего факт нахождения на иждивении отца ФИО1
Поскольку отец пропал в июне 2006 г., когда ему было 16 лет, а отец оказывал ему денежное содержание, просит установить факт нахождения на иждивении отца, признать незаконным отказ в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, обязать ответчика назначить ему социальную пенсию по случаю потери кормильца с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец свои требования поддержал и пояснил, что он родился ДД.ММ.ГГГГ В 1991 г. его родители – мать ФИО2 и отец ФИО1 расторгли брак и не проживала совместно, однако отец ежемесячно в добровольном передавал деньги на его содержание, т.к. взыскание алиментов не производилось.
Несмотря на то, что родители проживали отдельно друг от друга, он постоянно встречался с отцом. В июне 2006 г. его отец ФИО1 пропал, на тот момент ему исполнилось только 16 лет, а мать ФИО2 в суд в его интересах о признании отца безвестно отсутствующим не обращалась.
Судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что его отец ФИО1 является безвестно отсутствующим и сведений о месте его нахождения не имеется с июня 2006 г.
Его, как несовершеннолетнего, до июня 2006 г. содержали родители: отец ФИО1 и мать ФИО2, т.е. он фактически находился на их иждивении.
В настоящее время он обучается на очном отделении Самарского государственного аэрокосмического университета, является студентом 4 курса и имеет право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, в чем ему необоснованного отказывает ответчик.
Просит установить, что в июне 2006 г. он находился на иждивении отца ФИО1, признать незаконным отказ в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца и обязать ответчика назначить ему социальную пенсию по случаю потери кормильца с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика по доверенности Власик Н.В. иск Малыгина Р.В. не признала и пояснила, что правом на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца пользуются нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, полагаю иск подлежащим по следующим основаниям.
Как установлено ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
При этом в соответствии со ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Поскольку на момент обращения за назначением социальной пенсии по случаю потери кормильца Малыгин Р.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. достиг совершеннолетия, факт нахождения его на иждивении отца ФИО1 подлежит установлению в судебном порядке.
Истцом представлена трудовая книжка ФИО1, из которой следует, что он имел место работы, а следовательно, постоянный источник дохода, до ДД.ММ.ГГГГ – дня увольнения из муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий города Самары.
Вступившим в законную силу решение Кинельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что сведений о месте пребывания ФИО1 не имеется с июля 2006 г. в связи с чем ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. признан безвестно отсутствующим.
Согласно свидетельства о рождении Малыгина Р.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются: отец ФИО1 и мать ФИО2.
В соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Однако, ФИО1 не был лишен родительских прав и доводы истца о том, что отец в добровольном порядке предоставлял средства на его содержание, ничем не опровергнуты.
Являясь студентом очной формы обучения, Малыгин Р.В. пользуется правом на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно ч.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии), трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Таким образом, право Малыгина на назначение пенсии по случаю потери кормильца возникает не с момента обращения за ее назначением, а на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Установить факт нахождения Малыгина Руслана Викторовича ДД.ММ.ГГГГ г.р. на иждивении отца ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., признанного безвестно отсутствующим.
Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области в назначении Малыгину Р.В. трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кинеле и Кинельском районе Самарской области назначить Малыгину Р.В. трудовую пенсии по случаю потери кормильца с момента обращения за ее назначением, т.е. с 20.09.2009 г.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья-Смолина О.К.
Решение принято в окончательной форме 04.04.20011 года
Судья-Смолина О.К.