об устранении нарушения закнодательства о пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года К– Черкасский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего Гладышевой О.А.

с участием пом. прокурора Козлова А.А.

при секретаре Проскуриной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора К – Черкасского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области и третьим лицам об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании структурного подразделения <данные изъяты> ООШ детский сад «<данные изъяты>

у с т а н о в и л:

Прокуратурой Кинель-Черкасского района Самарской области проанализировано исполнение <данные изъяты> ООШ требований федерального законодательства о создании безопасных условий получения образования, в частности исполнение требований пожарной безопасности.

В результате проведенных проверок <данные изъяты> ООШ установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.

В соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. Ст. 31 Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования, к которым также относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Ч.1 ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Требования пожарной безопасности, как указано в статье 1 ФЗ «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ, это специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативными документами по пожарной безопасности являются нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Здания общественного назначения, как предусмотрено нормами пожарной безопасности, утвержденными приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (НПБ 110-03), должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

В силу ст. 38 Закона РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно Уставу образовательного учреждения здание структурного подразделения <данные изъяты> ООШ детский сад «<данные изъяты>» принадлежит муниципальному образованию - Кинель- Черкасский район.

При этом в структурном подразделении <данные изъяты> ООШ детский сад «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес> отсутствует второй эвакуационный выход из игрового и спального помещений (при одновременном пребывании более 10 человек в помещении) (ППБ 01-03 п. 3. СниП 21-01-97* п.6.12*); отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа здания (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п.6.13*); высота эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) менее 1,9 м (фактически 1,8 м) (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п.6.16); предел огнестойкости косауров лестничной клетки менее R 45 (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п. 5.19, СниП ДД.ММ.ГГГГ-89* п.1.17); лестничная клетка не отделена от коридора на 1 этаже стеной с дверями (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п. 5.19, п.6.34*); в лестничной клетке электропровода проложены открыто (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п.6.32*); высота ограждения лестниц менее 1,2 м. (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п. 6.30*, СниП ДД.ММ.ГГГГ-89* п. 1.92*); ширина площадки лестничной клетки менее ширины лестничных маршей (ППБ01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п. 6.31*), Для выхода на чердак здания не предусмотрен противопожарный люк 2-типа размерами не менее 0,6x0,8 м. (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п.8.4*); отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (ППБ 01-03 п.З, НПБ 110-03 табл. 1 п. 9); отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией (ППБ 01-03 п.З, НПБ 104-03 табл. 2 п. 6); в помещении гладильной отсутствует противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (ППБ 01-03 п. 3, СниП 21-01-97* п. 7.4, п. 5.14*, СниП ДД.ММ.ГГГГ-89* п.1.82); лестница эвакуационного выхода не имеет ограждения (ППБ 01-03 п. 3, СниП п.6.28*).

Самостоятельно <данные изъяты> ООШ не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием достаточных средств.

Невыполнение указанных требований пожарной безопасности создает опасные условия для неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании данного образовательного учреждения.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 ч. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ просит обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в принадлежащем ему здании структурного подразделения <данные изъяты> ООШ детский сад «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установить второй эвакуационный выход из игрового и спального помещений (при одновременном пребывании более 10 человек в помещениях); второй эвакуационный выход со второго этажа здания; увеличить высоту эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) размером не менее 1,9 м.; отделить лестничную клетку от коридора на 1 этаже стеной с дверями, в лестничной клетке; закрыть проложенные электропровода; увеличить высоту ограждения лестниц до размера не менее 1,2 м, установить люк 2-типа для выхода на чердак здания размерами не менее 0,6 х 0,8 м., приобрести за счет бюджетных средств и смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию, автоматическую систему оповещения и управления эвакуацией, установить в помещении гладильной противопожарную дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; установить ограждения на лестнице эвакуационного выхода.

В судебном заседании представитель истца Козлов А.А. поддержал исковые требования частично, в их обоснование дал показания, аналогичные исковому заявлению, просил обязать ответчика установить второй эвакуационный выход из игрового и спального помещения (при одновременном пребывании более 10 человек в помещении); увеличить высоту эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) размером не менее 1,9 м; закрыть проложенные электропровода; увеличить высоту ограждения лестниц до размера не менее 1,2м.; установить ограждения на лестнице эвакуационного выхода, так как все другие требования ответчиком и руководством школы уже устранены.

Представитель ответчика Коновалова Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) в судебном заседании исковые требования не признала и показала, что прокурор не представил суду доказательств проведенной проверки. В адрес школы было выдано предписание <данные изъяты>, в котором указаны сроки устранения выявленных нарушений правил противопожарной безопасности. Этот срок - до ДД.ММ.ГГГГ, он не истек, АПС установлена, работа по устранению указанных нарушений ведется. Поэтому считает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица – директор <данные изъяты> ООШ Креймер О.А. исковые требования не признала и показала, что многие, указанные в предписании недостатки, устранены. В указанный в предписании срок - к ДД.ММ.ГГГГ будут устранены и остальные нарушения, за исключением увеличения высоты эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) размером не менее 1,9 м, так как это технически невозможно.

Представитель третьего лица - ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Соколов А.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> поддержал исковые требования в объеме, заявленном истцом в судебном заседании, просил их удовлетворить в интересах неопределенного круга лиц.

Суд, заслушав показания лиц, присутствующих в судебном заседании, изучив дело, находит исковые требования, заявленные в судебном заседании, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в здании структурного подразделения <данные изъяты> ООШ детский сад «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес> была проведена проверка пожарной безопасности, о чем составлен акт <данные изъяты> и выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности <данные изъяты>). В результате указанной проверки установлено, что в здании структурного подразделения <данные изъяты> ООШ детский сад «<данные изъяты>» отсутствует второй эвакуационный выход из игрового и спального помещений (при одновременном пребывании более 10 человек в помещении); отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа здания; высота эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) менее 1,9 м (фактически 1,8 м); предел огнестойкости косауров лестничной клетки менее R 45; лестничная клетка не отделена от коридора на 1 этаже стеной с дверями); в лестничной клетке электропровода проложены открыто; высота ограждения лестниц менее 1,2 м.; ширина площадки лестничной клетки менее ширины лестничных маршей; для выхода на чердак здания не предусмотрен противопожарный люк 2-типа размерами не менее 0,6x0,8 м.; отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией; в помещении гладильной отсутствует противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; лестница эвакуационного выхода не имеет ограждения.

Самостоятельно <данные изъяты> ООШ не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием достаточных средств.

Невыполнение указанных требований пожарной безопасности создает опасные условия для неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании данного образовательного учреждения.

В период рассмотрения дела в суде автоматическая пожарная сигнализация, автоматическая система оповещения и управления эвакуацией в школе установлена <данные изъяты> Устранены и другие нарушения. Не устранены до настоящего времени: установка второго эвакуационного выхода из игрового и спального помещения (при одновременном пребывании более 10 человек в помещении); не увеличена высота эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) размером не менее 1,9 м; не закрыты проложенные электропровода; не увеличена высота ограждения лестниц до размера не менее 1,2м.; не установлено ограждение на лестнице эвакуационного выхода.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу ст. 38 Закона РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ст.1.5, ст.17 Устава образовательного учреждения здание структурного подразделения <данные изъяты> ООШ детский сад «<данные изъяты>» принадлежит муниципальному образованию - Кинель- Черкасский район <данные изъяты>

Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О прокуратуре Российской Федерации" «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.»

В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" «органы прокуратуры: осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами».

В силу указанных выше норм суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что требования прокурора не подлежат удовлетворению по тем основаниям, что он не представил суду и лицам, участвующим в деле, акт проверки по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, составленный непосредственно прокуратурой района.

Таким образом, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в объеме, заявленном представителем истца в судебном заседании.

Руководствуясь ст. ст. 45, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Обязать администрацию муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области устранить нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в здании структурного подразделения <данные изъяты> ООШ детский сад «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

- установить второй эвакуационный выход из игрового и спального помещения (при одновременном пребывании более 10 человек в помещении);

- увеличить высоту эвакуационного выхода к свету (1 этаж наружу) размером не менее 1,9 м;

- закрыть проложенные электропровода;

- увеличить высоту ограждения лестниц до размера не менее 1,2м.;

- установить ограждения на лестнице эвакуационного выхода.

Решение может быть обжаловано сторонами, на него принесено кассационное представление прокурора в Самарский областной суд через К – Черкасский районный суд в течение 10 дней с даты изготовления решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>