о возложении обязанности предоставить жилое помещение либо выплатить денежные средства на приобретение жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2011 года К– Черкасский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего Гладышевой О.А.

с участием прокурора Моисеенко Д.А.

при секретаре Проскуриной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора К – Черкасского района в интересах ФИО1 к администрации муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области и третьему лицу о возложении обязанности предоставить жилое помещение либо выплатить денежные средства на приобретение жилого помещения

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд, указав в заявлении, что прокуратурой Кинель- Черкасского района проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях.

В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения жильем детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Проверкой установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сиротой, собственного жилья не имеет. За ФИО1 Постановлением главы муниципального района Кинель- Черкасский от ДД.ММ.ГГГГ закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Ст. 57 Жилищного Кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (далее Закон).

Ст. 5 того же ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки и социальному обслуживанию населения» (далее Закон Самарской области).

Ст. 3 Закона Самарской области определено, что государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.

Ст. 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.

Ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее Закон Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ) установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:

субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;

субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Ч. 2 п. 1 ст. 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ распространяет действие указанного закона на следующие категории граждан:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).

Ст. 5 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 2 настоящего Закона, - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.

Согласно предоставленным данным ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете на предоставление жилья, однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено.

ФИО1 является сиротой, в настоящее время нигде не работает, не учится, собственного жилья не имеет.

В нарушение требований указанных нормативных актов ФИО1 по окончании обучения в образовательном учреждении до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, наличия или отсутствия свободных жилых помещений либо средств на их приобретение. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Предъявление данного искового заявления прокурором Кинель- Черкасского района обусловлено необходимостью защиты жилищных прав ФИО1, который находится в сложной жизненной ситуации, у него отсутствуют средства для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов.

Просит обязать администрацию муниципального района Кинель- Черкасский
предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилое помещение либо выделить денежные средства из расчета 33 кв.м. общей площади на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании прокурор К – Черкасского района Моисеенко Д.А. поддержал заявленные исковые требования, уточнив их, просил обязать администрацию муниципального района Кинель- Черкасский Самарской области обеспечить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальной выплатой на приобретение жилого помещения в 2011 году из расчета не менее 33 м2 общей площади. В обоснование своих требований дал показания, аналогичные исковому заявлению.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно <данные изъяты>), об уважительных причинах своего отсутствия суду не сообщил.

Суд, заслушав мнение лиц, присутствующих в судебном заседании, полагавших рассмотреть дело в его отсутствие, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ.

Представитель администрации муниципального района К – Черкасский Коновалова Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ л.д. – <данные изъяты>) иск не признала по тем основаниям, что они не оспаривают право ФИО1 по обеспечению жилья, он состоит в списке нуждающихся на 2011г., до настоящего времени средств из бюджете не поступало, при наличии денежных средств он будет обеспечен социальной выплатой на приобретение жилого помещения.

Представитель Комитета по вопросам семьи, материнства и детства К – Черкасского района Быстрова Н.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ л.д. – <данные изъяты> исковые требования, изложенные истцом в судебном заседании поддержала, и показала, что ФИО1 в настоящее время жилого помещения не имеет, в настоящее время он не учится, и не работает, предоставил справку о том, что он зарегистрирован в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ в ГУ ЦЗН муниципального района К - Черкасский, поэтому в соответствии с ФЗ -159 от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он приобрел право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Определением К – Черкасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (л.д. - <данные изъяты>).

В своем отзыве на иск представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области ФИО9 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> просит в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что работа по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ведется, по мере поступления денежных средств эта категория граждан будет обеспечена социальной выплатой на приобретения жилья <данные изъяты>

Суд, заслушав мнение лиц, присутствующих в судебном заседании, полагавших рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства экономического развития, инвестиций и торговли, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, изучив дело, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является ребенком - сиротой. Согласно свидетельствам о смерти, его родители - ФИО3 и ФИО4 умерли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно (<данные изъяты>). В настоящее время ФИО1 безработный, собственного жилья не имеет (<данные изъяты>

В списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на регистрационном учете для внеочередного получения жилья на территории К – Черкасского района ФИО1 записан под номером <данные изъяты>). Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ в ГУ ЦЗН муниципального района К – Черкасский (<данные изъяты>

Согласно ч 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (далее Закон Самарской области).

Ст. 3 Закона Самарской области определено, что государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.

Согласно ст. 57 Жилищного Кодекса РФ «вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном в судебном заседании объеме.

Руководствуясь ч.2 ст. 45, ст. ст. 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Обязать администрацию муниципального района Кинель- Черкасский Самарской области обеспечить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальной выплатой на приобретение жилого помещения в 2011 году из расчета не менее 33 м2 общей площади.

Решение может быть обжаловано сторонами, на него принесено кассационное представление прокурора в Самарский областной суд через К – Черкасский районный суд в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения суда.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.