Дело № 2-39/ 11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 февраля 2011 года г.Кимры Кимрский городской суд Тверской области В составе: Судьи Мильчаковой О.Р. С участием прокурора ФИО6 Представителя ответчика - администрации Кимрского района ФИО7 Ответчика ФИО2 Защитника ФИО9, представившего удостоверение №от ДД.ММ.ГГГГ и ордер 005495 Представителя администрации <адрес> сельского поселения Кимрского района- ФИО8 Представителя Департамента лесного комплекса Тверской области и <адрес> лесничества Тверской области - ФИО4 При секретаре Градовой А.С. Рассмотрел в открытом судебном заседании Материалы гражданского дела по иску И.о. Кимрского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации Кимрского района Тверской области. ФИО1, ФИО2 о признании не приобретшей право собственности на земельный участок, признании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, истребовании земельного участка из незаконного владения, обязании ФИО2 освободит земельный участок, У С Т А Н О В И Л : И.о. Кимрского межрайонного прокурора обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Кимрского отдела <адрес> лесничества Тверской области о нарушениях лесного законодательства. Согласно информации Кимрского отдела <адрес> лесничества Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № сотрудниками лесничества при выезде совместно с главой администрации <адрес> сельского поселения ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес> <адрес> сельского поселения Кимрского района установлено, что участок № № в районе дер. <адрес> выделенный ФИО1 фактически находится на территории лесного фонда <адрес> лесничества Тверской области. Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ Кимрского отдела Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Тверской области земельный участок с кадастровым номером № (предыдущий кадастровый номер №), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок) площадью 1520 кв.м. по адресу Тверская область, Кимрский район, <адрес> сельское поселение, д. <адрес> участок № принадлежит на праве собственности ФИО2. Данный земельный участок приобретен в собственность ФИО2 по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1, переход права зарегистрирован в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается вышеуказанной выпиской. ФИО1 названный земельный участок был предоставлен на основании Постановления Администрации Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №. По данным <адрес> лесничества Тверской области вышеуказанный земельный участок расположен в квартале 10 выдела 28 Кимрского участкового лесничества (по материалам лесоустройства СПК <данные изъяты>»), категория защищенности - запретные полосы вдоль нерестовых рек и данные земли относятся к участкам лесного фонда, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 4178 га, адрес объекта Тверская область, Кимрский район, <адрес> сельское поселение (<адрес> лесничество, Кимрское участковое лесничество; леса, ранее находившиеся во владении СПК «<данные изъяты>») условный номер №. По материалам лесоустройства в выделе 28 квартала 10 преобладают сосновые насаждения. В соответствии со ст. 4.4 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". К вышеуказанному свидетельству о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок прилагается план лесного участка из земель лесного фонда, расположенного по адресу: Тверская область, Кимрский район, <адрес> сельское поселение и описание лесного участка из земель лесного фонда <адрес> лесничества, Кимрского участкового лесничества, леса, ранее находившиеся во владении СПК «<данные изъяты>». Постановление администрации Кимрского района № от ДД.ММ.ГГГГ принято без учета требований статьи 71 Конституции Российской Федерации и статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым, право распоряжения федеральной собственностью принадлежит его собственнику. В соответствии с частью 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Для имущественных отношений в силу статьи 3 Земельного Кодекса Российской Федерации и статьи 5 Лесного Кодекса Российской Федерации сохраняется приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Пунктом 1 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации определены категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, в том числе на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3) и земли лесного фонда (подпункт 5). Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии со статьей 101 Земельного Кодекса РФ порядок использования земель лесного фонда регулируется Земельным Кодексом Российской Федерации и лесным законодательством. Статьей 3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к отношениям по использованию лесов применяется лесное законодательство. В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ отчуждение таких участков не допускается. В силу изложенного, предоставление земельных участков лесного фонда в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства не предусмотрено лесным законодательством. Таким образом, постановление администрации Кимрского района № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует вышеназванным нормам закона, поскольку распоряжение земельными участками лесного фонда не входит в компетенцию органов местного самоуправления и, следовательно, нарушает интересы собственника - Российской Федерации. В настоящее время создалась ситуация когда право собственности Российской Федерации и права собственности вышеназванных граждан в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированы на один и тот же объект недвижимости (земельный участок). Одним из способов защиты прав согласно ст. 12 Гражданского Кодекса РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и неприменения судом акта органа местного самоуправления, противоречащего закону. В силу того, что ФИО1 земельный участок предоставлен в нарушение действующего федерального законодательства, т.е. незаконно, совершенную с данным земельным участком сделку также нельзя признать законной. Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Согласно ст. 301 Гражданского Кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В соответствии с ч. 1 ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. В данном конкретном случае собственник, а именно, Российская Федерация, лишилась земельного участка, который был предоставлен ФИО1 в нарушение действующего законодательства, т.е. земельный участок выбыл из владения собственника помимо его воли. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, уполномоченные Российской Федерацией. Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что на территории Тверской области от имени Российской Федерации контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляет территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области. Однако территориальное управление не принимало никаких решений об отчуждении земельных участков лесного фонда в частную собственность физических лиц. В связи с чем просят : 1. Признать ФИО1 не приобретшей право собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу Тверская область, Кимрский район, <адрес> сельское поселение деревня <адрес> участок № № В судебном заседании представитель Кимрской межрайонной прокуратуры - прокурор ФИО6 требования поддержала в полном объеме и настаивала на из удовлетворении. Представитель Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Тверской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, что подтверждено документально. В материалах дела имеется письменное сообщение о поддержании требований прокуратуры и рассмотрении дела в отсутствии представителя. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя, учитывая отсутствие возражений со стороны участников процесса. Представитель департамента лесного комплекса Тверской области и <адрес> лесничества Тверской области полностью поддержал требования, заявленные прокурором и настаивал на их удовлетворении. Представитель администрации Кимрского района - ФИО7 требования не признала, пояснив, что администрации Кимрского района в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона 2 О введении в действие Земельного Кодекса РФ» № 137-ФЗ от 25 октября 2007 года осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые разграничена. На момент предоставления ответчице Быковой земельного участка у администрации Кимрского района Тверской области имелись сведения из Кимрского отдела ТОО № 6 Управления Роснедвижимости по Тверской области, ныне Управление Росреестра по Тверской области о том, что данный земельный участок № № в районе деревни <адрес> <адрес> сельского поселения Кимрского района Тверской области входит в категорию земель населенных пунктов. Это следовало из согласования представителя Управления Роснедвижимости по Тверской области на акте выбора земельного участка, а также подтвердилось и последующей постановкой данного земельного участка на кадастровый учет. В случае наложения границ земельного участка ФИО1 на земли лесного фонда. Его постановка на кадастровый учет была бы невозможна, т.к. Управление Росреестра являлось единственным оранном на территории РФ, осуществляющим учет всех земельных участков, именно Росреестр является держателем государственного фонда данных. Поэтому у администрации Кимрского района не было оснований отказать ФИО1 в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на землях поселений. Кроме того представитель администрации считает, что прокуратурой нарушены способы защиты права. Предусмотренные ст. 12 ГК РФ, которая не предусматривает такого способа защиты права как признание неприобретшей права собственности. Также просила суд принять во внимание то обстоятельство, что при формировании материалов лесоустройства лесничеством, на которые ссылается представитель прокуратуры, лесничеством не были согласованы границы с муниципальным образованием. Представитель администрации <адрес> сельского поселения Кимрского района ФИО8 полностью поддержала позицию администрации Кимрского района, поскольку на момент выделения спорного земельного участка спорный земельный участок входил в категорию земель населенных пунктов. Земли Лесничества не были сформированы надлежащим образом, согласования границ лесничества и постановки их на кадастровый учет не было. Согласование границ с лесным фондом при выделении спорного земельного участка не требовалось, поскольку он не граничил с лесным фондом, за ним располагаются еще несколько участков. Ответчица ФИО1 в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом, что подтверждено документально. В материалах дела имеется письменное сообщение о поддержании требований прокуратуры и рассмотрении дела в отсутствии представителя. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчицы, учитывая отсутствие возражений со стороны участников процесса. Ответчица ФИО2 и представитель защиты - адвокат ФИО9 исковые требования не признали, согласившись с мнением представителя администрации Кимрского района, настаивая на том, что прокуратурой неправильно выбран способ защиты права. Предусмотренный ст. 302 ГК РФ Истребовать же вещь у добросовестного приобретателя может только собственник вещи. Лесничеством не представлено доказательств принадлежности данного земельного участка на праве собственности. Кроме того на данном земельном участке имеется объект незавершенного строительства. Представитель Управления Росреестра по Тверской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, что подтверждено документально. Представители ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тверской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, что подтверждено документально. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя. учитывая отсутствие возражений со стороны участников процесса. Как следует из представленных письменных пояснений по делу, Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный1 кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. В соответствии с письмом Федерального агенства кадастра объектов недвижимости от 4 марта 2008года № ВК/0878 « Об оформлении документов, необходимых для кадастрового учета. До вступления в силу приказа Минюста России « Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке», при постановке на кадастровый учет земельного участка, в составе документов, необходимых для кадастрового учета, в качестве межевого плана принимается описание земельных участков, оформленное в соответствии с требованиями к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденными приказом Роскомземкадастра от 2 октября 2002 года № П/237. Описание земельных участков заверяются лицом, составившим описание. Описание земельных участков представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых земельных участков. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Орган кадастрового учета при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка не проводит правовую экспертизу представленных документов. Согласно п.3.1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости. Утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 года № 35 сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. В случае отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, орган кадастрового учета принимает решение поставить земельный участок на государственный кадастровый учет в соответствии с представленными документами, а именно межевым планом. Земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен ФИО1 в соответствии с постановлением администрации Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № из земель населенных пунктов для веления личного подсобного хозяйства. Кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № производился по описанию земельных участков, составленных на основании землеустроительного дела, утвержденного Территориальным отделом № 6 Управления Роснедвижимости по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ рег. 3512. В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, землеустроительные дела хранятся в государственном фонде данных. Полученной в результате проведения землеустройства. В соответствии с п. 13 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных. Полученных в результате проведения землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 514,уентрализованный учет документов фонда данных и методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации, обеспечению сохранности документов и совершенствованию их структуры, осуществляется в порядке, устанавливаемым Федеральной службой земельного кадастра России, правопреемник Росресстр с 1 июня 2010 года. Землеустроительная документация, содержащаяся в государственном фонде данных и в других информационных источниках не является 4артографической основой и не входит в состав сведений государственного кадастра недвижимости. Орган кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости не вправе самостоятельно использовать иную документацию при его осуществлении. Учреждение считает, что государственный кадастровый учет спорного земельного участка осуществлен в соответствии с действующим законодательством с учетом норма Закона о кадастре, а требования к документам, необходимым для осуществления кадастрового учета были соблюдены. Представитель ФГУП « Госземкадастрсъемка» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, что подтверждено документально. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя, учитывая отсутствие возражений со стороны участников процесса. Свидетель ФИО10, директор ООО « <данные изъяты>» пояснил суду, что работами по оформлению земельного участка ФИО1 занималось его общество, основанием служили сведения полученные из Росреестра, откуда был получен кадастровый квартал, который был свободен, относился он к землям поселения. С лесным фондом согласование данного участка не проводилось, поскольку он с ним не граничит. При оформлении участка руководствовались законом РФ « О землеустройстве». Каких либо препятствий при оформлении участка не было, наложения границ с другими участками не было. В материалах дела имеется : Выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, Копия письма Кимрского отдела <адрес> лесничества от ДД.ММ.ГГГГ, Копия постановления Главы администрации Кимрского района № от ДД.ММ.ГГГГ, Копия договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ9 года с кадастровым паспортом земельного участка, Копия выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, Копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, Копия фрагмента планшета № из материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ г., Копия части схемы расположения земельных участков, занятых лесами в границах СПК « <данные изъяты>», Копия решения <адрес> сельского Совета народных депутатов о согласовании границы земель сельских населенных пунктов с выкопировками, Копия постановления № па от ДД.ММ.ГГГГ « о <адрес> лесничестве Тверской области», Копия распоряжения администрации Тверской области №-ра от ДД.ММ.ГГГГ с приложениям, Копия землеустроительного дела по межеванию, установление и закреплению на местности границ земельного участка. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему : В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчице ФИО1 земельный участок № в районе деревни <адрес> <адрес> сельского поселения Кимрского района Тверской области был предоставлен на основании Постановления администрации Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ Кимрского отдела Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Тверской области земельный участок с кадастровым номером № (предыдущий кадастровый номер №), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок) площадью 1520 кв.м. по адресу Тверская область, Кимрский район, <адрес> сельское поселение, д. <адрес> участок № принадлежит на праве собственности ФИО2. Данный земельный участок приобретен в собственность ФИО2 по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1, переход права зарегистрирован в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается вышеуказанной выпиской. Из содержания ст. 12 ГК РФ не содержит такого способа защиты права как признание лица не приобретшим право собственности на тот или иной объект. С учетом разъяснений, содержащихся в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения. Иск о признании права отсутствующим прокурором либо Российской Федерацией в лице ее уполномоченных органов не заявлялся, в связи с чем суд приходит к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права. Суд также принимает во внимание, что к моменту предъявления иска ФИО1 в результате продажи участка ФИО2 утратила свое право собственности, в связи с чем требования о признании ее не приобретшей право собственности направлены по существу против уже не существующего права Кроме того, суд также учитывает, что ФИО2 приобрела спорный земельный участок по возмездной сделке купли-продажи, при этом она действовала с достаточной степенью осмотрительности, принятой при совершении такого рода сделок - ознакомилась с правоустанавливающими документами продавца, в том числе со Свидетельством о государственной регистрации права, которые не содержали сведений о наличии обременений или прав иных лиц на этот земельный участок. На самом участке отсутствовали какие-либо строения или сооружения, а также иные знаки, указывающие на то, что данный участок может относиться к землям лесного фонда. В исковом заявлении возмездный характер приобретения имущества под сомнение не ставится и никем по делу не оспаривался. Представитель прокуратуры в судебном заседании также признал, что ФИО2 является добросовестным приобретателем имущества, при этом ничего не смог пояснить о том, каким образом спорный участок выбыл из владения органов, осуществляющих управление лесным хозяйством. Представитель <адрес> лесничества также не смог пояснить, в какой именно форме лесничество осуществляло владение и пользование земельным участком, какие мероприятия по его использованию проводились, в том числе в период, когда принимался акт Кимрской администрации о предоставлении участка ФИО1 и заключался договор купли-продажи между ФИО1 и ФИО2. Данные пояснения, а также тот факт, что с заявлением в прокуратуру представители лесничества обратились лишь ДД.ММ.ГГГГ г. свидетельствует, по мнению суда, о том, что земельный участок не находился в фактическом владении истца, в связи с чем отсутствуют и доказательства его выбытия из владения против воли, которые являются юридически значимыми при рассмотрении данного спора, т.к. собственник вправе истребовать имущества у добросовестного приобретателя по возмездной сделке лишь при условии выбытия имущества из владения собственника против его воли. Суд также полагает необходимым принять во внимание, что органы управления лесным хозяйством не обращались с постановкой спорного земельного участка на кадастровый учет, им не отказывалось в кадастровом учете участка, право на который зарегистрировано, а документы о государственной регистрации права РФ на земли лесного фонда не содержат сведений, позволяющих однозначно идентифицировать данные земли со спорным земельным участком. Перечисленные обстоятельства в совокупности указывают на то, что истец не доказал нарушение его права собственности ответчиками при принятии оспариваемых актов и совершении сделок, в связи с чем в иске надлежит отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования и..о. Кимрского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации Кимрского района Тверской области. ФИО1, ФИО2 о признании не приобретшей право собственности на земельный участок, признании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, истребовании земельного участка из незаконного владения, обязании ФИО2 освободит земельный участок оставить без удовлетворения. Обеспечительные меры отменить по вступлении решения в законную силу. Решение в 10 дневный срок может быть обжаловано в Тверской облсуд через Кимрский городской суд Тверской области. Судья О.Р. Мильчакова <данные изъяты> <данные изъяты>а