решение по иску Кузиной



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты>

город Кинель ДД.ММ.ГГГГ

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.

с участием помощника прокурора Кинельской межрайонной прокуратуры ШКОЛЬНОГО А.А.

при секретаре СТЕПАНОВОЙ Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле

гражданское дело по иску Кинельского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации сельского поселения Бобровка муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по организации учета бесхозяйного имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Кинельский межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации сельского поселения Бобровка муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по организации учета бесхозяйного имущества – автомобильной дороги протяженностью 0,8 км общей площадью 4.000 кв.м., расположенной на <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил суду, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский на <адрес> располагается автомобильная дорога протяженностью 0,8 км общей площадью 4.000 кв.м.. Указанная дорога не имеет собственника, и соответственно, обслуживание данной дороги не осуществляется. В связи с тем, что у дороги отсутствует собственник, поэтому в силу ст.225 ч.1 ГК РФ автомобильная дорога относится к категории бесхозяйной недвижимой вещи. Согласно информации предоставленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога на <адрес> с.<адрес> в реестре муниципального имущества муниципального района Кинельский не состоит. Согласно информации, предоставленной администрацией сельского поселения Бобровка от ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога на <адрес> с.<адрес> в реестре муниципального имущества сельского поселения также не состоит. В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных доро<адрес> п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Таким образом, орган местного самоуправления обязан предоставить необходимую информацию о бесхозяйной вещи в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество для последующего закрепления этого имущества в муниципальную собственность и осуществления мероприятий, обеспечивающих безопасность данного объекта. Согласно ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных доро<адрес> собственника у дороги, расположенной на <адрес> протяженностью 0,8 км, общей площадью 4000 кв. метров привело к тому, что в течение длительного времени ремонт и содержание данной дороги в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог не осуществляется. Бездействие администрации сельского поселения Бобровка муниципального района <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность и создает предпосылки к увеличению числа ДТП на указанной автомобильной дороге. В целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, гибели людей и уничтожения, повреждения их имущества необходимо признать данный объект бесхозяйным для дальнейшей передачи его в собственность муниципального образования. Бездействие администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский не соответствует требованиям действующего федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья, принадлежащего им имущества. Поэтому просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский по организации учета бесхозяйного имущества - автомобильной дороги протяженностью 0,8 км, общей площадью 4000 кв. метров, расположенной на <адрес>; и обязать администрацию сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский совершить действия по постановке на учет бесхозяйной вещи - автомобильной дороги протяженностью 0,8 км, общей площадью 4000 кв. метров, расположенной на <адрес>, не имеющей собственника, путем подачи заявления и необходимых документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Представитель ответчика Администрации с.<адрес> м.<адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями Кинельского межрайонного прокурора не согласилась и пояснила суду, что дорога протяженностью 0,8 км, общей площадью 4000 кв. м. по <адрес> муниципального района Кинельский не относится к разряду автомобильных дорог местного значения и является грунтовой. Данная дорога образовалась с момента формирования земельных участков и застройки частного жилого фонда, балансовой стоимости не имеет, так как нет твердого покрытия. Земельный участок, на котором расположена данная дорога, принадлежит м.<адрес> и муниципальному образованию сельское поселение Бобровка не передавался. Администрация сельского поселения Бобровка возражает против трактования этой дороги, как автомобильной. Для постановки на учет бесхозяйного имущества - грунтовой дороги протяженностью 0,8 км, общей площадью 4000 кв. м. по <адрес> в соответствии с Положением «О принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей», утверждённым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , к заявлению на принятие на учет должны быть приложены документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта, удостоверенные соответствующей организацией по учету объектов недвижимого имущества. Для исполнения этих действий необходим продолжительный срок. На данный момент грунтовая дорога протяженностью 0,8 км, общей площадью 4000 кв. м. по <адрес> в реестре муниципального имущества сельского поселения Бобровка и в реестре муниципального имущества муниципального района Кинельский не значится. Администрации сельского поселения Бобровка потребуется произвести дополнительные работы по сбору документов, которые повлекут дополнительные затраты, не предусмотренные на текущий год. Поэтому просит в удовлетворении исковых требований Кинельского межрайонного прокурора отказать.

Представитель третьего лица Администрации м.<адрес> и представитель третьего лица Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель третьего лица – ТУ Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела.

В материалах дела имеется отзыв за подписью заместителя руководителя ФИО6, согласно которому ТУ Росимущества в <адрес> считает исковые требования Кинельского межрайонного прокурора обоснованными и законными, поскольку органом местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйная недвижимая вещь – автомобильная дорога протяженностью 0,8 км, общей площадью 4000 кв.м., по <адрес> с.<адрес> м.<адрес>, является администрация с.<адрес> м.<адрес>. В соответствии с п.4 и п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , администрация с.<адрес> м.<адрес> должна была обратиться в территориальные органы Росреестра с заявлением о принятии на учет указанного выше объекта недвижимости, а в последствие обратиться в суд в соответствии со ст. 225 ГК РФ. Указанные действия администрация с.<адрес> м.<адрес> не были выполнены, до настоящего времени собственник названного недвижимого имущества не определен. В связи с отсутствием собственника дороги нарушаются права граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, поскольку такое отсутствие привело к тому, что в течение длительного времени ремонт и содержание данной дороги в соответствии с требованиями технических регламентов не осуществлялось. Бездействие администрации с.<адрес> м.<адрес> нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность, охрану жизни, здоровья и принадлежности им имущества.

Выслушав пояснения помощника Кинельского межрайонного прокурора, представителя Администрации с.<адрес> м.<адрес>, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В судебном заседании установлено, что в реестре федерального имущества, имущества <адрес>, в реестре муниципального имущества муниципального района <адрес> и сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский не числится дорога, протяженность 0,8 км, общей площадью 4000 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>, сельское поселение Бобровка, <адрес> (л.д.7, 9, 21-24, 25-27).

Согласно справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ<адрес> филиалом ГУП ЦТИ грунтовая автомобильная дорога протяженностью 0,8 км, общей площадью 4000 кв.м., расположенная на <адрес>, на техническом учете не состоит (л.д.20).

Согласно списку автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории сельского поселения Бобровка, которые не включены в реестр сельского поселения Бобровка и не входят в состав муниципальной казны сельского поселения Бобровка, спорная дорога включена в данный список (л.д.10), а также как следует из ответа на запрос, выданный главой с.<адрес>, в собственность с.<адрес> переданы только дороги с твердым покрытием. Дороги с грунтовым покрытием общей протяженностью 7,3 км муниципальному образованию с.<адрес> не передавались (л.д.12).

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст. 10 указанного выше Закона в Российской Федерации ведется Единый государственный реестр автомобильных дорог, представляющий собой федеральный информационный ресурс и содержащий сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения. В реестр вносятся следующие сведения об автомобильной дороге: сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги; наименование автомобильной дороги; идентификационный номер автомобильной дороги; протяженность автомобильной дороги и используемых на платной основе ее участков; сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги; вид разрешенного использования автомобильной дороги; иные сведения.

Кинельский межрайонный прокурор в своем исковом заявлении ссылается на то, что бездействие администрации с.<адрес>, выразившееся в невыполнении требований закона, а именно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.225 ГК РФ, по постановке на учет бесхозяйного имущества – грунтовой автомобильной дороги протяженностью 0,8 км общей площадью 4.000 кв.м., расположенной по адресу <адрес>, привели к нарушению прав и законных интересов граждан, поскольку данная автомобильная дорога не содержится должным образом и в течение длительного времени не ремонтируется.

Предъявляя указанные выше требования к Администрации сельского поселения Бобровка муниципального района <адрес>, прокурор ссылается именно на то, что грунтовая автомобильная дорога существует как объект недвижимого имущества и данный объект недвижимого имущества не имеет собственника.

Между тем, Кинельским межрайонным прокурором не представлены суду доказательства того, что на <адрес> имеет место не только такой объект недвижимости, как автомобильная дорога, но также не представлены доказательства наличия на <адрес> грунтовой автомобильной дороги, в то время как в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из пояснений прокурора в судебном заседании, дорога, как таковая, на <адрес> отсутствует. На данной улице имеет место разбивка земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, однако постройки на данной улице отсутствуют, на улице отсутствуют признаки какой-либо дороги, в том числе и грунтовой, то есть на данной улице отсутствует такой объект недвижимого имущества как грунтовая автомобильная дорога.

Каких-либо доказательств, подтверждающих создание автомобильной дороги на <адрес> (отвод земельного участка под строительство дороги, разрешение на строительство и т.п.), а также то, что дорога, расположенная на <адрес> имеет необходимые характеристики автомобильной дороги - дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы; дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, прокурором также в суд не представлено.

Учитывая, что в судебном заседании установлено, что грунтовая автомобильная дорога протяженностью 0,8 км, общей площадью 4000 кв.м. на <адрес> отсутствует, соответственно отсутствует объект недвижимого имущества, который мог бы быть поставлен на учет как бесхозяйный, соответственно у Администрации с.<адрес> не возникло обязанностей как у органа местного самоуправления по организации указанного прокурором бесхозяйного имущества, а именно по предоставлению необходимой информации о бесхозяйной вещи в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество для последующего закрепления этого имущества в муниципальную собственность, в связи с чем, исковые требования Кинельского межрайонного прокурора удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Кинельского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации сельского поселения Бобровка муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по организации учета бесхозяйного имущества – автомобильной дороги протяженностью 0,8 км общей площадью 4.000 кв.м., расположенной на <адрес>, и о возложении обязанности на администрацию сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский совершить действия по постановке на учет бесхозяйной вещи - автомобильной дороги протяженностью 0,8 км общей площадью 4.000 кв.м., расположенной на <адрес>, не имеющей собственника, путем подачи заявления и необходимых документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в мотивированном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

председательствующий – подпись

копия верна: судья –

секретарь –