Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 июля 2012 года. с. Кинель-Черкассы.
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Попова В.В.,
с участием помощника прокурора Кинель-Черкасского района Смирнова А.А.,
при секретаре Черепановой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Радькова <данные изъяты> к администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области о возложении обязанности предоставления социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Радькова <данные изъяты> обратился в суд, в обоснование предъявленного иска в исковом заявлении указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес> и признанных нуждающимися в жилых помещениях.
В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения жильем детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Проверкой установлено, что Радьков <данные изъяты> является сиротой, собственного жилья не имеет, за ним Постановлением главы муниципального района <данные изъяты> закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Прокурор указывает, что статьей 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 того же Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно ч. 4 ст.15 Федерального закона от № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения».
Статьей 5 Закона Самарской области от № в <адрес> устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона - <данные изъяты> квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от № формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до <данные изъяты> февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Согласно предоставленным данным Радьков <данные изъяты> состоит на учете на предоставление жилья, однако до настоящего времени ему жилье не предоставлено.
Радьков Д.Ю. является сиротой, в настоящее время снимает жилье в <данные изъяты>, работает в <данные изъяты> собственного жилья не имеет.
В нарушение требований указанных нормативных актов, Радьков Д.Ю. жилым помещением не обеспечен.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, наличия или отсутствия свободных жилых помещений либо средств на их приобретение. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Предъявление данного заявления прокурором Кинель-Черкасского района обусловлено необходимостью защиты жилищных прав Радькова Д.Ю., который находится в сложной жизненной ситуации, у него отсутствуют средства для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов.
Изложив в исковом заявлении указанные выше обстоятельства, прокурор просил обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский предоставить Радькова <данные изъяты> жилое помещение либо выделить денежные средства из расчета <данные изъяты> кв.м. общей площади на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области Смирнов А.А. поддержал предъявленный иск по мотивам, изложенным в исковом заявлении, уточнив исковые требования, просил обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Радькову Д.Ю. социальную выплату на приобретение жилья за счет средств бюджета Самарской области.
Истец Радьков Д.Ю. поддержал требования помощника прокурора, также просил обязать ответчика предоставить ему установленную законодательством социальную выплату на приобретение жилья, в обоснование предъявленного иска подтвердил обстоятельства и доводы, на которые ссылался в иске прокурор, указал, что он действительно является сиротой, его родители умерли. <данные изъяты> его поставили на первичный учет, перед этим он обратился в Комитет по вопросам семьи с вопросом предоставления жилья, его направили в администрацию, чтобы он написал заявление о постановке на льготную очередь и нужно было решить вопрос о его временной регистрации, он был зарегистрирован и написал заявление. С аналогичным заявлением он обращался в администрацию в <данные изъяты> приехал в администрацию, ему снова сказали, что нужно написать заявление, так кА его заявления на выделение жилья нет, и он написал его.
Представитель ответчика – администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области Коновалова Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) не признала предъявленного иска, в данных суду объяснениях указала, что на момент подачи заявления на предоставление социальной выплаты Радькову <данные изъяты> исполнилось <данные изъяты>
Представитель третьего лица – Муниципального казенного учреждения «Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Кинель-Черкасского района Самарской области» Быстрова Н.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) не поддержала исковые требования прокурора и Радькова <данные изъяты> считает их обоснованными, в своих объяснениях указала, что Радьков <данные изъяты> действительно является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, его родители умерли. В связи с отсутствием у него жилья ДД.ММ.ГГГГ Радьков <данные изъяты> был поставлен на учет. <данные изъяты>. Статья 8 Федерального закона № устанавливает возрастной ценз с 18 до 23 лет, когда лицу, нуждающемуся в социальной поддержке предоставлено право воспользоваться своим правом, чего Радьковым не было сделано. Право Радькова на получение жилья Комитет не оспаривает, но считает, что он нарушил возрастной ценз.
Представитель третьего лица – Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен <данные изъяты> представил письменные возражения относительно предъявленного иска, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. <данные изъяты>
С учетом мнения помощника прокурора, истца, представителей ответчика и третьего лица, не возражавших о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав объяснения помощника прокурора, истца, представителей ответчика и третьего лица, проверив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего:
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статьей 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № (с последующими изменениями и дополнениями) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет и устанавливает для указанной категории лиц дополнительные гарантии.
Статья 1 названного выше Закона устанавливает понятия для целей настоящего Федерального закона и указывает, что лицами, нуждающимися в социальной поддержке являются лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, в связи с уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 8 вышеназванного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 того же Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Статья 10 названного выше Федерального закона гарантирует судебную защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и указывает, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст.15 Федерального закона от № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» <данные изъяты>
В силу статьи 3 Закона Самарской области государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Статьей 2 Закона Самарской области № «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
Частью 1 ст. 2 Закона Самарской области № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» <данные изъяты> установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Часть 2 п. 1 статьи 2 Закона Самарской области № распространяет действие указанного закона на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).
Статьей 5 Закона Самарской области № в <адрес> устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 2 настоящего Закона - <данные изъяты> квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Постановлением Правительства Самарской области № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о постановке на учет.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что Радьков <данные изъяты>. является сиротой, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте<данные изъяты>
Материалами дела также подтверждается, что на основании Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Радьков <данные изъяты> поставлен на учет для внеочередного получения жилья. <данные изъяты>
<данные изъяты>
В судебном заседании установлено, что жилья, принадлежащего на праве собственности Радьков <данные изъяты> не имеет. <данные изъяты>
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Радьков <данные изъяты> значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья по муниципальному району <данные изъяты> в установленном законом порядке с учета не снят. <данные изъяты>
Судом установлено, что с момента возникновения права и до настоящего времени администрацией муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области Радьков <данные изъяты> жилым помещением не обеспечен, социальная выплата на приобретение жилья ему не предоставлена, чем нарушено его право на внеочередное получение жилья, как ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» указал, что в силу статьи 157 ГПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из объяснений ФИО1 следует, что по вопросу обеспечения жильем он неоднократно обращался с письменными заявлениями в администрацию Кинель-Черкасского района, никаких убедительных допустимых доказательств, опровергающих данное обстоятельство, представителем ответчика суду не представлено, поэтому у суда нет оснований сомневаться в достоверности данных Радьковым <данные изъяты> объяснений.
Отсутствие указанных вышек заявлений в учетном деле Радькова <данные изъяты> и наличие заявления от ДД.ММ.ГГГГ, не может расцениваться как отсутствие у Радькова <данные изъяты> приобретенного права на получение жилья либо обеспечения социальной выплатой, поскольку такое право у Радькова <данные изъяты>. возникло в несовершеннолетнем возрасте, он длительное время состоит на учете, как лицо, оставшееся без попечения родителей и нуждающееся в мерах социальной поддержки, жилым помещением он не обеспечен по независящим от него обстоятельствам.
Постановление районной администрации о его постановке на регистрационный учет вынесено в соответствии с законом, упомянутое выше Постановление не отменено и не признано недействующим либо недействительным.
Судом установлено, что имеющееся в учетном деле заявление Радькова <данные изъяты> о предоставлении ему социальной выплаты как лицу, оставшемуся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ было написано им в районной администрации по рекомендации специалистов жилищного отдела.
Кроме того, в материалах дела имеется письменное заявление Радькова <данные изъяты> адресованное им на имя руководителя Комитета по вопросам семьи, материнства и детства от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения им возраста 23-х лет, с решением вопроса о временной регистрации на территории <адрес>, что ему было необходимо для получения социальной выплаты на приобретение жилья как сироте, что прямо подтверждает доводы Радькова <данные изъяты> о том, что он неоднократно обращался до достижения возраста 23-х лет по вопросу обеспечения жильем в администрацию Кинель-Черкасского района и в Комитет по вопросам семьи. <данные изъяты>
Заявление Радькова <данные изъяты> было рассмотрено и ему предоставлена временная регистрация с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после подачи заявления на территории <данные изъяты>
Таким образом, доводы представителя ответчика и представителя третьего лица о необоснованности предъявленного иска в связи с тем, что Радьков <данные изъяты> обратился с письменным заявлением по истечении установленного законом возраста, нельзя признать состоятельными и заслуживающими внимания по мотивам, приведенным выше.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленном прокурором и истцом Радьковым <данные изъяты>. объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 320, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить, обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Радькову <данные изъяты> социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета учетной нормы <данные изъяты> кв.м. общей площади за счет средств бюджета Самарской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>