признание незаконным решения администрации



Дело № 2-57/2011 г.       

                                          Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

04 февраля 2011 года                       г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области

В составе:

Судьи Мильчаковой О.Р.

С участием прокурора ФИО6,

Представителя администрации города Кимры Тверской области -начальника юридического отдела ФИО1

представителя по доверенности Общества с Ограниченной Ответственностью «Жилищное благоустройство» - ФИО7,

при секретаре Градовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании

материалы гражданского дела

          по заявлению Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным решения администрации города Кимры о предоставлении земельного участка из состава земель поселения для складирования и размещения твердых бытовых отходов и отмене постановления о предоставлении земельного участка в аренду,

                                 У С Т А Н О В И Л:

Тверская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в Кимрский городской суд Тверской области с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности предоставления администрацией города Кимры земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Кимры, <адрес>, в районе городской свалки, для складирования ТБО обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное благоустройство». В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города Кимры обратился директор ООО «Жилищное благоустройство» ФИО3 с заявлением о предоставлении земельного участка для складирования и размещения твердых бытовых отходов площадью 6 га.. В ходе рассмотрения заявления Комитетом по управлению имуществом администрации города Кимры был составлен акт о выборе земельного участка для строительства от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заявления Комитета по управлению имуществом администрации города Кимры от ДД.ММ.ГГГГ, главным врачом ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области « в г.Кимры ФИО4 проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза материалов по выбору и отводу земельного участка под строительство от ДД.ММ.ГГГГ. На основании проведенной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в городе Кимры и Кимрском районе ФИО5 выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № в соответствии с государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам : СП 2.1.7.1287 - 03 « Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», СП 2.1.7.1038 - 01 « Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», СанПин 2.1.5.1059-01 « гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», СП ДД.ММ.ГГГГ3 -09 « Нормы радиационной безопасности», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 « Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», акта выбора и обследования земельного участка площадью 65200,0 кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ для складирования твердо-бытовых отходов, расположенного по адресу : Тверская область. Г. Кимры, <адрес>. В районе городской свалки.

По результатам рассмотрения указанных материалов, администрацией города Кимры, было принято решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, для складирования твердо-бытовых отходов. На основании принятого решения, постановлением главы администрации г. Кимры от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ООО «Жилищное благоустройство» в аренду земельного участка по адресу : Тверская область, г.Кимры, <адрес>, в районе городской свалки, для складирования ТБО», ООО « жилищное благоустройство» был предоставлен земельный участок с кадастровым номером для складирования твердых бытовых отходов.

Решение администрации г. Кимры о предоставлении земельного участка является незаконным, а принятое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, установлен ст. 34 ЗК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Однако, администрацией г. Кимры до настоящего времени указанная обязанность не исполнена, порядок предоставления земельных участков не установлен.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Вместе с тем, в заявлении директора ООО « Жилищное благоустройство» ФИО3 о предоставлении земельного участка для складирования и размещения твердо-бытовых отходов не указанное местоположение участка и испрашиваемое на него право.

Орган местного самоуправления на основании заявления принимают решение с учетом зонирования территорий ( ч. 4 ст. 34 ЗК РФ).

Зонирование территории городского округа г. Кимры не произведено.

Понятие «размещение отходов» определено ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и относит к нему хранение и захоронение отходов.

Названный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных сооружениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, при этом условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

В связи с изложенным, предоставленный администрацией города Кимры земельный участок не может использоваться ООО «Жилищное благоустройство» для размещения отходов производства и потребления, без строительства объекта размещения отходов, что свидетельствует о нарушении порядка предоставления земельных участков.

Согласно ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции Федеральных Законов от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, от 30 декабря 2008 № 309-ФЗ, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Однако, разрешение на создание объекта размещения отходов отсутствует.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Градостроительным законодательством предусмотрено предпроектное проведение инженерных изысканий (ст. 47 Градостроительного кодекса РФ), под которыми понимается изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

В силу п. 4.1 Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, выбор участка для размещения объектов (объектов размещения отходов) осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений.

В нарушение указанных требований, земельный участок предоставлен без проведения специальных исследований, что подтверждается объяснениями главного специалиста эксперта отдела охраны окружающей среды Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, председателя Комитета по управлению имуществом г. Кимры. До настоящего времени не утвержден Градостроительный регламент в г. Кимры, не установлены правила землепользования и застройки.

Генеральным планом города строительство объекта размещения отходов не предусмотрено, объяснение главного врача филиала ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области в городе Кимры и Кимрском районе.

Согласно материалов предоставленных Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области ( протест от ДД.ММ.ГГГГ б,ответ администрации города Кимры от ДД.ММ.ГГГГ), а также ОАО по проектированию объектов водохозяйственного строительства для сельского хозяйства Й» ТВЕРЬ-АГРОВОД -ПРОЕКТ» ( выкопировка из рабочего проекта строительства осушительной и оросительной системы от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что в границах предоставленного земельного участка находится осушительная мелиорационная система).

Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий ( ст. 1 Федеральный закон от 10 января 1996 года № 4-ФЗ « О мелиорации земель»).

В силу ст. 13.2 Закона Тверской области от 09 апреля 2008 года № 49-ЗО « О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся мелиорированные земли.

Согласно ст. 1 ЗК РФ к основным принципам земельного законодательства относятся: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 11 ст. 85 ЗК РФ установлено, что земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах являются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Согласно ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных ( вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, сохранению достигнутого уровня мелиорации, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

К основным принципам земельного законодательства относится : приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей средне, приоритет сохранения особо ценных земель согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Ст. 30 ФЗ от 10 января 1996 года № 4-ФЗ « О мелиорации земель» устанавливает, что строительство на мелиорируемых ( мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых ( мелиорированных) землях. Препятствовать эксплуатации мелиоративных систем.

Любая деятельность на мелиорируемых ( мелиорированных) землях должна осуществлять в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых( мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным оранном государственной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Следовательно, решение администрации о предоставлении мелиорированного земельного участка ООО « Жилищное благоустройство» для складирования и размещения твердых бытовых отходов принято в нарушение принципа целевого назначения ценных земель и не отвечает требованиям безопасности охраны окружающей среды.

Проведение специальных изысканий, отнесение используемых участков к определенным зонам, является не формальностью, данный ряд исследований позволяет сделать вывод о защищенности подземных водоносных горизонтов от неблагоприятного влияния объекта размещения отходов, гарантирует сохранность особо ценного почвенного покрова и направлены на обеспечение конституционных прав граждан.

Ст. ст. 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

Под благоприятной окружающей средой понимается, окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Размещение отходов на участке земли в отсутствие специально оборудованного объекта размещения отходов, создает угрозу устойчивого функционирования экологических систем, чем нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, незаконное решение администрации города Кимры о предоставлении земельного участка для утилизации отходов, без строительства объекта размещения отходов, без проведения специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в отсутствие зонирования территории, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

Согласно ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Ст. 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с ч. 2 ст. 254 ГПК заявление подается по месту нахождения органа местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его нрав и свобод.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами просит признать незаконным решение администрации г. Кимры о предоставлении земельного участка площадью с кадастровым номером 69:42:0070127:44 для складирования и размещения твердых бытовых отходов и отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ООО «Жилищное благоустройство» в аренду земельного участка по адресу : г.Кимры, <адрес>, в районе городской свалки, для складирования ТБО».

            В судебном заседании прокурор ФИО6 поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель Администрации города Кимры Тверской области требования не признал и пояснил, что, основание для предъявления рассматриваемого заявления, явился вывод Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры о том, что такое предоставление земельного участка без строительства на нем объекта размещения отходов, без проведения специальных исследований, в отсутствие зонирования территории, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Данный вывод прокуратуры считаю незаконным и необоснованным по следующим причинам :

Постановление Главы Администрации города Кимры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ООО «Жилищное благоустройство» в аренду земельного участка по адресу : г. Кимры, <адрес>, в районе городской свалки для складирования твердых бытовых отходов» принято в пределах компетенции Администрации города Кимры Тверской области, как органа местного самоуправления муниципального образования «Город Кимры Тверской области и в соответствии с процедурой предоставления земельных участков для подобных целей, регламентированной статьями 22 и 34 ЗК РФ.

Во исполнение указанного Постановления Главы Администрации города Кимры Тверской области между Администрацией города Кимры тверской области и ООО «Жилищное благоустройство» заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который, в соответствии с требованиями ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» зарегистрирован в Кимрскм отделе УФРС по Тверской области.

Отсутствие в настоящее время зонирования территории города Кимры Тверской области не является основанием к ограничению полномочий органа местного самоуправления по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, поскольку нормы ЗК РФ указывают на то. Что такие решения должны приниматься лишь с учетом проведения зонирования территорий. Действующий же Генплан города Кимры, разработанный в 1984 году, относит указанную территорию города к 2 прочим территориям», что также не исключает использование предоставленного земельного участка в подобных целях. В настоящее время ГУП НИИиПи Генплана Москвы осуществляет разработку нового Генерального плана города Кимры, в котором спорные территории будут отнесены к территориям, предназначенным для складирования и утилизации твердых бытовых отходов.

В ходе проведения процедур выделения ООО «Жилищное благоустройство» земельного участка для складирования твердых бытовых отходов, предшествующих принятию оспоренного Постановления Главы Администрации города Кимры, в целях выявления возможности предоставления для испрашиваемого назначения была проведена санитарно - эпидемиологическая экспертиза, по результатам которой ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Кимры и Кимрском районе Тверской области сделало вывод о том, что земельный участок для складирования твердых бытовых отходов соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», Закону РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года (статья 12), СП 2.6.1.758-99 (НРП-99), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнений».

На основании выводов санитарно-эпидемиологической экспертизы было получено санитарно-эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии выделяемого земельного участка для складирования твердых бытовых отходов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Также использование земельного участка было согласовано с Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области. О чем свидетельствует письме Департамента от ДД.ММ.ГГГГ . Этим письмом подтверждено соответствие выбранного земельного участка испрашиваемым целям и требованиям действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

На основании вышеуказанных документов Администрацией города Кимры Тверской области было принято решение о возможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей и отсутствии при этом нарушений законодательства в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.

Кроме того, утверждение Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры о том, что такое предоставление земельного участка без строительства на нем объекта размещения отходов невозможно не соответствует нормам действующего законодательства РФ.

Определение "объект размещения отходов" раскрывается в ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления". Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. В соответствии с п. 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322- 03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации. Разновидностями объектов размещения отходов являются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, отвалы горных пород и другие объекты, на которых могут быть размещены отходы, отвечающие всем законодательным требованиям.

При этом из системного анализа действующих нормативных актов следует, что по сути полигон ТБО является земельный участок с соответствующим использованием и проведением комплекса мероприятий по исполнению содержащихся в таких нормативных актах указаний.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2001 года № 16 утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 « Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов2, которые разработаны на основании ФЗ от 30 марта 1999 года ; 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положения о государственной санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554 и устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов.

П.2.2 Санитарных правил определено, что выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. П.3.4 правил определено, что заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН. Такое заключение было получено перед принятием оспариваемого решения администрацией города Кимры.

В настоящее время устройство нового полигона ТБО является приоритетной, жизненно важной задачей для города Кимры, поскольку действующий полигон ТБО практически исчерпал свои возможности. Анализ объема мусора, подлежащего утилизации показывает, что объемы отходов производства и потребления постоянно увеличиваются. Спорный земельный участок находится 7 км лево <адрес> ( на въезде в города Кимры). Ближайшая застройка относительно границ земельного участка располагается в 1500 кв.м. на северо-запад, жилая застройка деревни Красиково - в 1000 м на северо-восток. При таких обстоятельствах утверждение о том, что выделение земельного участка с кадастровым номером 69:42:0070127:44 для складирования и размещения твердых бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, не имеет оснований. В связи с чем, просит требования прокурора оставить без удовлетворения.

Представитель ООО «Жилищное благоустройство» ФИО7 просил суд отказать в удовлетворении требования прокурора, согласившись с позицией представителя администрации города Кимры Тверской области, указав также на следующие обстоятельства : согласно письма начальника департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, направленного в ответ на обращение председателя Комитета по управлению имуществом г. Кимры ФИО8, в соответствии с требованиями ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» для определения возможности организации площадки для размещения твердых бытовых отходов в районе существующей свалки г. Кимры в Департамент необходимо было представить: инженерные изыскания (геологические и экологические), предпроектную документацию, обосновывающую возможность размещения ТБО в заявленных границах, выполненную с учетом требований природоохранного законодательства в соответствии с «Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО» и СанПиН 2.1.7.722-98 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО». По заявке ООО «Жилищное благоустройство» был проведен комплекс работ по исследованию современного состояния земельного участка, включающего в себя оценку почвенного покрова, растительности, ландшафта, поверхностных и подземных вод. Соответствующие изыскания и документация были представлены в Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области. По результатам анализа выше указанной документации Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области выдал положительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ , признав, что использование земельного участка площадью 65200 кв.м. под расширение существующего полигона ТБО соответствует требованиям действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Указанные выше обстоятельства доказывают соблюдение требований ст. 47 Градостроительного кодекса РФ и требования ч.2 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», о проведении выполнении предпроектных инженерных изысканий, предшествующих определению места строительства объекта размещения отходов. Отводу спорного земельного участка под заявленные цели предшествовало также проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Кимры и Кимрском районе Тверской области, на основании выводов которой было получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение ДД.ММ.ГГГГ. На стадии отвода земельного участка не требуется получать разрешение, выдаваемое федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, согласно ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления». К созданию объекта размещения отходов ООО «Жилищное благоустройство» еще не приступало. Предоставление спорного земельного участка для складирования и размещения ТБО произведено с целью расширения существующего полигона ТБО, емкость которого практически исчерпана. Предоставление именно смежного с существующим полигоном ТБО земельного участка экономически и экологически обоснованно, поскольку спорный земельный участок находится в санитарной зоне существующего полигона ТБО, что существенно снижает воздействие на окружающую природную среду по сравнению с вариантом создания нового полигона ТБО в ином месте. Предоставление спорного земельного участка произведено в соответствии с требованиями ст.34 ЗК РФ, предусматривающей отвод земельных участков для целей, не связанных со строительством. Расширение существующего полигона ТБО, как объекта размещения отходов, за счет использования спорного земельного участка предусматривает следующие мероприятия: снятие и вывоз плодородного слоя почвы (в целях его сохранения и дальнейшего использования); устройство водонепроницаемого экрана из уплотненной глины, которая согласно проведенным исследованиям уже имеется на спорном земельном участке и по сути уже является таким экраном (в целях охраны водных ресурсов); устройство вала высотой не менее трех метров из водонепроницаемых грунтов и водоотводной траншеи по всему периметру полигона ТБО, установка сетчатых заграждений около места разгрузки и складирования ТБО перпендикулярно направлению господствующих ветров (в целях охраны земельных ресурсов). Таким образом, расширение существующего полигона ТБО за счет использования спорного смежного участка не предусматривает капитального строительства объекта размещения ТБО. Генеральным планом города Кимры, разработанным в 1984 году, территория города, на которой расположен спорный земельный участок, отнесена к «прочим территориям» и не используется для сельскохозяйственного производства. О наличии мелиоративной системы в границах спорного земельного участка информации не имелось. В кадастровой выписке (паспорте) спорного земельного участка, предоставленной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, нет данных об обременении спорного земельного участка в виде наличия в его границах мелиоративной системы. Хотя, в силу ст. 19 ФЗ "О мелиорации земель" «учет мелиорированных земель представляет собой сбор данных о гидрологических, технических и об иных характеристиках мелиорированных земель, указанные данные подлежат занесению в государственный земельный кадастр». Помимо представленной Заявителем выкопировки из рабочего проекта строительства осушительной и оросительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, наличие мелиоративной системы в границах спорного земельного участка ничем не подтверждается. По данным Кимрской межрайонной прокуратуры указанная мелиоративная система 1975 года ввода. Если даже допустить наличие такой системы в границах спорного участка, Заявитель не предоставил каких-либо доказательств ее работоспособности и пригодности для целей мелиорации, находится ли система в исправном состоянии, сохранилась ли она вообще. Заявителем не представлены данные о том, была ли проведена паспортизация мелиоративной системы. Согласно ст.20 ФЗ "О мелиорации земель" «Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации. При проведении паспортизации на мелиоративную систему и на каждое гидротехническое сооружение, входящее или не входящее в мелиоративную систему, составляется паспорт, в котором содержатся сведения о технических характеристиках и состоянии соответственно мелиоративной системы и гидротехнического сооружения. Порядок проведения паспортизации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию. Полагает, что заявителем не представлены данные о том, осуществляется ли государственный мониторинг спорного земельного участка, как мелиорированных земель, предусмотренный ст. 21 ФЗ "О мелиорации земель", согласно которой «Объектами государственного мониторинга мелиорированных земель являются все мелиорированные земли в Российской Федерации». Заявитель также не обосновал, каким образом отвод под указанные выше цели спорного земельного участка из состава мелиорированных земель (если такой факт будет доказан), может нарушить права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, так же как и нарушение процедуры отвода участка, если оно будет доказано. Указанные выше обстоятельства доказывают тот факт, что оспариваемое решение о предоставлении ООО «Жилищное благоустройство» земельного участка с кадастровым номером 69:42:0070127:44 для складирования и размещения твердых бытовых отходов и Постановление Главы администрации г. Кимры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ООО «Жилищное благоустройство» в аренду земельного участка по адресу : г.Кимры, Тверской области. <адрес>, в районе городской свалки, для складирования ТБО» принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, а также, что права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья не нарушены.

            Свидетель - председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>» ФИО9 суду пояснил, что к СПК «<данные изъяты>» он имеет отношение с ДД.ММ.ГГГГ года, а с ДД.ММ.ГГГГ года является председателем данного кооператива, поэтому достаточно хорошо осведомлен обо всех делах кооператива. О наличии мелиоративных земель, из имеющихся в кооперативе документов узнал, что мелиоративные системы обслуживались до ДД.ММ.ГГГГ года. Полагает, что мелиоративные системы находятся в рабочем состоянии, поскольку земля на полях сухая. В противном случае, имело бы место заболачивания земли. Земельные участки, на которых расположены системы, а так же участок, который отведен для организации свалки, кооперативом используется по целевому назначению в соответствии с договором аренды, заключенным в ДД.ММ.ГГГГ года с Администрацией города Кимры. Паспортизация участков не производилась, поскольку в кооперативе нет для этого необходимых денежных средств, кроме того, нет такой необходимости. До настоящего времени объекты мелиорации находятся на балансе СПК «<данные изъяты>». Так же пояснил, что мелиоративная система строилась поэтапно, то у каждой из построенных частей было свое название, например «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и т.д.

            В материалах дела имеется :

          Заявление ООО « Жилищное благоустройство» от ДД.ММ.ГГГГ,

           Копия акта о выборе земельного участка для строительства от ДД.ММ.ГГГГ,

          Копия заявления о проведении санитарно-эпидемиологическое экспертизы,

          Санитарно-эпидемиологическая экспертиза от ДД.ММ.ГГГГ,

       Санитарно-эпидемиологическое заключение №

       постановление Главы Администрации города Кимры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ,

         выкопировка из рабочего проекта строительства осушительной и оросительной системы от ДД.ММ.ГГГГ,

         протест Кимрской межрайонной прокуратуры на постановление Главы Администрации города Кимры от ДД.ММ.ГГГГ,

          ответ администрации города Кимры на протест прокурора от ДД.ММ.ГГГГ,

          письма Департамента Управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области.

           акт приемки в эксплуатацию приемочной комиссией сельскохозяйственных угодий после проведения культуртехнических работ на землях, не требующих осушения (1980 год),

            справка и приложение к балансовому учету, подтверждающая наличие на балансе СПК « Шелковка» сооружений орошения ( каналы, закрытая сеть, гидротехнические)

             судом обозрены представленные администрацией города Кимры - технический отчет об инженерно-экологических изысканиях на спорном объекте, 2009 год, заключение ООО « Экологический АУДИТ» об оценке воздействия на окружающую среду, обоснование инвестиций в расширение полигона ТБО города Кимры - ООО « Экологический АУДИТ».

             Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему :

            Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

            Согласно ст. 11 Федерального Закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года « Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде..

        В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

    В соответствии со ст. 3 ФЗ № 7-ФЗ « об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов :соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде, независимость контроля в области охраны окружающей среды, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения государственной экологической экспертизы, проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению или уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 7 данного закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ФЗ « о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения « № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

     По делу установлено, что согласно акту выбора земельного участка под строительство от ДД.ММ.ГГГГ комиссионно был выбран участок под складирование твердо-бытовых отходов, площадью 65200 кв.м., расположенный в городе Кимры. <адрес>, в районе городской свалки, жилые застройки г. Кимры располагаются в 1500 м, жилые застройки деревни <адрес> - в 1000 м.

Администрацией города Кимры Тверской области после обращения представителя ООО «Жилищное благоустройство» ФИО3 было принято решение о предоставлении данному юридическому лицу земельного участка для целей, не связанных со строительством, для складирования ТБО.На основании данного решения Главой Администрации города Кимры Тверской области ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление , которым ООО «Жилищное благоустройство» был предоставлен в аренду земельный участок площадью 65200 кв.м. кадастровый номер для складирования ТБО.

         Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка законности предоставления администрацией города Кимры вышеуказанного земельного участка, такая же проверка проводилась и Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области. Обеими проверками установлены нарушения требований действующего законодательства, результатом выявления нарушений явилось обращение в суд с вышеуказанным заявлением и протест Кимрского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы администрации города Кимры Тверской области.

     Тщательно проверив доводы сторон, доказательства в их совокупности, суд посчитал установленными обстоятельства, изложенные прокурором.

      В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

            Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ, согласно которой, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого, как указано в ч.1 названной статьи, органы местного самоуправления, каковым является Администрация города Кимры, обязаны принять акт, которым устанавливает процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

            Как установлено в судебном заседании и не оспаривается представителем ответчика, Администрацией города Кимры порядок предоставления земельных участков не установлен.

            Согласно ч.4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления принимают решение с учетом зонирования территорий, однако на территории города Кимры зонирование территории не произведено.

            В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к размещению отходов относит хранение и захоронение отходов. При этом под хранением отходов понимается их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением отходов - изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

            В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

            Согласно ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

          Как установлено в судебном заседании разрешения на создание объекта размещения отходов отсутствует. Кроме того в нарушение требований действующего законодательства Администрацией города Кимры не утвержден Градостроительный регламент, не установлены правила землепользования и застройки. В нарушение требований Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов земельный участок предоставлен без проведения специальных исследований, генеральным планом города строительство объекта размещения отходов не предусмотрено. Представленными суду документами подтверждается то обстоятельство, что в границах предоставленного земельного участка находится осушительная мелиорационная система, которая была осуществлена в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональный структуры земельных угодий, данные обстоятельства подтверждены и показаниями свидетеля - председателя СПК « <данные изъяты>» ФИО9. Данные земли относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям в соответствии со ст. 13.2 Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО « О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области». Ст. 30 ФЗ « О мелиорации земель» устанавливает, что строительство на этих землях и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на этих землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем. Любая деятельность на этих землях должна осуществляться в соответствии с требованиями. установленными федеральным оранном исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

      Эксплуатация полигонов ТБО является деятельностью по размещению отходов подлежащей лицензированию.

      Суд считает, что организация с свалки ТБО без оформления надлежащей документации не может быть признана законной.

      Представителя администрации города Кимры и ООО « Жилищное благоустройство» не доказали в судебном заседании данных обстоятельств, а также того факта, что свалка ТБО функционирует с соблюдением природоохранных и санитарных норм.

         В соответствии со ст. 1 ЗК РФ к основным принципам земельного законодательства, в числе прочих, относится деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно п. 11 ст. 85 ЗК РФ земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах являются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

            При вынесении обжалуемого постановления Администрацией города Кимры не был учтен тот факт, что выделяемый участок расположен на мелиорированных землях СПК « Шелковка».

            Утверждение представителя ответчика о том, что система мелиорации не функционирует, суд не принимает во внимание, так как данное утверждение ничем не подтверждено, тогда как ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Кроме того, законодательством не предусмотрено выделение земельных участков с недействующей системой мелиорации, в ином, нежели указано выше порядке.

            До настоящего времени мелиоративная система, часть которой находится и на выделенном ООО «Жилищное благоустройство» находится на балансе СПК «Шелковка», что подтверждено документально. Из справки ФГУ «Управление «Тверьмелиоводхоз» следует, что срок службы объектов мелиорации в СПК «Шелковка» не истек, износ составляет около 75% следовательно мелиоративная система является действующей.

            Решение администрации о предоставлении мелиорированного земельного участка ООО « Жилищное благоустройство» для складирования и размещения твердых бытовых отходов принято в нарушение принципа целевого назначения ценных земель и не отвечает требованиям безопасности охраны окружающей среду и приведенные выше доказательства свидетельствуют о том, что постановление главы Администрации города Кимры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с нарушением законодательства, в связи с чем подлежит отмене.

      Судом принято во внимание, что администрация города Кимры не доказала в судебном заседании, что свалка ТБО функционирует с соблюдением природоохранных и санитарных норм. Вместе с тем, требования законов и их исполнение обязательны для всех руководителей и граждан РФ, что предусмотрено основным законом - Конституцией РФ

            Наосновании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                          Р Е Ш И Л:

              Признать незаконным решение Администрации города Кимры Тверской области о предоставлении земельного участка из состава земель поселения, площадью 65200 кв.м. с кадастровым № , для складирования размещения твердых бытовых отходов и отменить постановление Главы Администрации города Кимры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Обществу с Ограниченной Ответственностью «Жилищное Благоустройство» в аренду земельного участка по адресу : Тверская область, г. Кимры, <адрес>, в районе городской свалки, для складирования ТБО».

             Решение в 10 дневный срок может быть обжаловано в Тверской облсуд через Кимрский городской суд Тверской области.

Судья                                       О.Р. Мильчакова

<данные изъяты>

<данные изъяты>