решение по ликывидации



<данные изъяты>РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кинель24 марта 2011 года

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Трибунской Л.М.

при секретаре Максимовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области к Фонду социального развития «Надежда» о ликвидации,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области обратилось в суд с иском о ликвидации Фонда Социального развития «Надежда», указав в заявлении, что 16 апреля 2004 года Межрайонной инспекцией Министерства по налогам и сборам №4 по Самарской области был зарегистрирован Фонд социального развития «Надежда». Запись о создании Фонда внесена в ЕГРЮЛ. В соответствии с пунктом 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения имеют неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в т.ч. общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. В соответствии с п.3 ст. 32 Федерального Закона от 12.01.1996 г № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1. данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в т.ч. полученных от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки предоставления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Начиная с 2007 года данная информация о деятельности Фонда социального развития «Надежда» в уполномоченный орган не представлялась. Таким образом, указанная некоммерческая организация неоднократно не исполнила предусмотренную законом обязанность, что согласно п.10 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 г № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области в судебное заседание не прибыл, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания.

Представитель Фонда социального развития «Надежда» Смирнов В.М. с заявленными требования не согласился, пояснив в судебном заседании, что некоммерческая организация Фонд социального развития была создана 25 марта 2004 года решением учредителей. Он избран Президентом Фонда. Решением общего собрания Фонда от 25.03.2010 года полномочия Президента Фонда были продлены. До настоящего времени Фонд постоянно осуществляет уставную деятельность. Фонд в своей деятельности взаимодействует с Самарской Губернской Думой, Министерством культуры Самарской области Министерством образования и науки Самарской области и различными общественными организациями. Ежегодно Фонд предоставлял отчеты в налоговую инспекцию. О том, что Фонд обязан предоставлять отчеты о своей деятельности в Управление Министерства юстиции Самарской области он не знал. В настоящее время он исполнил требование закона и предоставил необходимые сведения о деятельности Фонда.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы в судебное заседание не прибыл, предоставив письменный отзыв, в котором не согласился с заявленными требованиями о ликвидации Фонда социального развития « Надежда».

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области к Фонду социального развития «Надежда» о ликвидации не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 18 июля 2003 г №-П по делу о проверке конституционности положений ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 ГК РФ указано, что отсутствие в п. 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности ( в то числе наличия вины) и установленных статьей 55 ч. 3 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду- с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Судом установлено, что обстоятельством, послужившим основанием для обращения в суд с требованием о ликвидации юридического лица, является нарушение пункта 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 г «О некоммерческих организациях», выразившееся в непредставлении в уполномоченный орган – Управление Министерства юстиции, документов, содержащих отчет о деятельности Фонда.

При этом суду не предоставлено доказательств того, что характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия являются настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем ликвидации юридического лица.

Установлено, что нарушения требований пункта 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоммерческих организациях» имели место в деятельности Фонда социального развития «Надежда». Однако данные нарушения являются устранимыми. И как следует из предоставленной ответчиком расписки от 16 марта 2011 года, в Управление Минюста РФ по Самарской области предоставлен отчет о деятельности Фонда и сведения о персональном составе руководящих органов.

Принимая во внимание, что ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям, суд приходит к выводу о том, что допущенные Фондом социального развития «Надежда» нарушения закона не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой общественной организации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области к Фонду социального развития «Надежда» о ликвидации отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья - подпись

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>