Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 21 апреля 2011 года. с.Кинель-Черкассы. Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Попова В.В., с участием помощника прокурора Смирнова А.А., при секретаре Черепановой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области об оспаривании муниципального нормативно-правового акта, принятого главой сельского поселения Новые Ключи муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, признании его недействующим, у с т а н о в и л: Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области, оспаривая принятое и утвержденное Постановлением главы сельского поселения Новые Ключи муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области №, которым утверждено Положение о порядке образования и расходования средств резервного фонда сельского поселения, обратился с заявлением в суд и указал, что пунктом 3 упомянутого выше Положения установлено, что средства резервного фонда сельского поселения Новые Ключи муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области расходуются на финансирование следующих мероприятий: поддержка общественных организаций и объединений, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, проведение мероприятий поселенческого значения, встреч, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам поселенческого значения, издание сборников нормативных актов сельского поселения, а также других мероприятий, проводимых по распоряжению главы сельского поселения. Прокурор считает, что оспариваемое Постановление противоречит требованиям бюджетного законодательства, а именно п. 4 ст. 81 Бюджетного Кодекса, которая устанавливает, что средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Прокурор в заявлении также ссылается на то, что указанные в Положении о порядке образования и расходования средств резервного фонда сельского поселения мероприятия не являются непредвиденными расходами именно поэтому пункт 3 Положения противоречит требованиям законодательства, свидетельствуют о наделении органов местного самоуправления и их должностных лиц широтой дискреционных полномочий, влекут возможность диспозитивного совершения действий в отношении заинтересованных лиц, нецелевое использование денежных средств, создает предпосылки для коррупционных проявлений. Изложив в заявлении названные выше обстоятельства, прокурор просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим полностью со дня его принятия пункт 3 Положения о порядке образования и расходования средств резервного фонда сельского поселения Новые Ключи муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, утвержденное Постановлением главы сельского поселения Новые Ключи муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании помощник прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области Смирнов А.А. заявленные требования уточнил, просил признать частично противоречащим закону и недействующим со дня принятия пункт 3 оспариваемого Положения о порядке образования и расходования средств резервного фонда сельского поселения Новые Ключи муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, утвержденного Постановлением главы сельского поселения Новые Ключи муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в части, касающейся расходования средств на поддержку общественных организаций и объединений, по проведению мероприятий поселенческого значения, встреч, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам поселенческого значения, издания сборников нормативных актов сельского поселения, а также других мероприятий, проводимых по распоряжению главы сельского поселения, в обоснование заявленных требований дал объяснения, аналогичные изложенным в заявлении. Заинтересованное по заявлению лицо – глава сельского поселения Новые Ключи муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области ФИО4 и его ФИО1 – ФИО5 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) не признали заявленных требований и не поддержали их, считают требования прокурора необоснованными, однако в своих объяснениях пояснили, что при принятии оспариваемого Постановления была нарушена процедура его принятия. Суд, заслушав объяснения помощника прокурора, заинтересованного лица и его представителя, проверив дело, приходит к следующему: ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации был принят Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), который в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Статья 2 названного выше Федерального закона № содержит основные термины и понятия, используемые для целей настоящего Федерального закона и указывает, что муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. Этой же нормой установлено, что органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В силу положений ст. 34 Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с ч. 6 ст. 43 Закона глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации. Статья 47 упомянутого выше Федерального закона устанавливает порядок вступления в силу муниципальных правовых актов и указывает, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Аналогичные положения закреплены и в принятом Собранием Представителей Новые Ключи муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области и действующем в поселении Уставе сельского поселения. <данные изъяты> Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что 15 декабря (без указания года принятия) главой администрации сельского поселения единолично было принято и утверждено, в дальнейшем и опубликовано в средствах массовой информации, а именно в официальном вестнике районной газеты «Трудовая жизнь» Постановление №, которым утверждено Положение о порядке образования и расходования средств резервного фонда сельского поселения. <данные изъяты> Пункт 12 ст.35 Закона устанавливает, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации. Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором Кинель-Черкасского района Самарской области на оспариваемое Постановление принесен протест, в котором прокурор просил привести в соответствие с требованиями федерального законодательства принятое и утвержденное Постановлением Положение о порядке образования и расходования средств резервного фонда сельского поселения, однако протест был оставлен без удовлетворения. <данные изъяты> В судебном заседании установлено и находит бесспорное подтверждение то обстоятельство, что при принятии оспариваемого муниципального нормативно-правового акта глава администрации сельского поселения, который, как установлено судом, являясь одновременно и председателем Собрания Представителей, вопрос о принятии данного Постановления на рассмотрение представительного органа муниципального образования не выносил, оспариваемое Постановление им было принято единолично. Данного обстоятельства ни глава администрации сельского поселения, ни его представитель в судебном заседании не оспаривали и не отрицали. Кроме того, в оспариваемом Постановлении не указан год его принятия, что является существенным нарушением при его принятии и также нельзя признать допустимым. Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В соответствии со ст. 48 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом. В судебном заседании установлено, что оспариваемый муниципальный правовой акт не отменен, его действие не приостановлено должностным лицом местного самоуправления его принявшим, следовательно, такие основания имеются у суда. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (с последующими изменениями и дополнениями) дал судам необходимые разъяснения и указал, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в который орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе и правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе и содержания оспариваемого акта. (Пункт 17 Постановления Пленума ВС РФ). Пленум Верховного Суда РФ также указал, что принимая во внимание, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующим либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено соответствующее печатное издание с указанием в сопроводительном письме о том, подлежит ли публикации все решение или же сообщение о нем. (пункт 30 Постановления). При таких обстоятельствах суд находит заявление обоснованным, подлежащим удовлетворению, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований суд не находит, принятое утвержденное Постановлением главы сельского поселения Новые Ключи муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области №, которым утверждено Положение о порядке образования и расходования средств резервного фонда сельского поселения следует признать недействующим со дня его приятия полностью. Доводы помощника прокурора о недействительности оспариваемого нормативного муниципального правового акта в части нельзя признать состоятельными по мотивам, приведенным выше, с учетом публичного характера рассматриваемого дела, суд вправе выйти за пределы заявленных требований. Доводы главы администрации сельского поселения и его представителя о необоснованности заявленных требований и отсутствии оснований для их удовлетворения, неосновательны и не могут быть приняты судом во внимание. Руководствуясь ст.ст. 253, 194 – 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать постановление, вынесенное главой администрации сельского поселения Новые Ключи муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области за № «Об утверждении Положения о порядке образования и расходования средств резервного фонда сельского поселения Новые Ключи Кинель-Черкасского района Самарской области» недействующим и не подлежащим применению полностью с момента вступления в законную силу решения суда. Опубликовать в официальном вестнике районной газеты «Трудовая жизнь» сообщение о принятом решении после его вступления в законную силу. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд в течение 10 дней, через Кинель-Черкасский районный суд. Решение суда в мотивированном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>