об установлении денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с последующей индексацией и взыскании единовременно невыплаченных сумм ежемесячных компенсаций возмещения вреда здоровью



дело                                                                                                                                   подлинник

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кимрский городской суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Аксёнова С. Б.

с участием прокурора Кимрской межрайонной прокуратуры <адрес> ФИО3

при секретаре Федосеевой Р. П.,

а также истцов ФИО2, ФИО1,

представителя ответчиков - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску ФИО2 к Военному комиссариату <адрес> и Отделу военного комиссариата по <адрес> и <адрес> об установлении денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с последующей индексацией и взыскании единовременно невыплаченных сумм ежемесячных компенсаций возмещения вреда здоровью, а также по иску ФИО1 к Военному комиссариату <адрес> и Отделу военного комиссариата по <адрес> и <адрес> об установлении денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с последующей индексацией, возложении обязанности по производству перерасчёта ежемесячного возмещения вреда здоровью и взыскании единовременно недоплату ежемесячных возмещений вреда здоровью,

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратился в суд с иском к Военному комиссариату <адрес> и Отделу военного комиссариата по <адрес> и <адрес> об установлении денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере 46 491 руб. 71 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством и взыскании с Военного комиссариата <адрес> за счёт средств федерального бюджета единовременно невыплаченных сумм ежемесячных компенсаций возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3 096 870 руб. 39 коп.

ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату <адрес> и Отделу военного комиссариата по <адрес> и <адрес> об установлении с ДД.ММ.ГГГГ денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 62 605 руб. 20 коп. с последующей индексацией, возложении на Военный комиссариат <адрес> обязанности по производству перерасчёта ежемесячного возмещения вреда здоровью и взыскании с Военного комиссариата <адрес> за счёт средств федерального бюджета единовременно 3 286 577 руб. 04 коп. недоплату ежемесячных возмещений вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Кимрского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по иску ФИО2 и по иску ФИО1 объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании истец ФИО2 свои требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить, пояснив суду, что он, являясь кадровым военным, в 1987 году принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. После медицинского освидетельствования ВВК в 1997 году ему была установлена третья группа инвалидности, которая подтверждена в 2008 году с формулировкой «увечье получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС». Его, ФИО2, участие в ликвидации данной аварии подтверждается удостоверением серии Б , выданным ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» государством гарантируется предоставление денежных и других материальных компенсаций и льгот за вред, причинённый здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Финансирование расходов, связанных с реализацией указанного Закона, осуществляется из Федерального бюджета и является целевым.

В силу пункта 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ) ему как инвалиду вследствие Чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих, получающему пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата денежных сумм возмещения вреда не производилась, и за их назначением он не обращался.

На основании пункта 25 ч. 1 ст. 14 этого же Закона РФ (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ ему как инвалиду 3 группы была назначена ежемесячная денежная компенсация в размере 1 000 рублей, которая в дальнейшем увеличена по решению Кимрского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ до 2 461 руб. 77 коп.

Во исполнение предписания статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ему была единовременно выплачена неполученная денежная компенсация за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере, исчисленном из денежного довольствия, действующего на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Как видно из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ему Военным комиссариатом <адрес>, ему, исходя из ежемесячной суммы в 3 411 руб. 30 коп., была выплачена компенсация в размере 110 867 рублей 17 копеек (110 867 руб. 17 коп. : 32,5 мес. = 3 411 руб. 30 коп.). То есть в декабре 2000 года ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью составляла 3 411 руб. 30 коп. Индексация ежемесячных компенсаций возмещения вреда здоровью проводилась один раз в год согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, постановлению <адрес> и постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. С учётом индексаций ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью в январе 2011 года составила 49 491 рубль 71 копейку, а сумма недоплаченных ежемесячных компенсаций возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 3 096 870 рублей 39 копеек. Расчёты коэффициентов индексации ежемесячных компенсаций возмещения вреда здоровью, расчёт сумм ежемесячных компенсаций возмещения вреда здоровью даны им в приложениях к исковому заявлению.

В связи с изменениями в правовом регулировании, обусловленными принятием постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П, которым лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на возмещение вреда здоровью было признано противоречащим Конституции РФ, и введёнными спустя три года Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, которым данное право гарантировалось всем военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, он обратился в Военный комиссариат <адрес> с заявлением об установлении ему соответствующей ежемесячной денежной компенсации. В декабре 2010 года Конституционный Суд РФ в своём постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ дал официальное толкование ч. 1 ст. 2 Закона № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зафиксировал, что указанная норма не может рассматриваться как препятствие для назначения инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В судебном заседании истец ФИО1 свои требования также поддержал, изложив доводы, аналогичные доводам истца ФИО2 При этом пояснил суду, что он, являясь кадровым военным, принимал участие в работах по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. После медицинского освидетельствования ВВК в 1997 году ему была установлена вторая группа инвалидности, которая подтверждена в 2002 году с формулировкой «увечье получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС». Его, ФИО1, участие в ликвидации данной аварии подтверждается удостоверением серии А , выданным ДД.ММ.ГГГГ. В силу пункта 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ) ему как инвалиду вследствие Чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих, получающему пенсию за выслугу лет, выплата денежных сумм возмещения вреда здоровью до ДД.ММ.ГГГГ не производилась, несмотря на его обращение в Военный комиссариат <адрес> в 1997 году. С ДД.ММ.ГГГГ Военный комиссариат <адрес> начал выплачивать ему ежемесячное возмещение вреда здоровью в размере 2 500 рублей, которое в дальнейшем увеличивалось по решениям Кимрского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Единовременно ему была выплачена неполученная денежная компенсация за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 149 292 рубля 44 копейки. С учётом постановления Конституционного Суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ просил удовлетворить его требования в полном объёме.

Представитель Военного комиссариата <адрес> и Отдела военного комиссариата по <адрес> и <адрес> - ФИО5 исковые требования ФИО2 и ФИО1 не признала, пояснив суду, что считает требования указанных лиц незаконными и необоснованными по следующим причинам. Так, в обоснование заявленных требований истцы указали, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ), им как инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, выплата денежных сумм в возмещение вреда здоровью до ДД.ММ.ГГГГ не производилась. С ДД.ММ.ГГГГ согласно новой редакции данного Закона РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ) возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы производится в твёрдых суммах в зависимости от группы инвалидности. С указанной даты ФИО2 и ФИО1, являющимся инвалидами соответственно третьей и второй групп, вследствие чернобыльской катастрофы, ежемесячное возмещение вреда установлено в сумме соответственно 1 000 рублей и 2 500 рублей, которые в дальнейшем индексировались по решениям Кимрского городского суда. Положения пункта 25 части первой ст. 14 вышеназванного Закона в части перехода на твёрдые суммы возмещения вреда, размер которых зависит от группы инвалидности лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации её последствий, были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации. В обоснование своих требований об установлении им ежемесячных денежных компенсаций, исходя из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности, истцы сослались на постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П, пунктом 1 которого предусмотрено, что часть первая статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсации в том размере, в котором им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности). Также Конституционным Судом РФ постановлено пересмотреть правоприменительные решения по делу гражданина ФИО6 в установленном порядке, если для этого нет других препятствий. В этой связи, истцы полагают, что также имеют право на перерасчёт ежемесячных сумм возмещения вреда исходя из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности. Однако этот вывод истцов ошибочен и основания для перерасчёта им ежемесячных сумм возмещения вреда отсутствуют по следующим причинам. Согласно пункта 5 ст. 392 ГПК РФ одним из оснований, по которому могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам, вступившие в законную силу, решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции является признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, применённого в конкретном деле, в связи с принятием решения, по которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ. Из определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-Р «О разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что решение Конституционного Суда РФ, которым в результате выявления конституционно-правового смысла нормы устраняет её действие в неконституционном истолковании, обладает обратной силой в отношении дел заявителей, обратившихся в Конституционный Суд РФ, т. е. имеет те же последствия, что и решение, которым норма признаётся не соответствующей Конституции РФ. Дела этих заявителей, во всяком случае, подлежат пересмотру компетентными органами безотносительно к истечению пресекательных сроков обращения в эти органы и независимо от того, предусмотрены ли соответствующие основания для пересмотра дела иных, помимо Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», актах. Документов, подтверждающих обращение ФИО2 и ФИО1 в Конституционный Суд РФ по разрешённому судом делу, истцы не представили. Другим обстоятельством, при котором дело истцов подлежало бы пересмотру, могло явиться признание Конституционным Судом РФ части первой ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ не соответствующей Конституции РФ с момента принятия. Но и это обстоятельство отсутствует - указанная норма закона признана соответствующей Конституции РФ. Кроме того, дополнила, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы» пенсионерам Министерства обороны РФ ФИО1 и ФИО2 как инвалидам вышеуказанных групп была произведена выплата ежемесячных денежных компенсаций за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности. Согласно пункта 3 данного постановления в денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов. При этом указанное денежное довольствие принимается в размере, действующем на день выплаты. Так как ФИО1 и ФИО2 на момент выплаты являлись пенсионерами Министерства обороны РФ, в расчёт ежемесячной денежной компенсации применялись размеры денежного довольствия, учитываемые при исчислении пенсии данным пенсионерам на день выплаты соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в который включались: должностной оклад, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет. Доплата недополученных денежных компенсаций возмещения вреда здоровью за вышеназванный период ФИО1 составила 149 292 руб. 44 коп., ФИО2 - 110 867 руб. 17 коп. Данный порядок и размер денежного довольствия, учитываемый при исчислении пенсии, применялся для выплаты единовременной денежной компенсации возмещения вреда здоровью только за указанный выше период. В дальнейшем выплата ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью выплачивалась в соответствии с Федеральным законом РФ № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и решений Кимрского городского суда. В связи с изложенным, просила в удовлетворении исковых требований ФИО2 и ФИО1 отказать.

Суд, заслушав объяснения истцов ФИО2, ФИО1, представителя ответчиков - ФИО5, заключение прокурора ФИО3, полагавшей необходимым исковые требования ФИО2 и ФИО1 оставить без удовлетворения в полном объёме, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 и ФИО2 принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС соответственно в 1986 году и 1987 году, вследствие чего, им была установлена соответственно 2 и 3 группы инвалидности с формулировкой «увечье получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», что подтверждается соответствующими документами. Как военным пенсионерам и инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, Военный комиссариат <адрес> за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произвёл ФИО1 и ФИО2 единовременно выплату в счёт ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью соответственно в сумме 149 292 руб. 44 коп. и 110 867 руб. 17 коп., что подтверждается справками соответственно от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ производит истцам выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в твёрдой денежной сумме, которая в дальнейшем по решению Кимрского городского суда в отношении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и в отношении ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ была увеличена соответственно до 10 934 руб. 50 коп. и 2 461 руб. 77 коп., что следует из вышеперечисленных судебных решений и справок Военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Однако истцы с размером вышеуказанной компенсации не согласны, поскольку полагают, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью должен быть исчислен исходя из их заработка (денежного довольствия) с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности, что явилось основанием для их обращения в суд с вышеуказанными требованиями.

ДД.ММ.ГГГГ был принят специальный (базовый) Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленный, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 данного Закона в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статья 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определённая в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Статьёй 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со ДД.ММ.ГГГГ (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ утратили силу) по ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а порядок и условия их возврата в течение 2001-2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы. Согласно п. 3 данного Порядка гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, получающим пенсию в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Данный нормативный акт не обусловливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих недополученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью - в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Тем самым, в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после ДД.ММ.ГГГГ недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со ДД.ММ.ГГГГ, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» и от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда <адрес>, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев», на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причинённого их здоровью Чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга.

Вместе с тем, в обоснование своих требований об установлении им ежемесячных денежных компенсаций, исходя из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности, истцы сослались на постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина ФИО6», пунктом 1 резолютивной части которого предусмотрено, что часть первая статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсации в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности). Также Конституционным Судом РФ постановлено пересмотреть правоприменительные решения по делу гражданина ФИО6 в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий. В этой связи, истцы полагают, что также имеют право на перерасчёт ежемесячных сумм возмещения вреда исходя из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности. Однако этот вывод истцов, как правильно указано представителем ответчиков - ФИО5, ошибочен и основания для перерасчёта им ежемесячных сумм возмещения вреда отсутствуют по следующим причинам.

Так, согласно пункта 5 ч. 2 ст. 392 ГПК РФ одним из оснований, по которому могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, является признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, применённого в конкретном деле, в связи с принятием решения, по которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ, о чём зафиксировано, в том числе, в определении Кимрского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым заявление ФИО1 о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Кимрского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу об индексации сумм ежемесячной компенсации вреда, причинённого здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскании задолженности оставлено без удовлетворения. Из определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-Р «О разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что решение Конституционного Суда РФ, которым в результате выявления конституционно-правового смысла нормы устраняет её действие в неконституционном истолковании, обладает обратной силой в отношении дел заявителей, обратившихся в Конституционный Суд РФ, т. е. имеет те же последствия, что и решение, которым норма признаётся не соответствующей Конституции РФ. Дела этих заявителей, во всяком случае, подлежат пересмотру компетентными органами безотносительно к истечению пресекательных сроков обращения в эти органы и независимо от того, предусмотрены ли соответствующие основания для пересмотра дела иных, помимо Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», актах.

Документов, подтверждающих обращение ФИО2 и ФИО1 в Конституционный Суд РФ по рассматриваемому судом делу, истцы не представили, поэтому вступившие в законную силу вышеуказанные судебные решения об индексации начисленных истцам твёрдых денежных сумм имеют преюдициальное значение. Другим обстоятельством, при котором дела истцов подлежали бы пересмотру, могло явиться признание Конституционным Судом РФ части первой ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ не соответствующей Конституции РФ с момента принятия. Но и это обстоятельство отсутствует - указанная норма закона признана соответствующей Конституции РФ.

Учитывая все вышеперечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования ФИО2 и ФИО1 не могут быть признаны обоснованными, поэтому в полном объёме подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2 к Военному комиссариату <адрес> и Отделу военного комиссариата по <адрес> и <адрес> об установлении денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с последующей индексацией и взыскании единовременно невыплаченных сумм ежемесячных компенсаций возмещения вреда здоровью, а также исковые требования ФИО1 к Военному комиссариату <адрес> и Отделу военного комиссариата по <адрес> и <адрес> об установлении денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с последующей индексацией, возложении обязанности по производству перерасчёта ежемесячного возмещения вреда здоровью и взыскании единовременно недоплату ежемесячных возмещений вреда здоровью оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кимрский городской суд в течение 10 суток со дня его составления в окончательной форме.

Судья ________________________