о возложении обязанности предоставить жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2011 года К– Черкасский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего Гладышевой О.А.

с участием пом. прокурора Смирнова А.А.

при секретаре Проскуриной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора К – Черкасского района в интересах Кижиновой <данные изъяты> к администрации муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области и третьему лицу о возложении обязанности предоставить жилое помещение

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд, указав в заявлении, что прокуратурой Кинель- Черкасского района проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях.

В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения жильем детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Проверкой установлено, что Кижинова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, собственного жилья не имеет. За Кижиновой Д. М. Постановлением главы муниципального района Кинель-Черкасский от ДД.ММ.ГГГГ закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Ст. 57 Жилищного Кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (далее Закон).

Ст. 5 того же ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки и социальному обслуживанию населения» (далее Закон Самарской области).

Ст. 3 Закона Самарской области определено, что государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.

Ст. 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.

Ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее Закон Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ) установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:

субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;

субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Ч. 2 пункта 1 статьи 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ распространяет действие указанного закона на следующие категории граждан:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).

Ст. 5 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.

Согласно предоставленным данным Кижинова Д. М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете на предоставление жилья, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено.

Кижинова Д. М. является сиротой, в настоящее время нигде не работает, не учится, собственного жилья не имеет.

В нарушение требований указанных нормативных актов Кижинова Д. М. по окончании обучения в образовательном учреждении до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или [отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, наличия или отсутствия свободных жилых помещений либо средств на их приобретение. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, _ прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Предъявление данного заявления прокурором Кинель-Черкасского района обусловлено необходимостью защиты жилищных прав Кижиновой Д. М., которая находится в сложной жизненной ситуации, у нее отсутствуют средства для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов.

Просит обязать администрацию муниципального района Кинель- Черкасский предоставить Кижиновой Д. М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилое помещение либо выделить денежные средства из расчета 33 м2 общей площади на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании представитель прокуратуры К – Черкасского района Смирнов А.А. от заявленных исковых требований отказался, просил производство по делу прекратить.

Истица Кижинова Д. М. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, так как она ДД.ММ.ГГГГ заканчивает обучение, и жилого помещения у нее нет.

В соответствии со ст. 45 ч. 2 ГК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу указанной выше нормы, суд не принимает отказ прокурора от заявленных требований, и не может прекратить производство по делу, поскольку присутствующая в судебном заседании истица - Кижинова Д. М. настаивает на рассмотрении дела по существу и удовлетворении заявленного иска.

Представитель администрации муниципального района К – Черкасский ФИО4 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ л.д. – 25) иск не признала по тем основаниям, что истица Кижинова Д. М. еще является учащейся <данные изъяты> в <адрес>, проживает в общежитии, с заявлением о предоставлении жилья лично не обращалась, считает, что у истицы в настоящий период право на получение жилья по основаниям, изложенным в иске прокурора, не возникло.

Представитель Комитета по вопросам семьи, материнства и детства К – Черкасского района ФИО5 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. л.д. – 16) исковые требования не признала, дала показания, аналогичные показаниям представителя администрации муниципального района К – Черкасский.

Суд, выслушав стороны, изучив дело, не находит оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что Кижинова Д. М. является сиротой. В настоящее время учится в <данные изъяты> <адрес>, на дневном отделении, обучается на бюджетной основе <данные изъяты> собственного жилья не имеет.

В списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на регистрационном учете для внеочередного получения жилья на территории К – Черкасского района она записана под номером <данные изъяты>

Согласно ст. 57 Жилищного Кодекса РФ «вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Поскольку на момент обращения с иском в суд Кижинова Д.М. продолжает обучение в образовательном учреждении по дневной форме обучения, с личным заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении ей жилого помещения не обращалась, суд считает, что право у нее на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью ещё не возникло. Требования о предоставлении жилья в настоящее время удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ч.2 ст. 45, ст. ст. 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Кижиновой <данные изъяты> отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами, на него принесено кассационное представление прокурора в Самарский областной суд через К – Черкасский районный суд в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения суда.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>