Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2010 года г.Кимовск
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Сысоевой В.В.,
при секретаре Гусевой В.П.,
с участием
истца Фролова С.Н.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Ларионовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-436 по иску Фролова С.Н. к администрации муниципального образования Кимовский район о признании отказа в заключении трудового договора необоснованным, обязании заключить трудовой договор, взыскании разницы в заработной плате, отмене распоряжения об изменении штатного расписания,
у с т а н о в и л:
Фролов С.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования ( далее МО ) Кимовский район Тульской области (л.д.7 ). В ходе проведения предварительного судебного заседания по делу он подал дополнительное исковое заявление, увеличив предмет иска (л.д.72-74 ). Истец просил признать отказ главы муниципальной администрации в заключении с ним трудового договора по должности ... отдела ... необоснованным, обязать главу администрации МО Кимовский район заключить с истцом трудовой договор по указанной должности, взыскать с ответчика разницу в заработной плате за время вынужденного исполнения обязанностей по должности ... ( отдела ... ) со дня возникновения вакансии по должности ... отдела ... в сумме ... рублей ... копеек, а также отменить распоряжение администрации МО Кимовский район от 27.02.2010 г. №48-р в части изменения должности ... на ... отдела .... В обоснование исковых требований Фролов С.Н. ссылался на то, что в соответствии с п.1 ч.1 ст.11 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальный служащий имеет право на ознакомление с условиями продвижения по службе. Воспользовавшись неофициальной информацией, он обратился 11.01.2010 г. к главе администрации МО Кимовский район с заявлением о том, что в случае возникновения вакантной должности ... отдела ... просит рассмотреть его кандидатуру. Дополнительно 2.02.2010 г. им было подано заявление, в котором он уточнил название структурного подразделения администрации МО Кимовский район, на должность ... в котором он претендовал - отдел ... Ответом главы администрации от 02.03.2010 г. №16-37/53 он был поставлен в известность, что его кандидатура на эту должность во время возникновения вакансии главой администрации МО Кимовский район не рассматривалась. Ранее указанное структурное подразделение муниципальной администрации именовалось как ..., в котором истец работал. Стаж его работы в органах местного самоуправления исчисляется с Дата обезличена, за это время он занимал должности ..., заместителя главы ... сельской администрации, главы ... поселковой администрации. Таким образом, ссылался истец, большая часть его стажа в органах местного самоуправления была связана с организационной работой и работой с населением. Поэтому он считал, что при освобождении любой должности в отделе ... он вправе на нее претендовать. С предложением найти надлежащее применение своей квалификации и опыту работы он обратился 24.12.2008 г. к председателю квалификационной комиссии, но его обращение осталось без ответа. Также истец ссылался на необоснованное изменение на основании распоряжения администрации МО Кимовский район от 27.02.2010 года №48-р штатного расписания структурных подразделений администрации в части исключения из него должности ... отдела ..., которую до увольнения Дата обезличена занимала ФИО5., и введение новой должности .... Несмотря на наличие поданного ранее заявления, указывает истец, он не был поставлен в известность о возникновении вакансии ... и об изменении должности, что позволило ответчику не рассматривать его заявление, а принять на новую должность ФИО4 которая имеет меньший стаж муниципальной службы и не обладает опытом работы в данном структурном подразделении. Издание ответчиком распоряжения от 27.02.2010 г. №48-р вызывает у истца сомнение, так как оно основано на решениях Собрания представителей МО Кимовский район двухгодичной давности, кроме того, на тот момент мероприятия по оптимизации расходов на содержание аппарата администрации МО Кимовский район, имевшие место в период с 30.10.2009 г. по 20.01.2010 г., и все необходимые сокращения уже произошли. Издание указанного распоряжения, ссылался истец, нарушает его права, определенные в п.2 ст.6 Европейской хартии «О местном самоуправлении», согласно которым условия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы возможно было обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета опыта и компетентности, для этого необходимо обеспечивать соответствующие условия продвижения по службе.
В судебном заседании истец Фролов С.Н. просил иск удовлетворить, полностью поддержав доводы своего искового заявления. Также он пояснил, что с Дата обезличена по настоящее время он работает в должности ... отдела ... администрации МО Кимовский район.
Представитель ответчика администрации МО Кимовский район по доверенности Ларионова Т.В. возразила против иска Фролова С.Н., сославшись на то, что 11.01.2010г. истец обратился с заявлением к главе администрации МО Кимовский район о том, чтобы в случае возникновения вакантной должности ... отдела ... была рассмотрена его кандидатура. В письменном заявлении от 02.02.2010г. истец уточнил название структурного подразделения, указав на отдел .... Данное заявление по мнению представителя ответчика не может расцениваться как заявление о приеме на работу. Согласно ТК РФ и ч.3 ст.16 ФЗ №25 «О муниципальной службе в РФ» при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы. Вместе с тем таковым нельзя признать заявление, на которое ссылается истец, оно не может быть отнесено к заявлению о приеме на работу, поэтому и отказа главы администрации МО Кимовский район в приеме на работу Фролова не было и не могло быть. 02.03.2010г. главой администрации МО Кимовский район Фролову С.Н. был дан письменный ответ на его заявление со ссылкой на отсутствие вакансии и в силу этого невозможность рассмотрения поданного заявления, что не является отказом в приеме на работу. Также она пояснила, что принятие решений об изменении штатного расписания, о численности, составе работников организации, приеме, переводе, увольнении относится к исключительной компетенции работодателя - главы администрации МО Кимовский район. Согласно ч.4 ст.16 Устава МО Кимовский район штатное расписание администрации и ее структурных подразделений, финансируемых из местного бюджета, утверждается главой администрации, который руководит администрацией на принципах единоначалия, утверждает штатное расписание администрации и ее структурных подразделений. Также она ссылалась на правовую позицию Конституционного суда РФ, выраженную в определении от 15 июля 2008г. №412-О-О, согласно которой работодатель, реализуя закрепленные Конституцией РФ права, в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения. Следовательно, полагала представитель, издавая распоряжение об изменении штатного расписания и приеме на работу ... в отдел по ..., глава администрации МО действовал в пределах своих полномочий и компетенции. В целях рационального распределения денежных средств в отдел по правовой работе была введена должность ..., в обязанности которого стало входить разрешение вопросов административной реформы, что повлекло исключение этих обязанностей из должностной инструкции ... отдела ..., поэтому в последний из указанных отделов вместо должности ... была введена должность .... Также 27.02.2010 г. в штатное расписание была введена должность .... Таким образом, с 1.03.2010г. произошли три изменения в штатном расписании. Дата обезличена уволилась по собственному желанию ... ФИО5, после ее увольнения эта должность не сохранялась, так как в отделе была еще одна должность ..., также была введена должность ... этого отдела, на которую Дата обезличена была принята ФИО4 на основании личного заявления на имя главы администрации о приеме ее на работу ... отдела. На момент принятия ФИО4 у нее был необходимый стаж муниципальной службы, высшее образование, в то же время должность ... ниже по статусу муниципального служащего, чем должность ... отдела ..., которую занимает истец. Решение о принятии на должность ... было принято главой администрации. Имеющуюся в отделе должность ... с Дата обезличена занимает ФИО6, которая работает непрерывно, ее должность вакантной не была. Таким образом, полагал представитель, отказа о заключении с истцом трудового договора по должности ... отдела со стороны главы администрации не было, вакансии должности ... в отделе не имелось.
Исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает иск Фролова С.Н. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 2 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает, что муниципальная служба осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора ( контракта ). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя ( работодатель ). Представителем нанимателя ( работодателем ) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя ( работодателя ).
Согласно ст.6 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
На основании ст.16 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу.
В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6.10.2003 г. в редакции от 27.12.2009 г. к вопросам местного значения поселения относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
В силу ст.34 Федерального закона №131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со ст.42 Федерального закона №131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
По данному делу установлено, что на основании личного заявления от 15.01.2010 г. и дополнительного соглашения от Дата обезличена Номер обезличен к трудовому договору от Дата обезличена Номер обезличен истец Фролов С.Н., ранее работавший ... отдела ..., с Дата обезличена переведен на должность муниципальной службы ... отдела .... Претендуя на продвижение по службе, 11.01.2010 г. истец подал заявление на имя главы администрации МО Кимовский район о рассмотрении его кандидатуры в случае возникновения вакантной должности ... отдела ... администрации МО Кимовский район. Указанная должность вакантной не являлась, в связи с чем главой администрации МО Кимовский район Дата обезличена Фролову С.Н. был дан ответ о невозможности рассмотрения его заявления. На основании распоряжения главы администрации МО Кимовский район от 27.02.2010 г. №48-р с 1.03.2010 г. были внесены изменения в штатное расписание структурных подразделений администрации МО Кимовский район, в соответствии с которыми в отделе ... предусмотрены три должности – ..., ..., ..., тогда как по состоянию на 12.01.2010 г. и до 1.03.2010 г. штатное расписание предусматривало помимо должности ... 2 должности .... 27.02.2010 г. с должности ... уволилась ФИО5, а 1.03.2010 г. ... отдела на основании личного заявления была принята ФИО4 Должность ... отдела непрерывно с Дата обезличена. исполняет ФИО6
Изложенные обстоятельства установлены в судебном заседании из пояснений истца Фролова С.Н., представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Ларионовой Т.В., а также подтверждаются письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании: копиями заявлений (л.д.8,9 ), копией уведомления (л.д.10 ), копией распоряжения от 20.01.2010г. №34-рк о переводе истца (л.д.13 ), копией трудового договора и дополнительного соглашения к нему (л.д.16 ), копиями трудовых книжек (л.д.17-27 ), копией личной карточки по учету кадров (л.д.32 ), копией распоряжения от 2.03.2010 г. №54-р об утверждении штатных расписаний (л.д.33-39 ), копией распоряжения от 27.02.2010 г. №48-р о внесении изменений в распоряжение об утверждении штатных расписаний (л.д.40 ), копией штатного расписания на 1.03.2010 г. л.д.41-46), копиями должностных инструкций (л.д.47-53, 78-83 ), копией распоряжения от 29.12.2009 г. №321-р о внесении изменений в штатное расписание (л.д.54 ), копией распоряжения от 30.10.2009 г. №262-р об утверждении штатных расписаний (л.д.55-57 ), копией штатного расписания на 12.01.2010 г. (л.д.58-62 ), справкой (л.д.68 ), копией обращения истца (л.д.75 ), копией распоряжения от 27.02.2010 г. №45-рк об увольнении ... отдела ФИО5 (л.д.84 ), копией заявления об увольнении л.д.85), копией распоряжения от 1.03.2010 г. №47-рк о переводе ФИО4 на должность ... отдела л.д.86), копией заявления ФИО4 о переводе (л.д.87 ).
Анализируя установленные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Статья 2 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает, что муниципальная служба осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В силу ч.3,ч.6 ст.16 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.56 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции.
Согласно ст.57 ТК РФ в трудовом договоре указываются трудовая функция ( работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы ).
Таким образом, содержание и смысл данных норм предполагает, что работник может быть принят только на должность, являющуюся вакантной. Это же следует и из самого заявления истца (л.д.8 ) – рассмотреть его кандидатуру в случае возникновения вакантной должности ... отдела. Вместе с тем исследование в судебном заседании штатных расписаний структурных подразделений администрации МО Кимовский район показало, что должность ... отдела ... администрации МО Кимовский район, на которую претендовал истец, на момент обращения Фролова С.Н. с заявлением от 11.01.2010 г. и позднее вакантной не являлась. Так, на начало 2010 года в штатном расписании администрации МО Кимовский район в отделе ... было предусмотрено 3 должности – ... и 2 ... (л.д.60-61). Указанный отдел был полностью укомплектован кадрами, должности ... занимали работники ФИО6 и ФИО5
В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами, принимать локальные нормативные акты ( за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями )…
В силу ст.6 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.4ст.16 Устава муниципального образования Кимовский район штатное расписание администрации муниципального образования Кимовский район и ее структурных подразделений, финансируемых из местного бюджета, утверждается главой администрации муниципального образования Кимовский район в соответствии с расходами, предусмотренными в местном бюджете на содержание администрации муниципального образования Кимовский район.
Правовой анализ приведенных норм, соответствующих положениям статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ, указывает на то, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения ( подбор, расстановка, увольнение персонала ). Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом работодателя.
В полном соответствии с указанными нормами закона глава администрации МО Кимовский район принял распоряжение от 27.02.2010 г. №48-р о внесении изменений в распоряжение администрации МО Кимовский район от 12.02.2010 г. №38-р «Об утверждении штатных расписаний структурных подразделений администрации МО Кимовский район», изданное на основании решений Собрания представителей МО Кимовский район от 24.07.2008 г. №51-486 «О реестре должностей муниципальной службы в МО Кимовский район» (в редакции от 25.12.2008 г. №61-583), от 24.07.2008г. №51-516 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в МО Кимовский район» ( в редакции от 25.12.2008 г. №61-584, от 25.12.2008 г. №61-604 ). В соответствии с этим распоряжением были внесены изменения в штатные расписания структурных подразделений администрации, в том числе и отдела ..., в котором упразднялась должность ... и была введена должность ..., заработная плата которого ниже, чем у .... Работавшая в должности ... с 2006 г. ФИО6 продолжила свою работу, а ФИО5, также работавшая ..., на основании личного заявления от Дата обезличена уволилась с работы по собственному желанию. На должность ... отдела также на основании личного заявления Дата обезличена была принята в порядке перевода из другой службы администрации ФИО4 Данные действия главы администрации МО Кимовский район по реализации прав работодателя на формирование штата работников, прием и увольнение кадров являются правомерными. Вместе с тем оценка обоснованности проведения организационных и структурных изменений, их экономическая целесообразность не могут являться предметом судебной оценки, поскольку иное означало бы вмешательство во внутреннюю деятельность администрации муниципального образования, что на законе не основано.
При этом суд учитывает, что на должность ... администрации истец не претендовал, вместе с тем Трудовой кодекс РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, в том числе из категории лиц, полагающих свою квалификацию, деловые качества выше других работников администрации.
Указанное не порождает оснований полагать неправомерным распоряжение главы администрации МО Кимовский район об изменении штатного расписания в части исключения из него должности ... и введения должности ..., а также признать необоснованным отказ в заключении с истцом трудового договора и обязать заключить трудовой договор по должности, не являвшейся вакантной, что влечет и несостоятельность исковых требований о взыскании разницы в заработной плате по выполняемой должности и должности ..., на которую он претендовал. В этой связи суд считает не соответствующими действительности и установленным по делу доказательствам доводы истца о том, что его кандидатура на должность ... отдела не рассматривалась во время возникновения вакансии.
Каких-либо данных о дискриминации со стороны работодателя по отношению к истцу при разрешении им вопросов о формировании штата работников администрации истцом не представлено и таковых в судебном заседании не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Фролову С.Н. в иске к администрации муниципального образования Кимовский район о признании отказа в заключении трудового договора необоснованным, обязании заключить трудовой договор, взыскании разницы в заработной плате, отмене распоряжения об изменении штатного расписания, признании отказа в заключении трудового договора необоснованным и обязании заключить трудовой договор отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Кимовский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий: