о признании незаконным бездействия по получению лицензии



Дело № 2-719/ 11 г.

                                             Р Е Ш Е Н И Е

                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2011 года                                                     г,Кимры

Кимрский городской суд Тверской области

В составе:

Судьи Мильчаковой О.Р.

С участием прокурора Михеева С.В.

При секретаре Михалевой А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Материалы гражданского дела

               Заявление Кимрского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению « <данные изъяты> о признании незаконным бездействия по получению лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения и обязании получить данную лицензию,

                             У С Т А Н О В И Л :

Кимрский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Кимры и Кимрском районе в МУ «<данные изъяты>»

Проверкой установлено, что МУ <данные изъяты> в рентгенкабинете больницы имеется рентгенодиагностическое оборудование: стационарный рентгенодиагностический комплекс «Рентген-40» 1990 г. производства, который не эксплуатируется.

Лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих): хранение источников ионизирующего излучения отсутствует, что является нарушением статьи 10 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 25.02.2004 г. № 107 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

ДД.ММ.ГГГГ Кимрской межрайонной прокуратурой главному врачу МУ <данные изъяты> ФИО1 было объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).

В указанном предостережении главный врач <адрес> больницы предупреждался в случае неисполнения предостережения о возможности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Мировым судьей судебного участка Кимрского района в отношении МУ <данные изъяты> по результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении, направленном в суд Территориальным отделом ТУ Роспотребнадзора по Тверской области в г. Кимры и Кимрском районе, вынесено постановление о признании виновным юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ и наложен штраф в сумме 10 тыс. руб.

ДД.ММ.ГГГГ Кимрской межрайонной прокуратурой было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специальной лицензии, если такая лицензия обязательна) в отношении главного врача МУ <данные изъяты>» ФИО1 в связи с отсутствием вышеуказанной лицензии и не принятии главным врачом мер к её получению.

ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка Кимрского района рассмотрев административный материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, признал главного влача МУ <данные изъяты>» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения и на него наложен штраф 1 тыс. руб.

Однако, несмотря на предостережение Кимрской межрайонной прокуратуры и привлечение к административной ответственности МУ «<данные изъяты>» и главного врача МУ <данные изъяты> до настоящего времени лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) не получена.

Из объяснения главного врача МУ «<данные изъяты>» ФИО1 следует, что он признает себя виновным в том, что до настоящего времени не принял мер к получению необходимой лицензии, что связано с недостатков времени для решения данного вопроса.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ радиационная безопасность обеспечивается: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера; осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности; информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" подчеркивается, что деятельность, связанная с осуществлением радиационного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, является промышленно опасной, предполагающей соблюдение особого праворазрешительного порядка.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 40) также закрепляются особенности лицензирования отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. Подчеркивается, что обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления таких видов деятельности, как производство лекарственных средств; медицинская и фармацевтическая деятельность; деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения; деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Предусматривая в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" общие критерии определения лицензируемых видов деятельности, федеральный законодатель установил, что обязательному лицензированию подлежат виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4), отнеся тем самым здоровье граждан к особо защищаемым в РФ ценностям.

Вчисле основных принципов охраны здоровья Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан называют соблюдение прав человека и гражданина в данной области, обеспечение связанных с ними государственных гарантий, доступность медико-социальной помощи, а также ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Осуществляя хранение рентгеноборудования без соответствующей лицензии МУ «<данные изъяты>» нарушает права неопределенного круга лиц на радиационную безопасность.

Согласно со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

Круг лиц, проходящих лечение в МУ <данные изъяты>» и посещающих данное лечение учреждение не возможно индивидуализировать и привлечь в гражданском судопроизводстве в качестве истца. Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 25.02.2004 г. № 107 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения», ст. 45, 254 Гражданского процессуального Кодекса РФ, Кимрский межрайонный прокурор просит : 1. Признать незаконным бездействие МУ <данные изъяты> по получению лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих): хранение/эксплуатацию источников ионизирующего излучения. 2. Возложить на МУ «<данные изъяты>» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в лицензирующий орган за получением лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих): хранение/эксплуатацию источников ионизирующего излучения. Просит решение обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании прокурор поддержал требования и настаивал на их удовлетворении.

Представитель муниципального учреждения « <данные изъяты> « в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется заявление, в котором главный врач больницы просит дело рассмотреть в его отсутствии и с требованиями прокурора согласен.

В материалах дела имеется :

  1. Копия обращения ТО ТУ Роспотребнадзор по Тверской области в г. Кимры и Кимрском районе от ДД.ММ.ГГГГ
  2. Копия постановлениея мирового судьи судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ
  3. Копия объяснения главного врача МУ «<данные изъяты>» на 1 л.
  4. Копия предостережения на 2 л.
  5. Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ на 3 л.
  6. Копия постановления мирового судьи судебного участка Кимрского района на 1 л.
  7. Копия Устава МУ «<данные изъяты> на 7 л.
  8. Копия распоряжения Администрации Кимрского района от ДД.ММ.ГГГГна 1 л.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему :

      Установлено, что Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в г. Кимры и Кимрском районе в МУ «<данные изъяты>»

Проверкой установлено, что МУ «<данные изъяты> в рентгенкабинете больницы имеется рентгенодиагностическое оборудование: стационарный рентгенодиагностический комплекс «Рентген-40» 1990 г. производства, который не эксплуатируется.

Лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих): хранение источников ионизирующего излучения отсутствует, что является нарушением статьи 10 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 25.02.2004 г. № 107 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения».

ДД.ММ.ГГГГ Кимрской межрайонной прокуратурой главному врачу МУ <данные изъяты>» ФИО1 было объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).

В указанном предостережении главный врач <адрес> больницы предупреждался в случае неисполнения предостережения о возможности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Мировым судьей судебного участка Кимрского района в отношении МУ «<данные изъяты>» по результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении, направленном в суд Территориальным отделом ТУ Роспотребнадзора по Тверской области в г. Кимры и Кимрском районе, вынесено постановление о признании виновным юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ и наложен штраф в сумме 10 тыс. руб.

ДД.ММ.ГГГГ Кимрской межрайонной прокуратурой было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специальной лицензии, если такая лицензия обязательна) в отношении главного врача МУ «<данные изъяты> ФИО1 в связи с отсутствием вышеуказанной лицензии и не принятии главным врачом мер к её получению.

ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка Кимрского района рассмотрев административный материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, признал главного влача МУ «<данные изъяты>» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения и на него наложен штраф 1 тыс. руб.

Однако, несмотря на предостережение Кимрской межрайонной прокуратуры и привлечение к административной ответственности МУ «<данные изъяты>» и главного врача МУ «<данные изъяты>» до настоящего времени лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) не получена.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю

Согласно ст. 4 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ радиационная безопасность обеспечивается: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера; осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности; информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" подчеркивается, что деятельность, связанная с осуществлением радиационного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, является промышленно опасной, предполагающей соблюдение особого праворазрешительного порядка.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 40) также закрепляются особенности лицензирования отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. Подчеркивается, что обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления таких видов деятельности, как производство лекарственных средств; медицинская и фармацевтическая деятельность; деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения; деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Предусматривая в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" общие критерии определения лицензируемых видов деятельности, федеральный законодатель установил, что обязательному лицензированию подлежат виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4), отнеся тем самым здоровье граждан к особо защищаемым в РФ ценностям.

Вчисле основных принципов охраны здоровья Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан называют соблюдение прав человека и гражданина в данной области, обеспечение связанных с ними государственных гарантий, доступность медико-социальной помощи, а также ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Осуществляя хранение рентгеноборудования без соответствующей лицензии МУ <данные изъяты>» нарушает права неопределенного круга лиц на радиационную безопасность.

Суд соглашается с позицией Кимрской межрайонной прокуратуры, учитывая также и мнение главного врача МУ « <данные изъяты>» и считает требования подлежащими удовлетворению.

Суд считает подлежащими удовлетворению требования о прокурора о обращении решения к немедленному исполнению в соответствии со ст. 212 ГПК РФ, поскольку замедление его исполнения может привести к нарушению прав на радиационную безопасность.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

                         Р Е Ш И Л :

         Признать незаконным бездействие МУ «<данные изъяты> по получению лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих): хранение/эксплуатацию источников ионизирующего излучения.          Возложить на МУ «<данные изъяты>» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в лицензирующий орган за получением лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих): хранение/эксплуатацию источников ионизирующего излучения.

           Решение обратить к немедленному исполнению.

           Решение в 10 дневный срок может быть обжаловано в Тверской облсуд.

          Судья                                                           О.Р. Мильчакова