Р Е Ш Е Н И Е
г. Кинель Самарской области 27 апреля 2011 года
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Смолиной О.К.
при секретаре Грибовой Н.А.,
рассмотрев жалобу Дмитриева Сергея Вячеславовича на постановление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Межрайонной ИФНС России № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Дмитриев С.В. - <данные изъяты> <данные изъяты>» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Полагая постановление необоснованным, Дмитриев С.В. обратился с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления межрайонной ИФНС № по <адрес> указывая что ДД.ММ.ГГГГ ст. государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок ФИО4 была проведена проверка соблюдения <данные изъяты> порядка работы с денежной наличностью, полнотой оприходования денежной выручки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
По результатам проверки было установлено, что по адресу нахождения <данные изъяты>» ( <адрес>) отсутствует надлежащим образом изолированное и оборудованное помещение кассы, в связи с чем в отношении <данные изъяты> Дмитриева С.В. был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а постановлением о назначении административного наказания Межрайонной ИФНС РФ № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Дмитриев С.В. как <данные изъяты> был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
С указанным выше постановлением Дмитриев С.В. не согласен и считает, что указанное постановление вынесено без учета конкретных обстоятельств по следующим основаниям.
Офис <данные изъяты>» по адресу: <адрес> принадлежит администрации сельского <адрес>, которая ДД.ММ.ГГГГ заключила с <данные изъяты> договор аренды №. При этом денежные операции осуществляются в кабинете бухгалтерии общества, в котором имеется металлический сейф.
В связи с тем, что Заявитель является арендатором помещения, он не обладает правом проводить какие-либо реконструкции помещения без разрешения.
Сам факт отсутствия изолированного помещения, предназначенного для выдачи и временного хранения наличных денег, не образует состава правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ
Согласно п.3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета ФИО2 России от 22 сентября
ДД.ММ.ГГГГ №, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с п. 13. Порядка, при приеме денежных билетов и монеты в платежи кассиры предприятий обязаны руководствоваться установленными Центральным банком Российской Федерации Признаками и правилами определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
В силу п. 22 и п. 24 Порядка, все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Согласно документам налогового органа, на момент проведения выездной проверки в кассе <данные изъяты>» имелись в наличии денежные средства в сумме <данные изъяты>., т.е. сумма крайне невелика.
Факт отсутствия у Общества изолированного помещения кассы не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.
В ходе проверки нарушений порядка работы с денежной наличностью, равно как и нарушений порядка ведения кассовых операций не выявлено.
В судебном заседании представитель Дмитриева С.В. по доверенности Жаурова Ю.С. заявленные требования поддержала и пояснила, что в действиях Дмитриева С.В. отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, которой установлено, что совершение указанных нарушений, выразившихся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, что и влечет наложение административных штрафов.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> обращалась к арендодателю – <данные изъяты> ФИО6 по поводу необходимости оборудовать помещение кассы и испрашивало для этих целей дополнительную комнату.
Полагает, что совершённое Дмитриевым С.В. правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло нарушение прав и интересов граждан и государства, т.е. имеет место малозначительность совершённого административного правонарушения. Указанную позицию так же подтверждают следующие судебные решения: Постановление Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникшим в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», п. 18 которого предусмотрено: «При квалификации правонарушения как малозначительного необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям».
Как установлено ст. 2. 9 КоАП РФ, при малозначительности совершенно административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Просит признать постановление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> незаконным и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Представитель МИФНС РФ № по <адрес> по доверенности ФИО7 пояснила, что считает заявленные требования необоснованными по следующим основаниям.
01.03. 2011 <адрес> была проведена проверка по поводу выполнения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ « О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и ( или) расчетов с использованием платежных карт», Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 г. № 40 в отношении <данные изъяты> в ходе которой было установлено, что у <данные изъяты> ( <адрес>), отсутствует надлежащим образом изолированное и оборудованное помещение кассы. Прием и выдача наличных денежных средств осуществляются в кабинете бухгалтерии <данные изъяты>
Входная дверь в кабинет одинарная, деревянная, на петлях которой отсутствуют торцевые крюки, отсутствует внутренняя дверь, изготовленная в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы. Специальное окошко для приема и выдачи денежных средств отсутствует. Сейф ( металлический шкаф) для хранения денежных средств и ценностей к строительным конструкциям пола и стены не прикреплен.
На момент проверки имелись наличные денежные средства <данные изъяты> Помещение, где установлены кассовый аппарат и сейф, не оборудовано охранной сигнализацией. Огнетушитель в помещении отсутствует.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета ФИО2 России от ДД.ММ.ГГГГ №, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с п.29 и 30 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.
Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении № 3.
В силу п.3 раздела 1 приложения № к Порядку для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
В соответствии с 2.2 приложения № к Порядку наружные (входные) двери должны быть исправными, хорошо подогнаны под дверную коробку, полнотелыми, толщиной не менее 40 мм, иметь не менее двух врезных несамозащелкивающихся замков, установленных на расстоянии не менее 300 мм друг от друга.
Согласно п. 2.3 приложения № к Порядкувходные двери помещений касс предприятий должны быть обиты с двух сторон листовой сталью толщиной не менее 0,6 мм с загибом листа на внутреннюю поверхность двери или на торец полотна внахлест. Листы крепятся по периметру и диагоналям полотна двери гвоздями диаметром 3 мм, длиной 40 мм и шагом не более 50 мм. Дверь должна иметь изнутри металлическую цепочку и смотровой глазок.
В силу п. 3.1раздела 2 приложения № к Порядку наружная дверь (стена) должна оборудоваться специальным окном с дверцей для операций с клиентами. Размер окна должен быть не более 200 x 300 мм. Если размеры окна превышают указанные выше, то снаружи его следует укреплять металлической решеткой типа "восходящее солнце". Требования к дверце и ее обрамлению аналогичны требованиям к дверям, обитым листовой сталью, с накладками для навесного замка и шпингалетом с внутренней стороны.
В соответствии с п.6.2 раздела 2 приложения № к Порядку при открывании дверей "наружу" на дверных петлях должны быть установлены торцевые крюки, препятствующие возможности проникновения в помещение в случае срывания петель или их механического повреждения. Торцевые крюки при закрытии двери входят в установленные в дверной коробке анкерные пластины или аналогичные элементы. Если двери металлические, то торцевые крюки привариваются, если же двери деревянные, то они устанавливаются при помощи шурупов.
В соответствии с разделом 3 приложения № к Порядку, помещение кассы должно быть оборудовано средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации.
Пунктом 2 раздела 1 приложения № к Порядку, вышеуказанные требования распространяются на все объекты, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности.
Полагает, что отсутствие на предприятии надлежаще оборудованной и изолированной кассы свидетельствует о нарушении порядка хранения свободных денежных средств, а вина Дмитриева С.В. в форме неосторожности выражается в неисполнении установленной Законом обязанности обеспечить надлежащее оборудованное помещение кассы, а следовательно, и порядка хранения свободных денежных средств.
Совершенное правонарушение не является малозначительным, поскольку представляет существенную угрозу установленному законом правопорядку в сфере финансов.
С учетом вышеизложенного, полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы административного производства, выслушав доводы представителя Дмитриева С.В., представителя Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>» Дмитриев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ и к нему применено административное наказание в виде наложения штрафа в размере <данные изъяты>
Оспариваемое постановление административный орган мотивировал актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки полноты учета выручки, протоколом осмотра помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением Дмитриева С.В., копией кассовой книги ООО <данные изъяты> фототаблицами к протоколу осмотра помещения.
Пунктами 29, 30 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета ФИО2 России от ДД.ММ.ГГГГ № ( далее -Порядок ведения кассовых операций) установлено, что помещение кассы должно быть изолированным, предназначенным для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, оборудованным в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; иметь капитальные стены, прочные покрытия пола и потолка; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф для хранения денег, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем. Согласно п. 2 Приложения данные требования распространяются на все объекты, расположенные на территории РФ, независимо от их ведомственной принадлежности.
Вместе с тем, судом установлено, что <данные изъяты>» располагается в арендованном помещении, при этом ФИО9 ФИО2 <данные изъяты>» в целях надлежащего оборудования помещения кассы обратился ДД.ММ.ГГГГ к собственнику помещения с просьбой выделить дополнительное помещения для размещения кассы. Письмо принято администрацией <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о том, что ФИО1, как должностное лицо, предпринимает зависящие от него меры к соблюдению установленных правил, направленных на установленный законодательством порядок хранения свободных денежных средств, оборудования кассы и обеспечение сохранности денег в помещении кассы.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ст. 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, при этом при принятии решения об ответственности Дмитриева С.В. не было принято во внимание, что ранее им, как руководителем <данные изъяты> были предприняты меры по заключению договора аренды на еще одну комнату для оборудования помещения кассы, отвечающего требованиям закона.
При таких обстоятельствах, проверяющим органом не установлена вина руководителя организации, поскольку налоговый орган усмотрел бездействие должностного лица ( вина в форме неосторожности), выразившееся в неисполнении обязанности обеспечить надлежаще оборудованное помещение кассы.
В соответствии с п.3 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7, 30.9
Кодекса РФ об административных правонарушений, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить жалобу Дмитриева Сергея Вячеславовича на постановление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях о привлечении его к административной ответственности по ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях к наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>, отменить указанное постановление, прекратив производство по делу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение десяти дней.
Судья- Смолина О.К.