Дело № 2-720/10 г. подлинник Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 06 сентября 2010 года г. Кимры Кимрский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Н.Ю. Куликовой, с участием прокурора Муравьевой С.М., представителя истца ФИО7 - ФИО1, представителя ответчика - муниципального унитарного предприятия «Кимрская дирекция единого заказчика» - ФИО2, представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика» - ФИО3, представителя ответчика - территориального отдела социальной защиты населения города Кимры Тверской области - ФИО4, представителя третьего лица - Кимрской районной общественной организации «Союз Чернобыля» - ФИО1 при секретаре Мельниковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Кимрского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов ФИО7 к муниципальному унитарному предприятию «Кимрская дирекция единого заказчика», обществу с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика», территориальному отделу социальной защиты населения города Кимры Тверской области о возврате излишне уплаченной суммы за коммунальные услуги, У С Т А Н О В И Л: Кимрский межрайонный прокурор, действуя в интересах ФИО7, обратился в Кимрский городской суд Тверской области с вышеназванными исковыми требованиями, которые мотивирует тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В ходе проверки было установлено, что Грузинову Ю.Ф., как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, до Дата обезличена года МУП «КДЕЗ» предоставлялась льгота в размере 50% по оплате коммунальных услуг: отопление, горячее водоснабжение и канализация. С Дата обезличена года по Дата обезличена года МУП «КДЕЗ», а в последующем и ООО «КДЕЗ» льготы по оплате коммунальных услуг за горячее водоснабжение и канализацию не предоставляли, а льгота за отопление предоставлялась не в полном объёме - не из расчета общей площади жилого помещения, а на долю льготника из общего объёма предоставленной услуги. В Дата обезличена года в МУП «КДЕЗ» поступило письмо из ТОСЗН г. Кимры, из которого следовало, что указанная категория граждан не имеет права на льготы в размере 50% по оплате за пользование горячей водой и канализацией, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. Основанием для прекращения предоставления льгот указанной выше категории граждан послужил ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполняющих органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Прекращение предоставления льгот по оплате коммунальных услуг является незаконным и ущемляет права граждан данной категории. С Дата обезличена года ООО «КДЕЗ» льготы по оплате за водоснабжение и канализацию указанной категории граждан предоставляются в размере 50%, данные расходы Территориальным отделом социальной защиты населения ... возмещаются. В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ст. 4 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему закону. В соответствии с законодательством для участников ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, каковым является истец, им предоставлены льготы по оплате за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. При принятии данных нормативных актов законодательно не был установлен перечень коммунальных услуг, который получил отражение в вышеуказанной статье Жилищного кодекса Российской Федерации, а поэтому следует рассматривать установленные истцом льготы именно с позиции ЖК РФ, который был принят и вступил в действие позднее указанных выше законов. Согласно п. 3 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного закона, гарантируется оплата в размере 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. Кроме этого, необходимо исходить из положения Конституции РФ, а также из целей и задач, для реализации которых принимался ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года. Как следует из Конституции РФ, законодательные органы власти Российской Федерации вправе вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако, при внесении таких изменений должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции РФ, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие гражданина (ст. 1, 2, 7 Конституции РФ). Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Как указано в преамбуле Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан РФ: «в настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан и обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, и которым предоставляются компенсации в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также, принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой». Нормы названного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в указанной выше преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Исходя из положений ст. 55 Конституции РФ и преамбулы Федерального закона № 122, МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ», осуществляющие начисление и сбор платы с населения г. Кимры за коммунальные услуги, необоснованно ухудшали положение семей «чернобыльцев» и лиц, приравненных к ним, трактуя п. 3 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года, в редакции Федерального закона № 122- ФЗ от 22 августа 2004 года, в удобном для них виде и вопреки конституционно-правовому смыслу самого Закона. ФИО7 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в соответствии с приведенной нормой закона, имеет право на получение льготы при оплате отопления, горячего водоснабжения и водоотведения (канализация). Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Евросстандарта РФ от 28 июня 1993 года N 163 до декабря 2005 года было определено, что предоставление горячего водоснабжения относится к услугам теплоснабжения. Однако данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии у ФИО7 права на льготу по оплате горячего водоснабжения и водоотведения (канализации) в размере 50%. Изменениями, внесенными в Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2006 года N311-CT, услуги горячего водоснабжения отнесены к услугам водоснабжения и водоотведения. Приказом Роспотребнадзора от 22 марта 2007 года N 79 "Об утверждении инструкций к формам статистического наблюдения" водопровод определяется как централизованная система питьевого водоснабжения - комплекс устройств, сооружений и трубопроводов, предназначенных для забора, подготовки или без нее, хранения, подачи к местам потребления питьевой воды и открытый для общего пользования, из чего, следует, что и горячее водоснабжение, подающееся по трубопроводу, относится к системе водопровода. Согласно же Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 понятие «водопровод» отсутствует, и введено понятие «внутридомовые инженерные системы», позволяющие предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление по присоединенной сети в жилое помещение. Из изложенного следует, что в соответствии с действующим законодательством взимание платы с указанной категории граждан по «подогреву воды», «канализации», отопление, должно производиться с учетом предусмотренных законом льгот. Обращает внимание на то, что МУП «КДЕЗ» Дата обезличена года был издан приказ Номер обезличен об отказе в предоставлении льгот в виде 50 % скидки по оплате за «подогрев воды» и «канализацию» категориям граждан указанным в законе РФ от 15 мая 1991 года, к которым относится истец. Однако, по общим принципам Российского законодательства приказ, не соответствующий требованиям действующего законодательства, во внимание не принимается. В 2006 году вопрос о признании данного приказа незаконным решался в суде и, при вынесении судебного решения, суд ошибочно взял за основу Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167, поскольку на день вынесения судом решения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утратил силу п. 3 этого постановления, где указывалось на применение этих Правил и для отношений с гражданами. Согласно п. 3, п. 4 и п. 7 Постановления Администрации Тверской области от Дата обезличена года N 83-па "Об утверждении Порядка реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Тверской области" граждане вносят плату за жилье и коммунальные услуги с учетом мер социальной поддержки, установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Возмещение расходов от предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, производится на основании договоров, заключаемых территориальными отделами социальной защиты населения Тверской области с исполнителями жилищной и (или) коммунальной услуги либо иными организациями, производящими или приобретающими коммунальные ресурсы. Расчеты с исполнителями жилищной и (или) коммунальной услуги либо иными организациями, производящими или приобретающими коммунальные ресурсы, производятся территориальными отделами социальной защиты населения Тверской области на основании документов, подтверждающих фактические расходы, после проверки права граждан на получение мер социальной поддержки. С учетом существующего порядка реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Тверской области, утвержденным постановлением Администрации Тверской области от Дата обезличена года Номер обезличенпа, считает необходимым возложить на Территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры обязанность компенсировать МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» излишне уплаченные суммы ФИО7, а также, на МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» возложить обязанность, по получении этой компенсации, выплатить истцу излишне уплаченную сумму. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, основанием для которого является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, включая социальное обеспечение. Просит суд обязать Территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры перечислить МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» излишне уплаченные ФИО7 суммы за потребленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев воды), водоотведению (канализация), отоплению; возложить на МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» обязанность, после получения перечисленных сумм от Территориального отдела социальной защиты населения г. Кимры, выплатить ФИО7 излишне уплаченные суммы за потребленные коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведению (канализацию). В ходе рассмотрения дела Кимрским межрайонным прокурором изменялись исковые требования. В судебном заседании 06 сентября 2010 года Кимрский межрайонный прокурор вновь уточнил свои требования. В обоснование уточненных требований пояснил, что в соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. В силу ч.2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии с п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, размер платы за отопление определяется исходя из общей площади жилого помещения, нормативов потребления и тарифов на тепловую энергию. В случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки. Таким образом, льгота по оплате за пользование отоплением должна предоставляться с учетом общей площади, а не с учетом количества проживающих с льготником лиц данной категории. Из изложенного следует, что в соответствии с действующим законодательством взимание платы с указанной категории граждан по «подогреву воды», «канализации», «отоплению», должно производиться с учетом 50 % скидки. С учетом существующего порядка реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Тверской области постановлением Администрации Тверской области от Дата обезличена года Номер обезличен полагает необходимым возложить на Территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры обязанность компенсировать МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» излишне уплаченные суммы ФИО7, а также, на МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» возложить обязанность, по получении этой компенсации, выплатить истцу излишне уплаченную сумму. МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» представлены расчеты начисленной ФИО7 платы по услугам «отопление», «горячая вода» и «канализация», предоставленной льготы и льготы с 50% скидкой, а также суммы подлежащей возмещению ФИО7 Из представленных расчетов следует, что МУП «КДЕЗ» излишне получены денежные средства по услуге «отопление» в сумме 5859 рублей 42 копейки (с октября 2005 года по февраль 2008 года включительно); по услуге «горячая вода» - 5543 рубля 31 копейка (с октября 2005 года по февраль 2008 года); по услуге «канализация» - 7755 рублей 90 копеек (с октября 2005 года по февраль 2008 года). Всего по МУП «КДЕЗ» излишне взысканных денежных средств на сумму 19158 рублей 63 копейки. ООО «КДЕЗ» излишне получены денежные средства по услуге отопление в сумме 4145 рублей 41 копейка (период с марта 2008 года по декабрь 2009 года), по услуге «горячая вода» в сумме 1322 рубля 32 копейки (период с марта 2008 года по декабрь 2009 года), по услуге «канализация» - 1599 рублей (период март 2008 года по декабрь 2009 года). Всего по ООО «КДЕЗ» излишне взысканных денежных средств на сумму 7066 рублей 73 копейки. Просит признать незаконными действия МУП «Кимрская дирекция единого заказчика» и ООО «Кимрская дирекция единого заказчика» по отказу в предоставлении с Дата обезличена года по Дата обезличена года ФИО7 50% скидки по оплате за отопление, горячее водоснабжение (подогрев воды), водоотведение (канализация). Обязать МУП «Кимрская дирекция единого заказчика» и ООО «Кимрская дирекция единого заказчика» произвести ФИО7 перерасчет сумм оплаты за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению (подогрев воды), водоотведению (канализации) с учетом 50% скидки с Дата обезличена года по Дата обезличена года. Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры перечислить МУП «КДЕЗ» излишне уплаченные ФИО7 суммы за потребленные коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению (подогрев воды), водоотведению (канализация) в размере 19158 рублей 63 копейки. Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры перечислить ООО «КДЕЗ» излишне уплаченные ФИО7 суммы за потребленные коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению (подогрев воды), водоотведению (канализация) в размере 7066 рублей 73 копейки. Возложить на МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» обязанность, после получения перечисленных сумм от Территориального отдела социальной защиты населения г. Кимры, выплатить ФИО7 излишне уплаченные суммы за потребленные коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведению (канализацию) соответственно 19158 рублей 63 копейки (МУП «КДЕЗ») и 7066 рублей 73 копейки (ООО «КДЕЗ»). Отказалась от требования об обращении решения суда к немедленному исполнению. Истец ФИО7 в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о получении им судебной повестки. Представил в адрес суда заявление, в котором указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствии. Представитель истца ФИО7 - ФИО1 полагал заявленные Кимрским межрайонным прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Не отрицал, что ФИО7 предоставлялась льгота по отоплению, но только на ФИО7, как льготника, а не на всю площадь, что считает неправильным. Представители ответчиков МУП «КДЕЗ» (ФИО2) и ООО «КДЕЗ» ФИО3 исковые требования признали частично, только в части производства перерасчета ФИО7 оплаты за горячее водоснабжение и водоотведение. Представитель ответчика - территориального отдела социальной защиты населения города Кимры Тверской области ФИО4 исковые требования признала частично и показала, что на истца распространяется закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно п. 3 ст. 14 названного закона ликвидаторам гарантируется оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления - предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Согласно вышеприведенной норме льгота по оплате отопления предоставляется только самому льготнику и не распространяется на членов его семьи. Так как с истцами совместно проживают члены их семей и пользуются наравне с ними всеми коммунальными услугами, считает правомерным предоставление 50%-1 скидки только на долю коммунальных услуг (в том числе отопление), приходящуюся на носителей льгот. При этом не имеет значения, что плата за отопление начисляется с общей площади занимаемого жилого помещения, так как льгота предоставляется гражданину-льготнику, а не жилому помещению, в котором он проживает. Считает ошибочным мнение Кимрского межрайонного прокурора о том, что произошло ухудшение положения семей «чернобыльцев» из-за неправильного толкования МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» измененной редакции п.3 ст. 14 Закона. Данная норма не изменила ни объема предоставлявшихся ранее льгот, ни круга лиц, на которых данные льготы распространяются. Полагает, что уплаченные истцами денежные средства за пользование отоплением не являются излишними и не подлежат перерасчету. Против удовлетворения остальной части иска не возражает. Представитель третьего лица - Кимрской районо общественной организации «Союз Чернобыля» - ФИО1 полагал необходимым удовлетворить заявленные Кимрским межрайонным прокурором требования. В судебном заседании исследованы материалы дела: заявление ФИО7 на имя Кимрского межрайонного прокурора о нарушении его прав, копии счетов-квитанций. Суд, заслушав Кимрского межрайонного прокурора, представителей истца, ответчиков, третьего лица, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что ФИО7 с семьей (общее количество 4 человека) проживает в благоустроенной квартире. В силу ст. 153 ЖК он обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг гражданам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, к каковым относится ФИО7, предусмотрено ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». П.3 ст. 14 названного Закона (в редакции ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ) предусматривает гарантию гражданам, указанным в п. 1 и 2 ст. 13 указанного закона, оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплату в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Приведенные выше нормы закона, по мнению суда, свидетельствуют о законности требований Кимрского межрайонного прокурора относительно признания незаконными действий МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» по отказу в предоставлении ФИО7 50-ти процентной скидки по оплате за горячее водоснабжение (подогрев воды) и водоотведение (канализация); об обязании указанные предприятия произвести ФИО7 перерасчет сумм оплаты за коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведение (канализация) с учетом 50% скидки за период; об обязании территориальный отдел социальной защиты населения города Кимры Тверской области произвести перечисление МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» излишне уплаченные ФИО7 суммы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведение (канализация) с учетом 50% скидки; и об обязании МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» после получения сумм от территориального отдела социальной защиты населения выплатить ФИО7 излишне уплаченные им суммы за потребленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению и водоотведению. При определении сумм, подлежащих перечислению, суд руководствуется расчетами, предоставленными МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ», с которыми соглашаются все участники процесса и не оспариваются ими. Вместе с тем, суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования Кимрского межрайонного прокурора о предоставлении ФИО7 льготы по оплате за пользование отоплением исходя из общей площади занимаемого жилья, без учета проживающих с ФИО7, как льготником, лиц. В соответствии со ст. 13 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ФИО7 относится к категории граждан, указанных в п. 3 настоящей статьи, в связи с чем ему предоставляются меры социальной поддержки, указанные в ст. 15 вышеуказанного Закона. Из содержания абзаца 1 ст. 15 указанного выше Закона следует, что среди прочих ФИО7 предоставляются и меры социальной поддержки, предусмотренные п.3 ст. 14 «ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно, ему, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гарантируется: оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ним; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Положения приведенной нормы позволяют сделать вывод о том, что льгота за пользование отоплением предоставляется только самим участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. На членов их семей данная льгота не распространяется. Льгота по оплате отопления, рассчитанная исходя из размера той жилой площади, которая, с учетом проживающих в квартире с ФИО7 лиц, последнему в установленном законом порядке предоставляется, что не опровергнуто никем из участников процесса, в связи с чем требования прокурора в указанной части удовлетворению не подлежат. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Кимрского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов ФИО7 удовлетворить частично. Действия муниципального унитарного предприятия «Кимрская дирекция единого заказчика» и общества с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика» по отказу в предоставлении с Дата обезличена года по Дата обезличена года ФИО7 50% скидки по оплате за горячее водоснабжение (подогрев воды) и водоотведение (канализация) признать незаконными. Обязать муниципальное унитарное предприятие «Кимрская дирекция единого заказчика» произвести ФИО7 перерасчет сумм оплаты за коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведение (канализация) с учетом 50% скидки за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года включительно. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика» произвести ФИО7 перерасчет сумм оплаты за коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведение (канализация) с учетом 50% скидки за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года включительно. Обязать территориальный отдел социальной защиты населения города Кимры Тверской области перечислить муниципальному унитарному предприятию «Кимрская дирекция единого заказчика излишне уплаченные ФИО7 суммы за потребленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведению (канализация) в размере 13299 (тринадцать тысяч двести девяносто девять) рублей 21 копейку. Обязать территориальный отдел социальной защиты населения города Кимры Тверской области перечислить обществу с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика излишне уплаченные ФИО7 суммы за потребленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведению (канализация) в размере 2921 (две тысячи девятьсот двадцать один) рубль 32 копейки. Обязать муниципальное унитарное предприятие «Кимрская дирекция единого заказчика» после получения указанных сумм от территориального отдела социальной защиты населения города Кимры Тверской области выплатить ФИО7 излишне уплаченные им за потребленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведению (канализация) 13299 (тринадцать тысяч двести девяносто девять) рублей 21 копейку. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика» после получения указанных сумм от территориального отдела социальной защиты населения города Кимры Тверской области выплатить ФИО7 излишне уплаченные им за потребленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведению (канализация) 2921 (две тысячи девятьсот двадцать один) рубль 32 копейки. В удовлетворении остальной части иска отказать. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика», муниципального унитарного предприятия «Кимрская дирекция единого заказчика» и территориального отдела социальной защиты населения города Кимры Тверской области (с каждого) в доход государства государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи ) рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме. Судья: Н.Ю. Куликова Решение в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2010 года. Судья: Н.Ю. Куликова