о признании права собственности



дело № 2-190\10                                                                                                               подлинник

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кимрский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Аксёнова С.Б.

при секретаре Мартыненко С.Ф.,

а также с участием представителя истца - ФИО1,

третьего лица ФИО6,

третьего лица и представителя третьего лица - ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кимры ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску ФИО1, действующего в интересах ФИО3, к Администрации <адрес> сельского поселения Кимрского района Тверской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,

у с т а н о в и л:

ФИО1, действующий в интересах ФИО3 обратился в суд с иском к Администрации <адрес> сельского поселения Кимрского района Тверской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок площадью 0,0999 га, расположенные по адресу: Тверская область, Кимрский район, <адрес> с\п, дер<адрес>, д., в порядке наследования после смерти отца его доверителя - ФИО2, наступившей ДД.ММ.ГГГГ.

Данные исковые требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца - ФИО2 Истец ФИО3 принял наследство в срок путем подачи заявления нотариусу. Однако нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону отказала в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на жилой дом, о чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление. Причиной отсутствия правоустанавливающих документов послужили следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО5 открылось наследство в виде жилого дома № в дер<адрес> Кимрского района. Наследниками было четыре человека: ФИО2 (отец истца), ФИО6, ФИО7 и ФИО8 После выдачи каждому из них свидетельства о праве на наследство по 1\4 доли жилого дома, они получили свидетельства о праве собственности на землю. Однако свидетельства были выданы не на доли земельного участка площадью 0,24 га, а на отдельные участки площадью по 0,06 га. Между наследниками эти участки были разделены на местности, а домом все пользовались совместно. В году ФИО2 совместно с сыном ФИО3 построили на своем участке жилой дом, но не успев оформить на дом документы, ФИО2 умер. Поскольку свидетельсивр о праве собственности под домом было отдельное на 0,06 га, глава администрации <адрес> с\п вынесла постановление от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении адресного номера земельному участку и жилому дому. В процессе оформления документов на землю выяснилось, что в Роснедвижимости учтен один участок площадью 0,24 га, а не четыре по 0,06 га. В связи с этим, правоустанавливающие документы не соответствуют кадастровому паспорту на земельный участок. Для упорядочения сложившейся ситуации все совладельцы жилого <адрес> подписали договор о разделе земельного участка и жилого дома ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному договору ФИО3 принадлежит жилой <адрес>-а и земельный участок площадью 0,06 га. Остальным совладельцам принадлежит в равных долях жилой <адрес> земельный участок 0,18 га. При проведении замеров земельного участка, принадлежащего ФИО2, выяснилось, что фактическая площадь земельного участка составляет 0,0999 га, и именно на данную площадь земельного участка ФИО2 имел право зарегистрировать право собственности. По требованиям кадастровой службы необходимо сначала оформить общий участок площадью 0,24 га, а затем размежевать его на четыре участка, что невозможно по причине смерти собственника и отсутствием правоустанавливающих документов на жилой дом.

Определением Кимрского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Территориальный отдел № 6 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области.

В ходе рассмотрения дела представителем истца ФИО1 представлено заявлено об уменьшении исковых требований, а именно, просил признать за ФИО3 право собственности на земельный участок площадью 0,07 га.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования в окончательной редакции поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Центрального сельского поселения Кимрского района Тверской области в судебное заседание не явился, однако от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Третье лицо ФИО6, третье лицо и представитель третьего лица ФИО8 в удовлетворении требований ФИО3 о признании права собственности на жилой дом № и земельный участок площадью 0,7 га не возражали, пояснив, что так как фактическая площадь земельного участка составляет 0,28 га, поэтому излишек площади участка 0,04 га должен быть разделе поровну между всеми собственниками.

Представители третьих лиц Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Тверской области, Территориального отдела № 6 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, Кимрского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» в судебное заседание не явились, однако от руководителей данных учреждений поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

В судебном заседании допрошен свидетель, исследованы материалы дела.

Свидетель ФИО9 суду показала, что истец ФИО3 является ее сыном. Спорный жилой дом был построен отцом ФИО3 - ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ году, после чего тот до самой смерти пользовался данным домом и земельным участком при нем. После смерти ФИО2 наследственное имущество принял истец ФИО3, который продолжает пользоваться домом в дер.<адрес> и земельным участком при доме.

Судом обозревалось наследственное дело к имуществу ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, копия которого представлена нотариусом ФИО10, и в котором имеются заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии наследства, заявление ФИО11 и ФИО9, отказавшихся от принятия наследства в пользу ФИО3

Суд, заслушав объяснения истца, показания свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца - ФИО2, что подтверждается свидетельством о смерти. Наследниками первой очереди являются ФИО3, а также ФИО9 и ФИО11, отказавшиеся от принятия наследства. Родственные отношения между наследодателем и наследником подтверждаются свидетельством о рождении ФИО3 Истец ФИО3 принял наследство в срок путем подачи заявления нотариусу. Однако нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону отказала в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на жилой дом, о чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление, копия которого имеется в материалах дела. Вместе с тем, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО5 открылось наследство в виде жилого дома № в дер.<адрес> Кимрского района. Наследниками было четыре человека: ФИО2 (отец истца), ФИО6, ФИО7 и ФИО8 После выдачи каждому из них свидетельства о праве на наследство по 1\4 доли жилого дома, копия которого имеется в материалах дела, они получили свидетельства о праве собственности на землю. ФИО2 выдано свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес> с\о Кимрского района Тверской области и копией указанного свидетельства. Однако свидетельства были выданы не на доли земельного участка площадью 0,24 га, а на отдельные участки площадью по 0,06 га. Между наследниками эти участки были разделены на местности, а домом все пользовались совместно. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 совместно с сыном ФИО3 построили на своем участке жилой дом, но не успев оформить на дом документы, ФИО2 умер. Поскольку свидетельство о праве собственности под домом было отдельное на 0,06 га, глава администрации <адрес> с\п вынесла постановление от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении адресного номера земельному участку и жилому дому. На жилой дом № составлен технический паспорт, копия которого имеется в материалах дела. В процессе оформления документов на землю выяснилось, что в Роснедвижимости учтен один участок площадью 0,24 га, а не четыре по 0,06 га. В связи с этим, правоустанавливающие документы не соответствуют кадастровому паспорту на земельный участок. Для упорядочения сложившейся ситуации все совладельцы жилого дома № подписали договор о разделе земельного участка и жилого дома ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному договору ФИО3 принадлежит жилой дом № и земельный участок площадью 0,06 га. Остальным совладельцам принадлежит в равных долях жилой дом № и земельный участок 0,18 га. При проведении замеров земельного участка, принадлежащего ФИО2, выяснилось, что фактическая площадь земельного участка составляет 0,28 га, т.е. каждому собственнику принадлежит по 0,07 га и именно на данную площадь земельного участка ФИО2 имел право зарегистрировать право собственности. В настоящее время ФИО3, как наследник первой очереди, продолжает пользоваться домом, построенным отцом, на принадлежащем последнему земельном участке.

В силу ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Статья 222 ГК РФ предусматривает, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

        В соответствии со статьей 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется также в случае, если сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи документе, не соответствуют данным кадастровой карты (плана) такого земельного участка.

Согласно п.6-1 ст.19 Федерального закона от 02.01.2000 года «О государственном земельном кадастре» в случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

Изложенное подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, не доверять которым у суда оснований не имеется, поэтому требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку жилой дом построен на земельном участке, принадлежащем ФИО2, а уточненная площадь земельного участка не превышает более чем на минимальный размер, установленный Решением собрания депутатов Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного ст.ст.218, 222 1142, 1153 ГК РФ, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за ФИО3 право собственности на жилой дом и земельный участок площадью 0,07 га, расположенные по адресу: Тверская область, Кимрский район, <адрес> сельское поселение, деревня <адрес>, дом в порядке наследования по закону после смерти его отца ФИО2, наступившей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кимрский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья_____________________