о признании права собственности



Дело № 2-313/2011г.                                                  <данные изъяты>             

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М      Р О С С И Й С К О Й      Ф Е Д Е Р А Ц И И

23 марта 2011 года                                             г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Куликовой Н.Ю.,

с участием представителя ответчика - Администрации города Кимры Тверской области - ФИО3,

при секретаре Мельниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к Администрации города Кимры Тверской области о признании права собственности на квартиру.

У С Т А Н О В И Л:

            ФИО1 обратилась в Кимрский городской суд с вышеназванными исковыми требованиями, которые мотивирует тем, что она с мужем проживала в <адрес>, районе Крайнего Севера. В соответствии с программой переселения работников АО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ году сдали однокомнатную квартиру в <адрес> для получения равноценной квартиры в г. Кимры по ул. <адрес> дом квартира , расположенной в средней полосе России. ДД.ММ.ГГГГ был получен ордер на право занятия вышеуказанной квартиры, в котором указаны она и ее муж. Так как ими была сдана предприятию квартира для распределения другим работникам, предприятие выдало справку о том, что не возражает в приватизации квартиры по новому адресу, на основании которой должны были получить в БТИ регистрационное удостоверение. Примерно с ДД.ММ.ГГГГ года она с мужем стала пытаться переоформить квартиру в собственность, но тех документов, которые предоставлялись, было недостаточно, и их посылали то за одним, то за другим. Оформление права собственности затруднялось тем, что они уже приватизировали квартиру в <адрес> но затем ее сдали с условием получения равноценной квартиры в собственность в г. Кимры. Утверждает, что вся процедура оформления квартиры происходила вплоть до смерти ее мужа, который умер ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ года по ее, истицы, заявлению начали оформлять технический паспорт, который выдали в ДД.ММ.ГГГГ года вместе со справкой об инвентаризационной стоимости квартиры, но при этом из БТИ ее направили не в Учреждение юстиции, а в суд за признанием права собственности на данную квартиру. Просит признать за ней право собственности на квартиру дома по ул. <адрес> г. Кимры Тверской области.

          В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО1 не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом. Представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

           Представитель ответчика - Администрации города Кимры Тверской области - ФИО3 исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что квартира дома по ул. <адрес> г. Кимры Тверской области является муниципальной собственностью. Не отрицает, что ФИО4 был выдан ордер на указанное жилое помещение, однако указанные в ордере лица в данную квартиру не вселились и не проживают в ней. Также не отрицает, что задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не имеется, однако считает, что истцом выбран неправильный способ защиты своих прав, поскольку ни умерший ФИО4, ни истица с заявлениями о приватизации квартиры не обращались, и такие документы в материалы дела не представлены. В связи с изложенным считает, что исковые требования истицы не основаны на законе, в связи, с чем не подлежат удовлетворению.

            В судебном заседании исследованы материалы дела: копия справки Кимрского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, копия ордера от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение, копия договора на обслуживание и ремонт приватизированных квартир от ДД.ММ.ГГГГ, копия акта сдачи-приемки приватизированной квартиры на техническое обслуживание, копия договора от ДД.ММ.ГГГГ о совместной деятельности по реализации программы переселения работников акционерного общества «<данные изъяты>» в Тверскую область на ДД.ММ.ГГГГ год, копия дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ, копия выписки из протокола совместного заседания администрации и профкома УСТ АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ , копия списка на заселение жилой площади, копия соглашения на безвозмездную передачу приватизированной жилой площади УСТ АО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, копия постановления Главы администрации города Кимры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ , копия архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о смерти ФИО4, копия повторного свидетельства о заключении брака, копия технического паспорта на квартиру, копии справок начальника УСТ АО «<данные изъяты>», копия счета-квитанции за ДД.ММ.ГГГГ года, определение Кимрского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, копия Уведомления Кимрского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, копия Уведомления <адрес> отдела Уравления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, акт проверки фактического количества проживающих от ДД.ММ.ГГГГ, карточка лицевого счета и счет-извещение за ДД.ММ.ГГГГ года, справка Кимрского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ , копия акта проверки фактического количества проживающих от ДД.ММ.ГГГГ.

            Суд, заслушав представителя ответчика, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

            Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

            В судебном заседании установлено, что в соответствии с программой переселения работников АО <данные изъяты>» в Тверскую область и договором о совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, совместным решением администрации и профкома УСТ АО «<данные изъяты> было решено предоставить ФИО4, работающему машинистом бульдозера цеха , на семью из двух человек - его самого и его жены - ФИО1 квартиру № по адресу: Тверская область, г. Кимры, ул. <адрес> д. что подтверждается копией выписки из протокола совместного заседания администрации и профкома УСТ АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и списком на заселение жилой площади в доме № по ул. <адрес> г. Кимры. При этом по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ между УСТ АО «<данные изъяты>» и ФИО6 последними безвозмездно УСТ АО «<данные изъяты>» была передана их приватизированная квартира № в доме № по ул. <адрес> г. <адрес>

            На основании постановления Главы администрации города Кимры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ был выдан ордер на жилое помещение, а именно на квартиру № в доме № по ул. <адрес> г. Кимры на семью из двух человек: ФИО4 и ФИО1

            Согласно выписке из реестра муниципальной собственности г. Кимры от ДД.ММ.ГГГГ однокомнатная квартира № площадью 38,4 кв.м., расположенная по адресу: Тверская область, г. Кимры, ул. <адрес> д. является муниципальной собственностью г. Кимры и зарегистрирована в реестре муниципальной собственности на основании решения Комитета по управлению имуществом г. Кимры от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче муниципального жилищного фонда в муниципальную казну г. Кимры».

           В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Приватизация, проводимая в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" является законным способом возникновения права собственности в отношении занимаемого гражданином жилого помещения на условиях социального найма, на добровольных и безвозмездных началах и однократно, на основе письменного заявления.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 названного Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

           ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер.

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решён в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишён возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Таким образом, названным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы в уполномоченный орган, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.

Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения (выдача доверенностей на приватизацию, получение части документов для приватизации, устные заявления в разговорах с родственниками и знакомыми о необходимости и желании приватизировать жилое помещение и т.п.) без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган правового значения не имеют и основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения являться не могут.

Само по себе желание гражданина приватизировать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, в отсутствие с его стороны обязательных действий (обращение при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган) в силу положений статей 2, 7, 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и разъяснений по их применению, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8, не может служить правовым основанием для включения жилого помещения после смерти гражданина в наследственную массу и признания за наследником права собственности на это жилое помещение.

           Судом установлено, что на жилищные правоотношения по поводу спорной квартиры распространяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Однако при жизни ФИО4 право на приватизацию предоставленной ему квартиры реализовано не было, что подтверждается показаниями представителя ответчика, не доверять которым, у суда оснований нет, справкой Кимрского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ , в которой указано, что с заявлением о приватизации квартиры ФИО4 и ФИО1 не обращались, а также выпиской из реестра муниципальной собственности, сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

            В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

            В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или Законом.

           В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненные жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом и другими законами.

           Закон исходит из того, что права владения и пользования жилым помещением, принадлежавшие нанимателю по договору социального найма прекращаются в связи с его смертью, то есть это означает, что квартира № дома № по ул. <адрес> г. Кимры Тверской области не входит в состав наследственного имущества после смерти ФИО4

           Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 686 ГК РФ в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.

           Следовательно, ФИО1 после смерти своего мужа ФИО4 была вправе заключить договор социального найма на тех же условиях, на которых он действовал с прежним нанимателем, и соответственно с соблюдением установленной законом процедуры обратиться к собственнику жилого помещения с заявлением о передаче ей в собственность указанной квартиры. Однако истицей данные действия выполнены не были, что косвенно подтверждают представленные суду карточка лицевого счета и счет-квитанция по оплате жилищно-коммунальных услуг за квартиру за март 2011 года, в которых нанимателем указан ФИО4, а не ФИО1, и, кроме того, не опровергается ее доводами, изложенными в исковом заявлении.

Доводы истицы о том, что был заключен договор на техническое обслуживание квартиры и ею оплачиваются коммунальные услуги, не свидетельствуют о возникновении права собственности на спорную квартиру, так как представленным актом проверки фактического количества проживающих в квартире № дома № по ул. <адрес> г. Кимры засвидетельствовано не проживание в ней жильцов более 10 лет.

В свою очередь, обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего дела, является установление факта подачи в установленном порядке в уполномоченный орган заявления о приватизации занимаемого по договору социального найма жилого помещения вместе с необходимыми документами и того, что оно не было отозвано. Доказательств тому истцом суду не представлено.

          Анализируя приведенные выше доказательства в совокупности суд приходит к мнению об отказе в удовлетворении заявленных истцом исковых требований.

          Определением Кимрского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ истице ФИО1 была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в размере 4362 рубля 34 копейки за подачу искового заявления до вынесения судом решения по делу. Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с нее в доход государства государственной пошлины в указанной сумме.

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          

           В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации города Кимры Тверской области о признании права собственности на квартиру, отказать.

           Взыскать с ФИО1 в доход государства государственную пошлину в сумме 4362 (четыре тысячи триста шестьдесят два) рубля 34 копейки.

           Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья: Н.Ю. Куликова

Решение принято в окончательной форме 28 марта 2011 года.

Судья: Н.Ю. Куликова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>