Дело №г. копия Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 12 октября 2011 года г. Кимры Кимрский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Н.Ю. Куликовой, с участием старшего помощника Кимрского межрайонного прокурора Муравьевой С.М., истца Федулова К.А., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федуловой М.М., представителя ответчика - Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области в лице отделения УФМС России по Тверской области в Кимрском районе - Горбуновой М.А., при секретаре Мельниковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Кимрского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней Федуловой Анжелики Константиновны, к Управлению Федеральной миграционной службы РФ по Тверской области в лице отделения УФМС России по Тверской области в Кимрском районе о возложении обязанностей по регистрации несовершеннолетней, У С Т А Н О В И Л: Кимрский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов несовершеннолетней Федуловой А.К., обратился в Кимрский городской суд Тверской области с вышеназванными исковыми требованиями, которые мотивирует тем, что Федулов К.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> область, <адрес> район, с. <адрес>, ул. <адрес>, д. № кв. № проживает по адресу: Тверская область, г. Кимры, <адрес>. Его супруга Федулова М.М. зарегистрирована органом ОУФМС России по Тверской области в Кимрском районе по адресу: Тверская область, г. Кимры, <адрес>. Он и его супруга являются родителями несовершеннолетней Федуловой А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ОУФМС по Тверской области в Кимрском районе было отказано в регистрации несовершеннолетней Федуловой А.К. по месту проживания своих родителей по выше указанному адресу, ссылаясь на п. 70 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан в пределах Российской Федерации по месту проживания и месту жительства в пределах Российской Федерации, согласно которому регистрация военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей по месту жительства (по месту пребывания) по воинским частям указывать в учетных документах только адреса воинских частей, а также на письмо Министерства обороны Российской Федерации о необходимости при осуществлении регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства (по месту пребывания) по воинским частям указывать в учетных документах только адреса воинских частей. В настоящее время несовершеннолетняя Федулова А.К. нигде не зарегистрирована, чем существенно ущемляются ее права. Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья, включается такой обязательный компонент, как право каждого на жилище, что также закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища и данное право относится к основным правам человека. Согласно ст. 679 ГК РФ с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется. Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме общей площади жилого помещения на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей. В соответствии с ч. 1 ст. 70 ЖК РФ Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Пункт 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 военнослужащие, поступившие на военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке. В соответствии с п. 28 Правил, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации № 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом под местом жительства указанный Закон подразумевает только жилое помещение: жилой дом, квартиру, служебное помещение, специализированные дома, иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает. Адрес воинской части жилым помещением не является, в связи с чем регистрация по месту жительства по адресу воинской части является исключением из общего правила. Институт регистрации по месту жительства по адресу воинской части установлен п. 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Полагает, что регистрация по месту жительства по адресу воинской части не фиксирует проживание по этому адресу, который адресом жилого помещения не является, она является исключительной мерой, предназначенной только для создания необходимых условий в целях реализации военнослужащими и членами их семей своих прав до момента получения ими жилых помещений. Установлено, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 1048, Положением о филиале - воинская часть 36713 федерального бюджета учреждения - воинская часть 69669, определен юридический и почтовый адрес филиала - воинская часть 36713: Тверская область, г. Кимры. Установлено, что мать Федуловой А.К. - Федулова М.М. зарегистрирована органом ОУФМС России по Тверской области в Кимрском районе по адресу: Тверская область, г. Кимры, в/ч <адрес>. Считает ссылку отделения УФМС России по Тверской области в Кимрском районе на п. 70 Административного регламента, утвержденного Федеральной миграционной службой, и приказом Министра обороны РФ о невозможности регистрации несовершеннолетней Федуловой А.К. по вышеуказанному адресу необоснованной, полагая, что при наличии регистрации хотя бы одного из родителей, каких-либо норм, препятствующих регистрации несовершеннолетних детей российское законодательство не содержит. Административный регламент миграционной службы РФ и письмо Министерства обороны РФ от 28 декабря 2009 года № СК-1/10-223, на которые ссылается отделение УФМС России по Тверской области в Кимрском районе, являются ведомственными актами, которые противоречат указанным выше Правилам регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июня 1995 года № 713, в связи с чем полагает, что должны применяться Правила, а не ведомственные нормативные акты. Считает, что несовершеннолетняя Федулова А.К. подлежит регистрации по месту жительства ее родителей. Просит признать незаконными действия ОУФМС РФ по Тверской области в Кимрском районе по отказу в регистрации несовершеннолетней Федуловой А.К., являющейся членом семьи военнослужащего Федулова К.А., по месту дислокации воинской части 36713 г. Кимры Тверской области и обязать ОУФМС Российской Федерации по Тверской области в Кимрском районе зарегистрировать несовершеннолетнюю Федулову А.К. по месту жительства ее родителей, а именно по месту дислокации воинской части 36713 г. Кимры Тверской области. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор Муравьева С.М. поддержала исковые требования в полном объеме, и настаивала на их удовлетворении. Истец Федулов К.А. исковые требования также поддержал и настаивал на их удовлетворении, полагая, что отказ миграционного органа по регистрации его несовершеннолетней дочери по месту дислокации воинской части 36713 г. Кимры Тверской области, в которой он проходит службу, и где зарегистрирована мать ребенка, является незаконным. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Федулова М.М. просила удовлетворить заявленные исковые требования, пояснив, что она является женой Федулова К.А., который проходит военную службу по месту дислокации воинской части 36713 г. Кимры Тверской области. В ДД.ММ.ГГГГ году она была зарегистрирована по указанному выше адресу, и никаких проблем по поводу ее регистрации не возникло. При этом Федулов К.А. на тот момент уже имел временную регистрацию по этому же адресу. ДД.ММ.ГГГГ у них с мужем родилась дочь, в регистрации которой ОУФМС России по Тверской области в Кимрском районе было отказано. Представитель ответчика - Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области в лице отделения УФМС России по Тверской области в Кимрском районе - Горбунова М.А. исковые требования не признала, полагала их, не основанными на законе, и просила в их удовлетворении отказать. В обоснование своих возражений пояснила, что в связи с вступлением в силу Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного приказом ФМС России № 208 от 20 сентября 2007 года и на основании п. 70 данного регламента при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства указывается адрес войсковой части без ссылки на ее номер. Данное изменение было внесено приказом Федеральной миграционной службы от 23 декабря 2009 года № 364 «О внесении изменений в приказ ФМС России от 20 сентября 2007 года № 208». Кроме того, в декабре 2009 года в ФМС России поступила копия письма Министра обороны РФ, подтверждающая необходимость при осуществлении регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства (по месту пребывания) по войсковым частям указывать в учетных документах только адреса войсковых частей. Указанный адрес, несмотря на присутствие в нем наименования воинской части, тем не менее, не может рассматриваться как место ее дислокации, поскольку в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 1048 местом дислокации войсковой части 36713 определен адрес: Тверская область город Кимры. Представитель третьего лица - Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 69669 в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица, против чего не возражали участники процесса. В судебном заседании исследованы материалы дела: копия заявления Федулова К.А. на имя Кимрского межрайонного прокурора, копия письма ОУФМС России по тверской области в Кимрском районе, копии паспортов, копия свидетельства о рождении Федуловой А.К., копия свидетельства № о регистрации Федулова А.К. по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ. Суд, заслушав Кимрского межрайонного прокурора, истца, третье лицо, представителя ответчика, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор, в частности вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов гражданина, который по своему возрасту не может сам обратиться в суд, а также в защиту нарушенных прав в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В судебном заседании установлено, что родителями Федуловой А.К., ДД.ММ.ГГГГ являются Федулов А.К. и Федулова М.М. Федулов А.К. проходит службу в воинской части № по контракту, и имел до ДД.ММ.ГГГГ временную регистрацию по данному адресу. Постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес> область, <адрес> район, с. <адрес>, ул. <адрес>, д. № кв. № Согласно сведениям, содержащимся в паспорте Федуловой М.М., она имеет регистрацию по месту дислокации воинской части № 36713 г. Кимры Тверской области, и данный факт не отрицается представителем ответчика. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В настоящее время несовершеннолетняя Федулова А.К. нигде не зарегистрирована, чем существенно ущемляются ее права. Так, согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья включается такой обязательный компонент, как право каждого на жилище, что также закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища и данное право относится к основным правам человека. Согласно ст. 679 ГК РФ с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется. Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме общей площади жилого помещения на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей. В соответствии с ч. 1 ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В соответствии с п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, военнослужащие, поступившие на военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке. В соответствии с п. 28 Правил, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации № 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом под местом жительства указанный Закон подразумевает только жилое помещение: жилой дом, квартиру, служебное помещение, специализированные дома, иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает. Адрес воинской части жилым помещением не является, в связи с чем регистрация по месту жительства по адресу воинской части является исключением из общего правила. Институт регистрации по месту жительства по адресу воинской части установлен п. 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Таким образом, регистрация по месту жительства по адресу воинской части не фиксирует проживание по этому адресу, который адресом жилого помещения не является, она является исключительной мерой, предназначенной только для создания необходимых условий в целях реализации военнослужащими и членами их семей своих прав до момента получения ими жилых помещений. Ссылка представителя ответчика на п. 70 Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 года № 208, а также на приказ Федеральной миграционной службы от 23 декабря 2009 года № 364 «О внесении изменений в приказ ФМС России от 20 сентября 2007 года № 208», и на письмо Министра обороны РФ о невозможности регистрации несовершеннолетней Федуловой А.К. по вышеуказанному адресу является несостоятельной и не может быть принята судом во внимание, поскольку при наличии регистрации родителей, каких-либо норм, препятствующих регистрации несовершеннолетних детей российское законодательство не содержит. Вышеуказанные нормативно-правовые акты, на которые ссылается представитель ответчика, являются ведомственными актами, которые противоречат Постановлению Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (с изменениями и дополнениями), а поэтому в данном случае, по мнению суда, должны применяться Правила, а не ведомственные нормативные акты. При таких обстоятельствах несовершеннолетний ребенок Федулова К.А. и Федуловой М.М. также должен быть зарегистрирован по данному адресу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Кимрского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней Федуловой Анжелики Константиновны. Признать незаконными действия Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области в лице отделения УФМС России по Тверской области в Кимрском районе по отказу в регистрации несовершеннолетней Федуловой Анжелики Константиновны, являющейся членом семьи военнослужащего Федулова Константина Анатольевича, по месту дислокации воинской части № г. Кимры Тверской области. Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Тверской области в лице отделения УФМС России по Тверской области в Кимрском районе зарегистрировать несовершеннолетнюю Федулову Анжелику Константиновну по месту дислокации воинской части № г. Кимры Тверской области. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме. Судья: Н.Ю. Куликова Мотивировочная часть решения составлена 17 октября 2011 года. Судья: Н.Ю. Куликова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>