об обязанности организовать сбор, вывоз, утилизацию переработку бытовых отходов



дело № 2-954\10                                                                                                             подлинник

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кимрский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Аксёнова С.Б.

с участием прокурора Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО2,

при секретаре Федосеевой Р.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кимры ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> сельского поселения Кимрского района Тверской области, администрации Кимрского района Тверской области о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, организации утилизации и переработки отходов в соответствии с законодательством,

у с т а н о в и л:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор, выступающий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации <адрес> сельского поселения Кимрского района Тверской области, администрации Кимрского района о возложении обязанности на администрацию <адрес> с\п по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории сельского поселения в соответствии природоохранным и санитарным законодательством, а также о возложении обязанности на администрацию Кимрского района Тверской области по организации утилизации и переработки бытовых отходов и мусора в соответствии с природоохранным и санитарным законодательством. Данные исковые требования мотивировал тем, что проведенной Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства при организации обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес> сельского поселения Кимрского района Тверской области. В соответствии с требованиями ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды. Согласно ч.1,2 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией. Определение мест строительства размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение изложенных выше требований закона на территории <адрес> с\п сбор и вывоз отходов организован с нарушением требований действующего законодательства. Так, размещение отходов производится на свалке площадью около 100 кв.м., расположенной за территорией льнозавода <адрес>. Разрешение специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти положительное заключение государственной экологической экспертизы на создание данного объекта отходов не получено. В соответствии со ст.14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6.10.2003 к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Нормами ст.13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» предусмотрен ряд требований к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, а именно: территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее выполнение администрацией <адрес> с\п функций в части обращения с отходами производства и потребления. Согласно ст.ст.14, 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В нарушение данных требований закона на территории Кимрского района утилизация и переработка отходов не организована. Объект размещения отходов, соответствующий требованиям закона, отсутствует, что влечет за собой организацию в границах сельских поселений несанкционированных свалок. Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия их рациональной организации. Захламление отходами потребления территорий поселений с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения для домашних и диких животных и птиц может привести к возникновению угрозы распространения эпидемий и эпизоотий. В процессе гниения и разложения отходов производства и потребления на месте их несанкционированного размещения возникает неприятный запах, что нарушает права граждан.

В судебном заседании старший помощник Тверской межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, подтвердив доводы, изложенные в иске.

Представители ответчиков - администрации <адрес> сельского поселения Кимрского района Тверской области и администрации Кимрского района Тверской области в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается расписками в получении судебных повесток, сообщений о причинах неявки суду не представили, При такой ситуации, судом принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании исследованы материалы дела.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит требования Тверского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую природную среду.

В соответствии с требованиями ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды.

Согласно ч.1,2 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией. Определение мест строительства размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии со ст.14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Нормами ст.13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» предусмотрен ряд требований к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, а именно: территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно ст.ст.14, 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В судебном заседании установлено, что проведенной Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства при организации обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес> сельского поселения Кимрского района Тверской области. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований закона на территории <адрес> с\п сбор и вывоз отходов организован с нарушением требований действующего законодательства. Так, размещение отходов производится на свалке площадью около 100 кв.м., расположенной за территорией <данные изъяты> <адрес>. Разрешение специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти положительное заключение государственной экологической экспертизы на создание данного объекта отходов не получено. Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее выполнение администрацией <адрес> с\п функций в части обращения с отходами производства и потребления.

Кроме того, в нарушение требований закона на территории Кимрского района утилизация и переработка отходов не организована. Объект размещения отходов, соответствующий требованиям закона, отсутствует, что влечет за собой организацию в границах сельских поселений несанкционированных свалок.

Суд соглашается с мнением Тверского межрайонного природоохранного прокурора о том, что неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия их рациональной организации. Захламление отходами потребления территорий поселений с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения для домашних и диких животных и птиц может привести к возникновению угрозы распространения эпидемий и эпизоотий. В процессе гниения и разложения отходов производства и потребления на месте их несанкционированного размещения возникает неприятный запах.

Противоправными действиями (бездействием) администрации <адрес> с\п и администрацией Кимрского района нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ, в связи с чем, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию <адрес> сельского поселения Кимрского района Тверской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения в соответствии с природоохранным и санитарным законодательством.

Обязать администрацию Кимрского района Тверской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов и мусора, вывозимых с территории <адрес> сельского поселения Кимрского района Тверской области, в соответствии с природоохранным и санитарным законодательством.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кимрский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

                                            Судья_______________________