Решение по делу № 2-1089/2010 по иску о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью, иск удовлетворен частично



Дело № 2-1089/10Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

27 сентября 2010 года                                                                                       г. Кимры           

               

Кимрский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего - судьи Иванова Ю.И.

истца - К.****

с участием: представителя ответчика - Горбачевой Г.П., Селезневой Н.А., действующих на основании доверенности от ****,

при секретаре Смирновой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-1089/10 по иску К.**** к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда РФ в городе Кимры и Кимрском районе о включении периодов работы в стаж, дающий права на досрочное назначение трудовой пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Князев А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда РФ в городе Кимры и Кимрском районе     о включении периодов работы в стаж, дающий права на досрочное назначение трудовой пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии, указывая, что с 08.08.1988 года он работал в Шемонаихинской центральной районной больнице в должности врача - хирурга хирургического отделения. 02.12.1997 года назначен заведующим хирургическим отделением, при этом исполнял обязанности врача хирурга, был оперирующим хирургом, постоянно осуществлял дежурства по отделению в ночное время, праздничные и в выходные дни, проводил плановые и экстренные операции.

Затраты рабочего времени на лечебную работу (операции) составляли более 50% рабочего времени.

15.02.1999 года Шемонаихинская Центральная районная больница перерегистрирована вкоммунальное государственное казенное предприятие «Шемонаихинская ЦРБ» на основаниисвидетельства о государственной регистрации юридического лица **** - ГП от15.02.1999 года, выданного Управлением юстиции Восточно- Казахстанской области.

В связи с реорганизацией путем слияния ЛПО Шемонаихинского района КГКП

«Шемонаихинская ЦРБ» переименовано в КГКП «Медицинское объединение Шемонаихинского района» Управления здравоохранения Восточно - Казахского областного акимата, на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица ****-ГП от 15.07.2008года, выданного Управлением юстиции Восточно-Казахской области.

17.07.2008 года он уволился из этого предприятия и переехал в город Кимры на постоянное место жительства. 28.07.2008 года был принят в МЛПУ «Кимрскую центральную районную больницу» в хирургическое отделение врачом хирургом, где и продолжает работать по настоящее время.

06.04.2009 года он обратился в ГУ-УПФР в г. Кимры и Кимрском район Тверской области за назначением пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Письмом от **** ****, ему отказано в назначении пенсии, так как его специальный стаж составляет всего 16 лет 02 мес. 17 дней, из необходимых 30 лет.

Управление Пенсионного фонда не включило в подсчет специального стажа период работы: с 15.02.1999 по 17.07.2008 года, так как его работа проходила в Коммунальном государственном казенном предприятии, мотивируя тем, что положение под.20 п.1 ст. 27 Закона 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», содержит норму о предоставлении права на досрочную пенсию по старости медицинским работникам, осуществляющим соответствующуюдеятельность непосредственно в учреждениях здравоохранения. То есть законодатель определил единственную организационно правовую форму -учреждение. А предприятие, в котором он осуществлял лечебную деятельность, не является учреждением.

Просит суд, признать за ним право на досрочную трудовую пенсию, в связи с лечебной деятельностью. Обязать ответчика включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 15.02.1999 по 17.07.2008 года Коммунальном государственном казенном предприятии «Шемонаихинская ЦРБ» в льготном исчислении.Назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за назначением пенсии с 06.04.2009 года.

В судебное заседание истец Князев А.Н., исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить в полном объеме и пояснил, что в связи с перерегистрацией и переименованием больницы 15.02.1999года, его работа абсолютно не изменилась, он как оказывал медицинскую помощь населению, как проводил операции любой сложности, так и продолжал работать в том же режиме. Согласно Уставу больница являлась государственным Предприятием, обладающим государственным имуществом на праве оперативного управления, Учредителем Предприятия и уполномоченным органом является Восточно-Казахстанский областной акимат. Предметом деятельности предприятия являлосьоказание медицинских услуг на основании лицензии. В соответствии с предметом и целью деятельности предприятие осуществляет главные функции:

  • обеспечивает население гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством республики Казахстан;
  • организовывает мероприятия, направленные на профилактику, снижение и ликвидацию инфекционной заболеваемости, а так же снижение общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, материнской, детской и общей смертности.Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за № 464 установлено, что исчисление срока выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, производится из расчета: 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Представитель ответчика Селезнева Н.А. в судебном заседании возражала в удовлетворении иска Князева А.Н., просила суд оставить исковое заявление Князева А.Н. без удовлетворения, показав, что К.**** обратился в ГУ-УПФР в городе Кимры и Кимрском районе Тверской области 06.04.2009г. за назначением пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-Ф3.

В соответствии с указанной нормой закона трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселке городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 № 16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001г должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работы.

Князев А.Н. обратился за назначением пенсии, представив трудовую книжку, справку, уточняющую особый характер работы, без даты № 269, выданную МЛПУ "Кимрская ЦРБ» и Устав Коммунального государственного казенного предприятия, утвержденного Постановлением Восточно-Казахстанского областного акимата от 03.2008г. № 520.

Других справок, уточняющих особый характер работы, на дату обращения за назначением пенсии 06.04.2009г. Князевым А.Н. не представлено.

Согласно трудовой книжке работа Князева А.Н. проходила:

  • с 02.12.1997г по 14.02.1999г в должности заведующего хирургическим отделением Шемонаихинской центральной районной больницы;
  • 15.02.1999г Шемонаихинская центральная районная больница переименована в Коммунальное государственное казенное предприятие «Шемонаихинская ЦРБ»;
  • с 15.02.1999 по 17.08.2008г в должности заведующего хирургического отделения в Коммунальном государственном казенном предприятии «Шемонаихинская ЦРБ».

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 определен перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Право на досрочную трудовую пенсию по старости с лечебной и иной работой по охране здоровья населения дает не любая такая деятельность, а если она осуществлялась в соответствующих должностях и учреждениях.

Административное право Российской Федерации разграничивает понятия «учреждение» и «предприятие».

Положение п.п.20 п.1 ст. 27 Закона 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержит норму о предоставлении права на досрочную пенсию по старости медицинским работникам, осуществляющим соответствующую деятельность непосредственно в учреждениях здравоохранения. То есть законодатель при предоставлении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определил единственную организационно правовую форму - учреждение.

Кроме того, учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации при разрешении вопроса о тождественности в судебном порядке, отраженную в п. 5 раздела « Судебная практика по гражданским делам» Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2009, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010, следует отметить, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение граждан, не вправе решать вопрос о зачете в специальный стаж периодов работы в должностях и учреждениях, прямо не предусмотренных законодательством.

Таким образом, поскольку работа Князева А.Н. в период с 15.02.1999 по 17.07.2008 года, проходила в Коммунальном государственном казенном предприятии, данный период работы не может быть включен в подсчет специального стажа период работы.

Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, предусмотрены «оперирующие врачи- специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи- заведующие».

Поскольку Князевым А.Н. на момент обращения за назначением пенсии 06.04.2009г не представлены документы, уточняющие наименование врачебной специальности и подтверждающие его участие в проведении операций, период его работы с 02.12.1997 по 14.02.1999год при подсчете специального стажа работы, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости учтен календарно.

Таким образом, специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение на первоначальную дату обращения 06.04.2009 года у Князева А.Н составляет 16 лет 02 мес. 17 дней, при требуемом 30 лет.

Учитывая то, что на момент обращения, специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Князева А.Н. составил 16 лет 02мес. 17 дней, при требуемом 30 лет, в назначении досрочной трудовой пенсии заявителю было отказано.

ГУ Управление ПФР в городе Кимры и Кимрском районе Тверской области считает свои действия в отношении отказа в назначении досрочной трудовой пенсии Князева А.Н. обоснованными и не противоречащими действующему Пенсионному законодательству.

Представитель ответчика Горбачева Г.П., действующая на основании доверенности от **** в судебном заседании исковые требования Князева А.Н. не признала, просила суд отказать в удовлетворении иска Князева А.Н. в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства, приходит к следующему:

Судом установлено, что К.****, 08.08.1988 года принят в Шемонаихинскую центральную районную больницу на должность врача хирурга хирургического отделения (приказ № 148 от 04.08.1988 года). 02.12.1997 года Князев А.Н. назначен заведующим хирургического отделения (приказ № 63-Л от 01.12.1997 года). Работая в должности - заведующего хирургическим отделением Князев А.Н. продолжал заниматься хирургической деятельностью, проводил плановые и экстренные операции, данное обстоятельство подтверждается справкой от 22.04.2009 года № 494 года Коммунального государственного казенного предприятия «Медицинское объединение Шемонаихинского района» Управления здравоохранения Восточно-Казахстанской областного акимата республики Казахстан.

15.02.1999 года Шемонаихинская Центральная районная больница переименована в Коммунальное государственное казенное предприятие «Шемонаихинская ЦРБ» (приказ № 34-П от 04.03.1999 года). При этом характер и условия работы Князева А.Н. в связи с переименованием учреждения не изменялись. Данные обстоятельства подтверждаются самим истцом и материалами дела, оснований не доверять которым у суда не имеется причин, суд находит их объективными и достоверными, поскольку они согласуются друг с другом, противоречий между собой не содержат. Таким образом, эти доказательства имеют между собой взаимную связь.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно Уставу Коммунального государственного казенного предприятия «Медицинское объединение Шемонаихинского района» Управления здравоохранения Восточно-Казахстанского областного акимата - больница являлась государственным Предприятием, обладающим государственным имуществом на праве оперативного управления, Учредителем Предприятия и уполномоченным органом является Восточно-Казахстанский областной акимат. Предметом деятельности предприятия являлосьоказание медицинских услуг на основании лицензии. В соответствии с предметом и целью деятельности предприятие осуществляет главные функции:

  • обеспечивает население гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством республики Казахстан;
  • оказывает населению Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области платные медицинские услуги по перечню и ценам, утвержденным Органом государственного управления;
  • организовывает мероприятия, направленные на профилактику, снижение и ликвидацию инфекционной заболеваемости, а так же снижение общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, материнской, детской и общей смертности;
  • взаимодействует со службами и организациями здравоохранения, органами исполнительной, представительной власти на районном уровне и вышестоящими органами по вопросам входящим в компетенцию Предприятия.

Согласно письму от 22.05.2009 года № 2631 Князеву А.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого тридцатилетнего стажа; не подлежащими включению в стаж признан период работы Князева А.Н. с 15.02.1999 года по 17.07.2008 года заведующим хирургическим отделением в Коммунальном государственном казенном предприятии «Шемонаихинская ЦРБ». Зачтенный стаж составляет 16 лет 02 месяца 17 дней и является недостаточным для назначения пенсии.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений.

Ответчиком не представлено суду доказательств того, что истец в спорные периоды, работая в должности - заведующий хирургическим отделением в Коммунальном государственном казенном предприятие «Шемонаихинская ЦРБ», не осуществлял лечебную деятельность.

Представленные истцом доказательства, исследованные и оцененные в судебном заседании, подтверждают осуществление истцом лечебной деятельности в спорные периоды работы.

В соответствии с ч. 1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Статьи ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период работы Князева А.Н. в должности заведующий хирургическим отделением в Коммунальном государственном казенном предприятии «Шемонаихинская ЦРБ» подлежит включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим... в учреждениях здравоохранения... в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочее, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (п.п.2.,3.3.,3.4. мотивировочной части Постановления N 11-П). Сходная позиция изложена в определении Конституционного Суда от 6 декабря 2001 года N 310-О.

Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.

Исковые требования Князева А.Н. в части признания права на досрочную трудовую пенсию и назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за назначением пенсии, то есть с 06.04.2009 года подлежат отказу по следующим основаниям.

Согласно пп.11 п.1 ст.28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Из материалов дела усматривается, что истец по вопросу досрочного назначения ему трудовой пенсии по старости обратился к ответчику с соответствующим заявлением 06 апреля 2009 года.

Исследовав представленные документы, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, то есть на 06 апреля 2009 года, истец Князев А.Н. не имел необходимый стаж для реализации своего права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд считает, что досрочная трудовая пенсия по старости не может быть назначена истцу с момента обращения за ней, поскольку истцом на 06 апреля 2009 года не выработан необходимый льготный стаж 30 лет в городе.

В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Содержание исследованных письменных доказательств показывает наличие необходимых реквизитов для данного вида доказательств.

Оценивая относимость, допустимость, достоверность исследованных в судебном заседании доказательств, суд находит их достаточными и взаимосвязанными в их совокупности для принятия решения.

Доказательства судом оценены в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования К.**** о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии - удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации с городе Кимры и Кимрском районе в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включить периоды его работы с 15.02.1999 года по 17.07.2008 года в должности заведующего хирургическим отделением в Коммунальном государственном казенном предприятии «Шемонаихинская ЦРБ».

В остальной части требования К.**** оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Кимрский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения или получения копии решения.     

Мотивированное решение суда составлено и подписано 30 сентября 2010 года.

Судья                                                                                                        Ю.И. Иванов