Дело № 2-1252/2010г. копия Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 08 ноября 2010 года г. Кимры Кимрский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Н.Ю. Куликовой, с участием старшего помощника Кимрского межрайонного прокурора Муравьевой С.М., истца ФИО1, представителя ответчиков - муниципального унитарного предприятия «Кимрская дирекция единого заказчика» и общества с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика» - ФИО5, представителя ответчика - территориального отдела социальной защиты населения города Кимры Тверской области - ФИО6, представителя третьего лица - Кимрской районной общественной организации «<данные изъяты>» - ФИО7, при секретаре Мельниковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Кимрского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию «Кимрская дирекция единого заказчика», обществу с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика», территориальному отделу социальной защиты населения города Кимры Тверской области в порядке ст. 45 ГПК РФ о возврате излишне уплаченной суммы за коммунальные услуги, У С Т А Н О В И Л: Кимрский межрайонный прокурор, действуя в интересах ФИО1, обратился в Кимрский городской суд Тверской области с вышеназванными исковыми требованиями, которые мотивирует тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В ходе проверки было установлено, что ФИО1, как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, до ДД.ММ.ГГГГ года муниципальным унитарным предприятием «Кимрская дирекция единого заказчика» (далее по тексту - МУП «КДЕЗ») предоставлялась льгота в размере 50% по оплате коммунальных услуг: отопление, горячее водоснабжение и канализация. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ МУП «КДЕЗ», а в последующем и общество с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика» (далее по тексту - ООО «КДЕЗ») льготы по оплате коммунальных услуг за горячее водоснабжение и канализацию не предоставляли, а льгота за отопление предоставлялась не в полном объёме - не из расчета общей площади жилого помещения, а по социальной норме. В ДД.ММ.ГГГГ года в МУП «КДЕЗ» поступило письмо № из ТОСЗН г. Кимры, из которого следовало, что указанная категория граждан не имеет права на льготы в размере 50% по оплате за пользование горячей водой и канализацией, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. Основанием для прекращения предоставления льгот указанной выше категории граждан послужил ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполняющих органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Прекращение предоставления льгот по оплате коммунальных услуг является незаконным и ущемляет права граждан данной категории. С ДД.ММ.ГГГГ ООО «КДЕЗ» льготы по оплате за водоснабжение и канализацию указанной категории граждан предоставляются в размере 50%, данные расходы Территориальным отделом социальной защиты населения г. Кимры возмещаются. В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ст. 4 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему закону. По закону № 1244-1 от 15.05.1991г. в редакции ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г. для участников ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, каковым является истец, им предоставлены льготы по оплате за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. При принятии данных нормативных актов законодательно не был установлен перечень коммунальных услуг, который получил отражение в вышеуказанной статье Жилищного кодекса Российской Федерации, а поэтому следует рассматривать установленные истцом льготы именно с позиции ЖК РФ, который был принят и вступил в действие позднее указанных выше законов. Согласно п. 3 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного закона, гарантируется оплата в размере 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. Кроме этого, необходимо исходить из положения Конституции РФ, а также из целей и задач, для реализации которых принимался ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года. Как следует из Конституции РФ, законодательные органы власти Российской Федерации вправе вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако при внесении таких изменений должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции РФ, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие гражданина (ст. 1, 2, 7 Конституции РФ). Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Как указано в преамбуле Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан РФ: «в настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан и обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, и которым предоставляются компенсации в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также, принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой». Нормы названного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в указанной выше преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Исходя из положений ст. 55 Конституции РФ и преамбулы Федерального закона № 122, МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ», осуществляющие начисление и сбор платы с населения г. Кимры за коммунальные услуги, необоснованно ухудшали положение семей «чернобыльцев» и лиц, приравненных к ним, трактуя п. 3 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года, в редакции Федерального закона № 122- ФЗ от 22 августа 2004 года, в удобном для них виде и вопреки конституционно-правовому смыслу самого Закона. ФИО4 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в соответствии с приведенной нормой закона, имеет право на получение льготы при оплате отопления, горячего водоснабжения и водоотведения (канализация). Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, понятие «водопровод» отсутствует, и введено понятие «внутридомовые инженерные системы», позволяющие предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление по присоединенной сети в жилое помещение. Согласно же Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 понятие «водопровод» отсутствует, и введено понятие «внутридомовые инженерные системы», позволяющие предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление по присоединенной сети в жилое помещение. Из изложенного следует, что в соответствии с действующим законодательством взимание платы с указанной категории граждан по «подогреву воды», «канализации», отопление, должно производиться с учетом предусмотренных законом льгот. ДД.ММ.ГГГГ ООО «КДЕЗ» льготы по оплате за водоснабжение и канализацию указанной категории граждан предоставляются в размере 50 %, данные расходы Территориальным отделом социальной защиты населения г. Кимры возмещаются. В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. В силу ч.2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии с п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, размер платы за отопление определяется исходя из общей площади жилого помещения, нормативов потребления и тарифов на тепловую энергию. В случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки. Таким образом, льгота по оплате за пользование отоплением должна предоставляться с учетом общей площади, а не с учетом количества проживающих с льготником лиц данной категории. Из изложенного следует, что в соответствии с действующим законодательством взимание платы с указанной категории граждан по «канализации», «отоплению», должно производиться с учетом 50 % скидки. Обращает внимание на то, что МУП «КДЕЗ» ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ № об отказе в предоставлении льгот в виде 50 % скидки по оплате за «подогрев воды» и «канализацию» категориям граждан указанным в законе РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, к которым относится истец. Однако, по общим принципам Российского законодательства приказ, не соответствующий требованиям действующего законодательства, во внимание не принимается. В 2006 году вопрос о признании данного приказа незаконным решался в суде и, при вынесении судебного решения, суд ошибочно взял за основу Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167, поскольку на день вынесения судом решения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утратил силу п. 3 этого постановления, где указывалось на применение этих Правил и для отношений с гражданами. Согласно п. 3, п. 4 и п. 7 Постановления Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N 83-па "Об утверждении Порядка реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Тверской области" граждане вносят плату за жилье и коммунальные услуги с учетом мер социальной поддержки, установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Возмещение расходов от предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, производится на основании договоров, заключаемых территориальными отделами социальной защиты населения Тверской области с исполнителями жилищной и (или) коммунальной услуги либо иными организациями, производящими или приобретающими коммунальные ресурсы. Расчеты с исполнителями жилищной и (или) коммунальной услуги либо иными организациями, производящими или приобретающими коммунальные ресурсы, производятся территориальными отделами социальной защиты населения Тверской области на основании документов, подтверждающих фактические расходы, после проверки права граждан на получение мер социальной поддержки. С учетом существующего порядка реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Тверской области, утвержденным постановлением Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №-па, считает необходимым возложить на Территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры обязанность компенсировать МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» излишне уплаченные суммы ФИО1, а также, на МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» возложить обязанность, по получении этой компенсации, выплатить истцу излишне уплаченную сумму. МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» представлены расчеты начисленной ФИО1 платы по услугам «отопление», «горячая вода» и «канализация», предоставленной льготы и льготы с 50% скидкой, а также суммы подлежащей возмещению ФИО1, то есть излишне с него взысканной. Из представленных расчетов следует, что МУП «КДЕЗ» излишне получены денежные средства по услуге «отопление» в сумме 6543 рубля 25 копеек (с октября 2005 года по февраль 2008 года); по услуге «горячая вода» - 1242 рубля 14 копеек (с октября 2005г. по февраль 2008г.), по услуге «канализация» - 1860 рублей 80 копеек (с октября 2005 года по февраль 2008 года). Всего по МУП «КДЕЗ» излишне взысканных денежных средств на сумму 9646 рублей 19 копеек. ООО «КДЕЗ» излишне получены денежные средства по услуге «отопление» в сумме 5642 рубля 02 копейки (период с марта 2008г. по декабрь 2009г.), по услуге «горячая вода» в сумме 1379 рублей 43 копейки (период с марта 2008г. по декабрь 2009г.), по услуге «канализация» - 1677 рублей 17 копеек (период с марта 2008г. по декабрь 2009г.). Всего по ООО «КДЕЗ» излишне взысканных денежных средств на сумму 8698 рублей 62 копейки. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, основанием для которого является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, включая социальное обеспечение. Просит признать незаконными действия МУП «Кимрская дирекция единого заказчика» и ООО «Кимрская дирекция единого заказчика» по отказу в предоставлении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 50% скидки по оплате за отопление, горячее водоснабжение (подогрев воды), водоотведение (канализация). Обязать МУП «Кимрская дирекция единого заказчика» и ООО «Кимрская дирекция единого заказчика» произвести ФИО1 перерасчет сумм оплаты за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению (подогрев воды), водоотведению (канализации) с учетом 50% скидки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры перечислить МУП «КДЕЗ» излишне уплаченные ФИО1 суммы за потребленные коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению (подогрев воды), водоотведению (канализация) в размере 9646 рублей 19 копеек. Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры перечислить ООО «КДЕЗ» излишне уплаченные ФИО1 суммы за потребленные коммунальные услуги по отоплению, (канализация) в размере 8698 рублей 62 копейки. Возложить на МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» обязанность, после получения перечисленных сумм от Территориального отдела социальной защиты населения г. Кимры, выплатить ФИО1 излишне уплаченные суммы за потребленные коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведению (канализацию) соответственно 9646 рублей 19 копеек (МУП «КДЕЗ») и 8698 рублей 62 копейки (ООО «КДЕЗ»). Просит обратить решение суда к немедленному исполнению. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил исковые требования и просил признать незаконными действия МУП «Кимрская дирекция единого заказчика» и ООО «Кимрская дирекция единого заказчика» по отказу в предоставлении ФИО1 50% скидки по оплате за отопление, горячее водоснабжение (подогрев воды) и водоотведение (канализация) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ООО «Кимрская дирекция единого заказчика» произвести ФИО1 перерасчет сумм оплаты за коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по оплате за горячее водоснабжение (подогрев воды), водоотведение (канализация), за отопление с учетом 50 % скидки и зачесть излишне оплаченные средства в счет будущих платежей, в размере 8698 рублей 62 копейки. Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры перечислить МУП «КДЕЗ» излишне уплаченные ФИО1 суммы за потребленные коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведению (канализация) в размере 9646 рублей 19 копеек. Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры перечислить ООО «КДЕЗ» излишне уплаченные ФИО1 суммы за потребленные коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведению (канализация) в размере 8698 рублей 62 копейки. Возложить на МУП «КДЕЗ» обязанность после получения перечисленных сумм от Территориального отдела социальной защиты населения г. Кимры, выплатить ФИО1 излишне уплаченные суммы за потребленные коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведению (канализацию) в размере 9646 рублей 19 копеек. Просит обратить решение суда к немедленному исполнению. Истец ФИО1 поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить. Представитель ответчиков МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» - ФИО5 исковые требования признал частично, только в части производства перерасчета ФИО1 оплаты за водоотведение и подогрев воды. Представитель ответчика - территориального отдела социальной защиты населения города Кимры Тверской области ФИО6 исковые требования признала частично и показала, что на истца распространяется Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно п. 3 ст. 14 названного закона ликвидаторам гарантируется оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления - предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Согласно вышеприведенной норме льгота по оплате отопления предоставляется только самому льготнику и не распространяется на членов его семьи. Так как с истцом совместно проживают члены его семьи и пользуются наравне с ним всеми коммунальными услугами, считаю правомерным предоставление 50%-й скидки только на долю коммунальных услуг (в том числе отопление), приходящуюся на носителей льгот. При этом не имеет значения, что плата за отопление начисляется с общей площади занимаемого жилого помещения, так как льгота предоставляется гражданину-льготнику, а не жилому помещению, в котором он проживает. Считает ошибочным мнение Кимрского межрайонного прокурора о том, что произошло ухудшение положения семей «чернобыльцев» из-за неправильного толкования МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» измененной редакции п. 3 ст. 14 Закона. Данная норма не изменила ни объема предоставлявшихся ранее льгот, ни круга лиц, на которых данные льготы распространяются. Полагает, что уплаченные истцом денежные средства за пользование отоплением не являются излишними и не подлежат перерасчету. Против удовлетворения остальной части иска не возражает. Представитель третьего лица - Кимрской районной общественной организации «Союз Чернобыля» - ФИО7 полагал необходимым удовлетворить заявленные Кимрским межрайонным прокурором требования. В судебном заседании исследованы материалы дела: заявление ФИО1 на имя Кимрского межрайонного прокурора о нарушении его прав, расчеты МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» по начисленной ФИО4 платы по услугам «отопление», «горячая вода» и «канализация», копии счетов-квитанций, копия удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Суд, заслушав Кимрского межрайонного прокурора, представителей истца, ответчиков, третьего лица, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что ФИО1 с семьей (общее количество 3 человека) проживает в благоустроенной квартире. В силу ст. 153 ЖК он обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг гражданам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, к каковым относится ФИО4, предусмотрено ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». П. 3 ст. 14 названного Закона (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) предусматривает гарантию гражданам, указанным в п. 1 и 2 ст. 13 указанного закона, оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплату в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Приведенные выше нормы закона, по мнению суда, свидетельствуют о законности требований Кимрского межрайонного прокурора относительно признания незаконными действий МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ» по отказу в предоставлении ФИО1 50-типроцентной скидки по оплате за горячее водоснабжение (подогрев воды) и водоотведение (канализация); об обязании ООО «КДЕЗ» произвести ФИО1 перерасчет сумм оплаты за коммунальные услуги по оплате за горячее водоснабжение (подогрев воды), водоотведение (канализация) с учетом 50% скидки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и зачете излишне оплаченных средств в счет будущих платежей; об обязании территориального отдела социальной защиты населения города Кимры Тверской области произвести перечисление МУП «КДЕЗ» излишне уплаченные ФИО1 суммы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведение (канализация); об обязании территориального отдела социальной защиты населения города Кимры Тверской области перечислить ООО «КДЕЗ» излишне уплаченные ФИО1 суммы за потребленные коммунальные услуги по водоотведению (канализация), горячему водоснабжению (подогрев воды); о возложении на МУП «КДЕЗ» обязанности после получения перечисленных сумм от территориального отдела социальной защиты населения города Кимры выплатить ФИО1 излишне уплаченные суммы за потребленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведению (канализация). При определении сумм, подлежащих перечислению, суд руководствуется расчетами, предоставленными МУП «КДЕЗ» и ООО «КДЕЗ», с которыми соглашаются все участники процесса и не оспариваются ими. Вместе с тем, суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования Кимрского межрайонного прокурора о предоставлении ФИО1 льготы по оплате за пользование отоплением исходя из общей площади занимаемого жилья, без учета проживающих с ФИО1, как льготником, лиц. В соответствии со ст. 13 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ФИО1 относится к категории граждан, указанных в п. 3 настоящей статьи, в связи, с чем ему предоставляются меры социальной поддержки, указанные в ст. 15 вышеуказанного Закона. Из содержания абзаца 1 ст. 15 указанного выше Закона следует, что среди прочих ФИО4 предоставляются и меры социальной поддержки, предусмотренные п. 3 ст. 14 «ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно, ему, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гарантируется: оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ним; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Положения приведенной нормы позволяют сделать вывод о том, что льгота за пользование отоплением предоставляется только самим участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. На членов их семей данная льгота не распространяется. Льгота по оплате отопления, рассчитанная исходя из размера той жилой площади, которая, с учетом проживающих в квартире с ФИО1 лиц, последнему в установленном законом порядке предоставляется, что не опровергнуто никем из участников процесса, в связи, с чем требования прокурора в указанной части удовлетворению не подлежат. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины. Вместе с тем в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Поскольку территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры является территориальным органом исполнительной государственной власти Тверской области он освобождается от уплаты государственной пошлины в силу закона. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Кимрского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов ФИО1 удовлетворить частично. Действия муниципального унитарного предприятия «Кимрская дирекция единого заказчика» и общества с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика» по отказу в предоставлении ФИО1 50% скидки по оплате за горячее водоснабжение (подогрев воды) и водоотведение (канализация) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признать незаконными. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика» произвести ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, перерасчет сумм оплаты за коммунальные услуги по оплате за горячее водоснабжение (подогрев воды), водоотведение (канализация) с учетом 50 % скидки и зачесть излишне оплаченные средства в счет будущих платежей, в размере 3056 (три тысячи пятьдесят шесть) рублей 60 копеек. Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры перечислить муниципальному унитарному предприятию «КДЕЗ» излишне уплаченные ФИО1 суммы за потребленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведению (канализация) в размере 3102 (три тысячи сто два) рубля 94 копейки. Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения г. Кимры перечислить обществу с ограниченной ответственностью «КДЕЗ» излишне уплаченные ФИО1 суммы за потребленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению (подогрев воды) и водоотведению (канализация) в размере 3056 (три тысячи пятьдесят шесть) рублей 60 копеек. Возложить на муниципальное унитарное предприятие «КДЕЗ» обязанность после получения перечисленных сумм от Территориального отдела социальной защиты населения г. Кимры, выплатить ФИО1 излишне уплаченные суммы за потребленные коммунальные услуги по водоотведению (канализация), горячее водоснабжение (подогрев воды) в размере 3102 (три тысячи сто два) рубля 94 копейки. Решение в этой части подлежит немедленному исполнению. В удовлетворении остальной части иска отказать. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика» и муниципального унитарного предприятия «Кимрская дирекция единого заказчика» (с каждого) в доход государства государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме. Судья: Н.Ю. Куликова Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2010 года. Судья: Н.Ю. Куликова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>