Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2010 года г.Кимовск
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Сысоевой В.В.,
при секретаре Гусевой В.П.,
с участием
истца Фролова С.Н.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Ларионовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-346/2010 г. по иску Фролова С.Н. к администрации муниципального образования Кимовский район о признании перевода незаконным, отмене распоряжения о переводе, взыскании заработной платы за время вынужденного исполнения обязанностей по другой должности,
установил:
Фролов С.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования ( далее МО ) Кимовский район Тульской области и просит признать незаконным его перевод с должности ведущего специалиста отдела ЗАГС на должность специалиста 1 категории отдела ЗАГС, отмене распоряжения главы администрации МО Кимовский район от Дата обезличена Номер обезличен «О переводе Фролова С.Н.», взыскании с администрации МО Кимовский район разницы в заработной плате за время вынужденного исполнения обязанностей по должности специалиста 1 категории. В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Дата обезличена он был ознакомлен с предупреждением об увольнении в связи с сокращением штата, Дата обезличена его ознакомили с распоряжением администрации МО Кимовский район от Дата обезличена Номер обезличен «О переводе Фролова С.Н.». Предупреждение об увольнении в связи с сокращением штата, указывает истец, основано на распоряжении администрации муниципального образования от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении штатных расписаний структурных подразделений администрации муниципального образования Кимовский район». В преамбуле этого распоряжения указано, что оно принято согласно плану по оптимизации расходов бюджета муниципального образования Кимовский район. При этом, полагает истец, его опыт и компетентность подвергаются сомнению, так как при понижении его в должности был увеличен объем служебных обязанностей. Считая понижение в должности в связи со снижением расходов на содержание аппарата администрации противоречащим Европейской Хартии о местном самоуправлении, истец полагает нарушенным его право на условия оплаты, основанные на принципах учета опыта и компетентности. Истец ссылается на отсутствие связи между процедурой оптимизации расходов бюджета и последовавшим понижением его в должности.
В судебном заседании истец Фролов С.Н. исковые требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО Кимовский район по доверенности Ларионова Т.В. возражала против иска Фролова С.Н., сославшись на то, что в связи с проведением в 2009 г. антикризисных мероприятий распоряжением администрации МО Кимовский район от Дата обезличена. Номер обезличен «О плане мероприятий по оптимизации расходов бюджета МО Кимовский район, оптимизации структуры и численности органов местного самоуправления МО Кимовский район» в целях сокращения расходов местного бюджета на содержание муниципальных служащих перед администрацией муниципального образования стояла задача сокращения численности штата и принятия других возможных мер по экономии денежных средств. Решением Собрания представителей МО Кимовский район от Дата обезличена в редакции от Дата обезличена была утверждена новая структура администрации муниципального образования, которая была введена в действие постановлением главы администрации муниципального образования от Дата обезличена с изменениями от Дата обезличена Также главой администрации было издано распоряжение от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении штатных расписаний структурных подразделений администрации МО Кимовский район», которое с учетом последующих дополнений вступало в силу Дата обезличена., о чем были уведомлены все служащие, которых затрагивали данные изменения. В отделе ЗАГС, пояснила представитель ответчика, регистрация актов гражданского состояния является государственным полномочием Тульской области, которое в соответствии с ФЗ «О регистрации актов гражданского состояния» передано на исполнение органам местного самоуправления МО Кимовский район. Финансирование органов ЗАГС, в том числе оплата труда осуществляется из бюджета Тульской области. Представитель пояснила, что истец занимал должность ведущего специалиста этого отдела, тогда как бюджет Тульской области производил финансирование расходов на эту должность из расчета оплаты специалиста 1 категории, разницу же между зарплатой ведущего специалиста и специалиста 1 категории Фролову С.Н. выплачивали из бюджета МО Кимовский район. В финансовой ситуации, сложившейся в районе в 2009 г., выплачивать эту разницу стало затруднительно, потому штатное расписание отдела ЗАГС было также изменено - вместо должности ведущего специалиста с Дата обезличена была введена должность специалиста 1 категории отдела ЗАГС. Для проведения мероприятий по сокращению численности штата была создана комиссия по осуществлению процедуры подготовки списка сотрудников администрации муниципального образования Кимовский район, подлежащих увольнению по сокращению штата работников организации. С Дата обезличена в соответствии со ст.ст.81,180 ТК РФ началось проведение процедуры сокращения штатов, Дата обезличена работники, которые занимали упраздняемые должности, были предупреждены о сокращении их должностей и о возможном увольнении по сокращению численности штата организации по п.2 ст.81 ТК РФ, одновременно им предлагались вакантные должности. Поскольку эта ситуация затрагивала и Фролова С.Н., ему также было выдано соответствующее уведомление, Дата обезличена ему была предложена вакантная должность специалиста 1 категории отдела ЗАГС, также Дата обезличена ему были предложены все другие имеющиеся вакансии. Дата обезличена Фролов С.Н. дал согласие на должность специалиста 1 категории отдела ЗАГС, он подал письменное заявление о переводе, было разработано дополнительное соглашение к трудовому договору, в связи с чем и было издано оспариваемое распоряжение. Также представитель ссылалась на то, что Фролов С.Н. неоднократно обращался в Государственную инспекцию труда в Тульской области, в администрации муниципального образования была проведена проверка соблюдения законодательства РФ о труде, нарушений выявлено не было. Кроме того, отсутствие нарушений трудовых прав истца при проведении мероприятий по сокращению численности и штата работников администрации установлено вступившим в законную силу решением Кимовского городского суда от Дата обезличена
Исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает иск Фролова С.Н. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством ( включая законодательство об охране труда ), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
… нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.3ст.81, ст.180 ТК РФ увольнение в случае сокращения численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором ( в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ ). О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Статья 2 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает, что муниципальная служба осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора ( контракта ). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя ( работодатель ). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя ( работодателя ).
Согласно ст.6 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
На основании ст.16 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет … заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу.
В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6.10.2003 г. в редакции от 27.12.2009 г. к вопросам местного значения поселения относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.
В силу ст.34 Федерального закона №131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со ст.42 Федерального закона №131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
По данному делу установлено, что на основании трудового договора от Дата обезличена Номер обезличен истец Фролов С.Н. был переведен в администрацию муниципального образования Кимовский район на муниципальную должность муниципальной службы категории «В» ведущего специалиста отдела ЗАГС. В соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Кимовский район от 30.10.2009 г. №2490 «О введении в действие структуры администрации муниципального образования Кимовский район» распоряжением администрации муниципального образования Кимовский район от Дата обезличена. Номер обезличен «Об утверждении штатных расписаний структурных подразделений администрации муниципального образования Кимовский район» в связи с сокращением занимаемой истцом должности Дата обезличена и Дата обезличена ему были вручены письменные уведомления о сокращении этой должности и предложении сначала должности специалиста 1 категории отдела ЗАГС, а затем ряда вакантных должностей, которые предполагалось ввести с Дата обезличена Дата обезличена истец подал заявление на имя главы администрации МО Кимовский район о переводе его с Дата обезличена на должность муниципальной службы специалиста 1 категории отдела ЗАГС. На основании этого заявления было заключено дополнительное соглашение от Дата обезличена Номер обезличен к трудовому договору от Дата обезличена Номер обезличен, а также издано распоряжение главы администрации муниципального образования Кимовский район от Дата обезличена Номер обезличен о переводе истца Фролова С.Н. на должность муниципальной службы специалиста 1 категории отдела ЗАГС, в которой истец работает по настоящее время.
Изложенные обстоятельства установлены в судебном заседании из пояснений истца Фролова С.Н., представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Ларионовой Т.В., а также подтверждаются письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании: копией предупреждения об увольнении (л.д.13 ), копией распоряжения от Дата обезличена Номер обезличен о переводе (л.д.14 ), копией справки с места работы (л.д.15 ), копией трудового договора и дополнительных соглашений к нему (л.д.28-34 ), копией акта проверки соблюдения трудового законодательства (л.д.35-40 ), копией уведомления о предложении вакантных должностей от Дата обезличена (л.д.42 ), копией уведомления о предложении вакантной должности от Дата обезличена (л.д.44 ), копией заявления истца о переводе (л.д.45 ), копией трудовой книжки истца (л.д.47-52 ), копией постановления главы администрации МО Кимовский район от Дата обезличена Номер обезличен «О введении в действие структуры администрации МО Кимовский район» (л.д.53-54 ), копией постановления о внесении изменений в вышеуказанное постановление (л.д.55 ), копией распоряжения от Дата обезличена Номер обезличенр (л.д.56 ), копией распоряжения об утверждении штатных расписаний от Дата обезличена Номер обезличен и копией приложений к нему (л.д.57-67 ), копией решения суда (л.д.68 ), копией кассационного определения (л.д.86-87 ).
Анализируя установленные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.4ст.16 Устава муниципального образования Кимовский район штатное расписание администрации муниципального образования Кимовский район и ее структурных подразделений, финансируемых из местного бюджета, утверждается главой администрации муниципального образования Кимовский район в соответствии с расходами, предусмотренными в местном бюджете на содержание администрации муниципального образования Кимовский район. Реализуя указанные полномочия в полном соответствии с требованиями ст.5 ТК РФ, ст.6 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», основываясь на постановлении администрации МО Кимовский район от Дата обезличена Номер обезличен «О введении в действие структуры администрации МО Кимовский район» и во исполнение распоряжения администрации МО Кимовский район от Дата обезличена Номер обезличен «О плане мероприятий по оптимизации расходов бюджета муниципального образования Кимовский район, оптимизации структуры и численности органов местного самоуправления муниципального образования Кимовский район» с Дата обезличена (в последующей редакции – с Дата обезличена.) был упразднен ряд должностей в структурных подразделениях администрации, в том числе должность ведущего специалиста отдела ЗАГС. В свою очередь была введена должность специалиста 1 категории отдела ЗАГС.
Данные действия главы администрации МО Кимовский район по реализации прав работодателя на формирование штата работников, прием и увольнение кадров являются правомерными. Вместе с тем оценка обоснованности проведения организационных и структурных изменений, их экономическая целесообразность не могут являться предметом судебной оценки, поскольку иное означало бы вмешательство во внутреннюю деятельность администрации муниципального образования, что на законе не основано.
В судебном заседании не установлено нарушений работодателем трудовых прав истца при проведении мероприятий по изменению структуры муниципальной администрации, приведших к сокращению численности штата, что подтверждается также вступившим в законную силу решением Кимовского городского суда от Дата обезличена по гражданскому делу по иску Фролова С.Н. к администрации МО Кимовский район о признании отказа в заключении трудового договора необоснованным и обязании заключить трудовой договор. Об этом же свидетельствуют выводы государственной инспекции труда в Тульской области. Вместе с тем суд учитывает, что Дата обезличена истец согласился на перевод на должность специалиста 1 категории отдела ЗАГС, на которую претендовали и другие лица. В связи с этим на основании добровольного волеизъявления истца с ним было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому главой администрации было издано распоряжение от Дата обезличена Номер обезличен о переводе истца с Дата обезличена на указанную должность. Это также соответствует требованиям законодательства о муниципальной службе. Так, в соответствии со ст.2 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора ( контракта ). В силу ч.3,ч.6 ст.16 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы … Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, установленные по делу доказательства в их совокупности не дают оснований полагать неправомерным перевод истца на другую должность, который наряду с объективными обстоятельствами, связанными с мероприятиями по сокращению численности и штата работников муниципальной администрации и невозможностью сохранения прежней должности, был обусловлен личным волеизъявлением истца занять предложенную вакантную должность. Указанное влечет и несостоятельность исковых требований о взыскании разницы в заработной плате по выполняемой должности и должности ведущего специалиста ЗАГС, которая с Дата обезличена упразднена.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Фролову С.Н. в иске к администрации муниципального образования Кимовский район о признании перевода незаконным, отмене распоряжения о переводе, взыскании заработной платы за время вынужденного исполнения обязанностей по другой должности отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Кимовский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий: