Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 июля 2012 года. с. Кинель-Черкассы.
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Попова В.В.,
с участием помощника прокурора Кинель-Черкасского района Смирнова А.А.,
при секретаре Черепановой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Егорова <данные изъяты> рождения к администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области о возложении обязанности предоставления социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Егорова <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд, в обоснование предъявленного иска в исковом заявлении указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес> и признанных нуждающимися в жилых помещениях.
В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения жильем детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Проверкой установлено, что Егоров <данные изъяты> является сиротой, собственного жилья не имеет, за ним Постановлением главы муниципального района <данные изъяты> закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Прокурор указывает, что статьей 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ДД.ММ.ГГГГ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 того же Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно ч. 4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения».
Статьей 5 Закона Самарской области № в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона - <данные изъяты> квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением №, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Согласно предоставленным данным Егоров <данные изъяты> состоит на учете на предоставление жилья, однако до настоящего времени ему жилье не предоставлено, он является сиротой, в настоящее время не работает, не учится, собственного жилья не имеет, в нарушение требований указанных нормативных актов, жилым помещением не обеспечен.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, наличия или отсутствия свободных жилых помещений либо средств на их приобретение. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Предъявление данного заявления прокурором Кинель-Черкасского района обусловлено необходимостью защиты жилищных прав Егорова <данные изъяты> который находится в сложной жизненной ситуации, у него отсутствуют средства для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов.
Изложив в исковом заявлении указанные выше обстоятельства, прокурор просил обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский предоставить Егорову <данные изъяты> жилое помещение либо выделить денежные средства из расчета <данные изъяты> кв.м. общей площади на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области Смирнов А.А. поддержал предъявленный иск по мотивам, изложенным в исковом заявлении, уточнив исковые требования, просил обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Егорову <данные изъяты> социальную выплату на приобретение жилья за счет средств бюджета <адрес>.
Истец Егоров <данные изъяты>. поддержал требования помощника прокурора, также просил обязать ответчика предоставить ему установленную законодательством социальную выплату на приобретение жилья, в обоснование предъявленного иска подтвердил обстоятельства и доводы, на которые ссылался в иске прокурор, указал, что он действительно является сиротой, <данные изъяты> В ДД.ММ.ГГГГ он окончил школу и был поставлен на очередь для получения жилья. Жилья, принадлежащего на праве собственности он не имеет, живет с бабушкой в квартире, принадлежащей его тете.
Представитель ответчика – администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области Коновалова Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) не признала предъявленного иска, в данных суду объяснениях указала, что Егоров <данные изъяты> поставлен на учет и в настоящее время значится в списке детей-сирот на внеочередное получение жилья. Считает, что вины администрации в том, что Егоров <данные изъяты> до настоящего времени не обеспечен жильем или социальной выплатой нет, его право считает ненарушенным, поскольку финансирование данной программы осуществляется в недостаточном объеме, при поступлении денежных средств он будет обеспечен социальной выплатой. Право Егорова <данные изъяты> на внеочередное обеспечение жильем она не оспаривает, считает, что администрация сделала все необходимое и от неё зависящее.
Представитель третьего лица – Муниципального казенного учреждения «Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Кинель-Черкасского района Самарской области» Быстрова Н.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) поддержала исковые требования прокурора и Егорова <данные изъяты> считает их обоснованными, в своих объяснениях указала, что Егоров <данные изъяты> действительно <данные изъяты> был поставлен на учет на внеочередное получения жилья, собственного жилья не имеет, поэтому имеет право на обеспечение жильем и получение социальной выплаты.
Представитель третьего лица – Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен <данные изъяты> представил письменные возражения относительно предъявленного иска, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. <данные изъяты>
С учетом мнения помощника прокурора, истца, представителей ответчика и третьего лица, не возражавших о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав объяснения помощника прокурора, истца, представителей ответчика и третьего лица, проверив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего:
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статьей 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями и дополнениями) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет и устанавливает для указанной категории лиц дополнительные гарантии.
Статья 1 названного выше Закона устанавливает понятия для целей настоящего Федерального закона и указывает, что лицами, нуждающимися в социальной поддержке являются лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, в связи с уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 8 вышеназванного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 того же Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Статья 10 названного выше Федерального закона гарантирует судебную защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и указывает, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (далее по тексту Закон Самарской области).
В силу статьи 3 Закона Самарской области государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Статьей 2 Закона Самарской области № «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
Частью 1 ст. 2 Закона Самарской области № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» № установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Часть 2 п. 1 статьи 2 Закона Самарской области № распространяет действие указанного закона на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).
Статьей 5 Закона Самарской области № в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 2 настоящего Закона - <данные изъяты> квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Постановлением Правительства Самарской области № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до <данные изъяты> органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о постановке на учет.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что Егоров <данные изъяты> является лицом, оставшимся без попечения родителей<данные изъяты>
На основании Постановления Главы <данные изъяты> Егоров <данные изъяты> поставлен на учет для внеочередного получения жилья. <данные изъяты>
<данные изъяты>
Материалами дела подтверждается и в судебном заседании установлено, что жилья, принадлежащего на праве собственности Егоров <данные изъяты>
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Егоров <данные изъяты> значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья по муниципальному району <данные изъяты>, в установленном законом порядке с учета не снят. <данные изъяты>
Судом установлено, что до настоящего времени администрацией муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области Егоров <данные изъяты> жилым помещением не обеспечен, социальная выплата на приобретение жилья ему не предоставлена, чем нарушено его право на внеочередное получение жилья, как ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № «О судебном решении» указал, что в силу статьи 157 ГПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
По существу наличия у Егорова <данные изъяты> права на обеспечение жильем либо получения социальной выплаты на его приобретение представителем ответчика не оспаривается и не отрицается.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленном прокурором и истцом Егоровым <данные изъяты> объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 320, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить, обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Егорову <данные изъяты> социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета учетной нормы <данные изъяты> кв.м. общей площади за счет средств бюджета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>