об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года К– Черкасский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего Гладышевой О.А.

с участием пом. прокурора Смирнова А.А.

при секретаре Проскуриной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора К – Черкасского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области и третьим лицам об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании <данные изъяты> СОШ

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд, указав в заявлении, что прокуратурой Кинель-Черкасского района Самарской области проанализировано исполнение <данные изъяты> СОШ требований федерального законодательства о создании безопасных условий получения образования, в частности исполнение требований пожарной безопасности.

В результате проведенных проверок <данные изъяты> СОШ установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.

В соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования, к которым также относится обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Часть 1 ст. 51 закона Российской Федерации «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Требования пожарной безопасности, как указано в статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ, это специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативными документами по пожарной безопасности являются нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в. целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Здания общественного назначения, как предусмотрено нормами пожарной безопасности, утвержденными приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (НПБ 110-03), должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

В силу ст. 38 Закона РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно Уставу образовательного учреждения здание <данные изъяты> СОШ принадлежит муниципальному образованию - Кинель-Черкасский район.

При этом в <данные изъяты> СОШ расположенная по адресу: <адрес> отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03 табл. 1 п. 9); отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией (ППБ 01-03 п.З, НПБ 104-03 табл. 2 п. 6. п. 7); отсутствует второй эвакуационный выход из спального помещения (при одновременном пребывании более 10 человек) (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п.6.12*); двери лестничной клетки (2 этаж) не­ имеют устройств для самозакрывания (ППБ 01-03 п. 3, п.34,СниП 21-01-97* п.6.12*); для выхода на чердак здания не предусмотрен противопожарный люк 2-типа размером не менее 0,6x0,8 м. (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п.8.4*); сеть внутреннего противопожарного водопровода не обеспечивает нормативную водоотдачу не менее 2,5 л/с (ППБ 01-03 п. 89); пожарный кран не оборудован пожарным рукавом, стволом (ППБ 01-03 п. 91); перед фасадом здания на расстоянии менее 5 м размещено ограждение (ППБ 01-03 п. 3, СниП ДД.ММ.ГГГГ-89* прил. 1, п.2*); помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п.7.4).

Самостоятельно <данные изъяты> СОШ не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием достаточных средств.

Невыполнение указанных требований пожарной безопасности создает опасные условия для неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании данного образовательного учреждения.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 ч. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ просит обязать администрацию муниципального района Кинель- Черкасский Самарской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в принадлежащем ему здании <данные изъяты> СОШ, расположенном по адресу: <адрес> провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния данного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: приобрести за счет бюджетных средств и смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию, автоматическую систему оповещения и управления эвакуацией; второй эвакуационный выход из спального помещения (при одновременном пребывании более 10 человек), устройства для самозакрывания дверей лестничной клетки (2 этаж), противопожарный люк 2-типа размером не менее 0.6x0.8 м. для выхода на чердак здания, смонтировать сеть внутреннего противопожарного водопровода чтобы он обеспечивал нормативную водоотдачу не менее 2,5 л/с, оборудовать пожарный кран пожарным рукавом, стволом, убрать ограждение, размещённое перед фасадом здания на расстоянии менее 5 м., разделить между co6oй помещения различных классов функциональной пожарной опасности ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.

В судебном заседании представитель истца Смирнов А.А. поддержал заявленные требования частично, а именно, просил обязать ответчика приобрести и смонтировать:

- второй эвакуационный выход из спального помещения (при одновременном пребывании более 10 человек);

- устройства для самозакрывания дверей лестничной клетки (2 этаж);

- противопожарный люк 2 - типа размером не менее 0,6 х 0, 8 м. для выхода на чердак здания;

- смонтировать сеть внутреннего противопожарного водопровода, чтобы он обеспечивал нормативную водоотдачу не менее 2,5 л/с;

- оборудовать пожарный кран пожарным рукавом, стволом;

- убрать ограждение, размещенное перед фасадом здания, на расстояние не менее 5,0 метров;

- разделить между собой помещения различных классов функциональной пожарной опасности ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. В обоснование заявленных требований дал показания, аналогичные исковому заявлению.

Представитель ответчика ФИО3 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ л.д. - 165) в судебном заседании исковые требования не признала и показала, что прокурор не представил суду и сторонам доказательств проведенной проверки. В адрес школы было выдано предписание <адрес>, в котором указаны сроки устранения выявленных нарушений правил противопожарной безопасности. Этот срок - до ДД.ММ.ГГГГ, он не истек, АПС установлена, работа по устранению указанных нарушений ведется. Поэтому считает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица – директор <данные изъяты> СОШ Кузнецова Л.А. <данные изъяты> поддержала заявленные исковые требования и показала, что указанные в предписании недостатки не устранены, денежных средств на их устранение у школы нет, устранять их необходимо.

Представитель третьего лица - ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Соколов А.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> поддержал исковые требования в объеме, заявленном в судебном заседании, просил их удовлетворить в интересах неопределенного круга лиц.

Суд, заслушав показания лиц, присутствующих в судебном заседании, изучив дело, находит исковые требования, заявленные в судебном заседании, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в здании <данные изъяты> СОШ, расположенном по адресу: <адрес> была проведена проверка пожарной безопасности, о чем составлен акт <данные изъяты>) и выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности <данные изъяты>

Прокуратурой Кинель- Черкасского района Самарской области проанализировано исполнение <данные изъяты> СОШ требований федерального законодательства о создании безопасных условий получения образования, в частности исполнение требований пожарной безопасности. В результате проведенных проверок в <данные изъяты> СОШ установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: установлено, что там отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией; отсутствует второй эвакуационный выход из спального помещения (при одновременном пребывании более 10 человек); двери лестничной клетки (2 этаж) не­ имеют устройств для самозакрывания; для выхода на чердак здания не предусмотрен противопожарный люк 2-типа размером не менее 0,6x0,8 м.; сеть внутреннего противопожарного водопровода не обеспечивает нормативную водоотдачу не менее 2,5 л/с; пожарный кран не оборудован пожарным рукавом, стволом; перед фасадом здания на расстоянии менее 5 м размещено ограждение; помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.

В период рассмотрения дела в суде автоматическая пожарная сигнализация, автоматическая система оповещения и управления эвакуацией в школе установлена (<данные изъяты>). Все остальные, указанные в иске, нарушения не устранены.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу ст. 38 Закона РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ст.1.5, ст.17 Устава образовательного учреждения здание <данные изъяты> СОШ принадлежит муниципальному образованию - Кинель- Черкасский район (<данные изъяты>

Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О прокуратуре Российской Федерации" «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.»

В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации" «органы прокуратуры: осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами».

В силу указанных выше норм суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что требования прокурора не подлежат удовлетворению по тем основаниям, что он не представил суду и лицам, участвующим в деле, акт проверки по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, составленный непосредственно прокуратурой района.

Таким образом, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в объеме, заявленном представителем истца в судебном заседании.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Обязать администрацию муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области устранить нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в здании <данные изъяты> СОШ, расположенном по адресу: <адрес>, а именно, приобрести и смонтировать:

- второй эвакуационный выход из спального помещения (при одновременном пребывании более 10 человек);

- устройства для самозакрывания дверей лестничной клетки (2 этаж);

- противопожарный люк 2 - типа размером не менее 0,6 х 0, 8 м. для выхода на чердак здания;

- смонтировать сеть внутреннего противопожарного водопровода, чтобы он обеспечивал нормативную водоотдачу не менее 2,5 л/с;

- оборудовать пожарный кран пожарным рукавом, стволом;

- убрать ограждение, размещенное перед фасадом здания, на расстояние не менее 5,0 метров;

- разделить между собой помещения различных классов функциональной пожарной опасности ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.

Решение может быть обжаловано сторонами, на него принесено кассационное представление прокурора в Самарский областной суд через К – Черкасский районный суд в течение 10 дней с даты изготовления решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>