РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2010 года город Кимовск
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Сысоевой В.В.,
при секретаре Чичиной Е.А.,
с участием
представителя истца по доверенности Гаврикова В.А.,
представителя ответчика МУЗ «Кимовская ЦРБ» по доверенности Кораблиновой С.В.,
представителя 3-лица Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования по доверенности Шишкиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-514 по иску Деркачевой Л.Н. к муниципальному учреждению здравоохранения «Кимовская центральная районная больница» о взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
Деркачева Л.Н. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению здравоохранения «Кимовская центральная районная больница» ( далее МУЗ «Кимовская ЦРБ») о взыскании заработной платы.
В обоснование заявленных требований истица указала на то, что она работала в должности заведующей ... медпунктом в МУЗ «Кимовская ЦРБ», откуда уволилась Дата обезличена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию. Однако до настоящего времени выплата расчетных сумм ей не произведена, задолженность по их выплате составляет: начисленные в 2007 году командировочные на субвенцию за 6 рабочих дней в сумме ... руб., отпускные на субвенцию за 18 календарных дней в сумме ... руб., всего на общую сумму ... руб. На основании изложенного Деркачева Л.Н. просит взыскать с МУЗ «Кимовская ЦРБ»» в ее пользу заработную плату в сумме ... рублей ... копейки, а также судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме ... рублей.
Определениями Кимовского городского суда Тульской области от 16.07.2010г., 9.08.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Тульской области, а Департамент здравоохранения по Тульской области, Федеральный и Тульский территориальный Фонды обязательного медицинского страхования в качестве 3-лиц на стороне ответчика.
В судебное заседание истец Деркачева Л.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, доверив представлять свои интересы адвокату Гаврикову В.А.
Представитель истца Гавриков В.А. полностью поддержал заявленные исковые требования своей доверительницы и настаивал на их удовлетворении по мотивам, изложенным в заявлении в суд. Также он пояснил, что Деркачева Л.Н. пыталась разрешить спорные правоотношения в досудебном порядке. После увольнения Дата обезличена и невыплаты ей требуемых денежных сумм она обратилась с жалобой в прокуратуру, после чего Кимовский межрайпрокурор обратился в ее интересах к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с МУЗ «Кимовская ЦРБ» начисленной, но не выплаченной заработной платы. Дата обезличена данные требования были удовлетворены, и.о. мирового судьи судебного участка №22 Кимовского района был выдан судебный приказ о взыскании в пользу Деркачевой Л.Н. с должника МУЗ «Кимовская ЦРБ» задолженности по командировочным выплатам на субвенцию и отпускного пособия на субвенцию за 2007 г. в размере ... рублей ... копейки, а также государственной пошлины в сумме ... рублей. Вместе с тем Дата обезличена г. данный судебный приказ из-за возражений должника относительно его исполнения был отменен. В то же время, полагал представитель истца, ответчик не отказывал в выплате спорных денежных сумм, ссылаясь на отсутствие финансирования этих нужд. Более того, он предпринимал меры по изысканию такой возможности, периодически направляя обращения в финансовое управление администрации муниципального образования Кимовский район, то есть совершал действия о признании долга, что не свидетельствует о пропуске истицей срока исковой давности для обращения в суд.
Представитель ответчика МУЗ «Кимовская ЦРБ» по доверенности Кораблинова С.В. в удовлетворении заявленного Деркачевой Л.Н. иска просила отказать по мотиву пропуска ею срока на обращение в суд, сославшись на положения ч. 1 ст. 392 ТК РФ, согласно которым работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом указала, что поскольку денежные выплаты, не включенные в расчет среднего заработка, производились на основании финансирования, регулируемого ст.47 ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» №238-ФЗ от 19.12.2006 года, Постановлением Правительства от 30.12.2006 года №863, Постановлением администрации Тульской области от 10.07.2007 года №338 и дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенным с Деркачевой Л.Н. со сроком действия до 01.01.2008 года, трудовой договор и дополнительное соглашение носили срочный характер, но со дня увольнения Дата обезличена истица в комиссию по трудовым спорам МУЗ «Кимовская ЦРБ» не обращалась, подав заявление в суд только 22.06.2010 года, она пропустила установленный законом срок для обращения в суд. Кроме того, полагала Кораблинова С.В., МУЗ «Кимовская ЦРБ» не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством выплата надбавки стимулирующего характера в рамках национального проекта в сфере здравоохранения медицинским работникам производится за счет средств федерального бюджета, которые ответчику не перечислялись и данные выплаты в расчет среднего заработка работников «МУЗ Кимовская ЦРБ» не включались. Также пояснила, что МУЗ «Кимовская ЦРБ» является некоммерческой организацией, финансируемой из средств муниципального бюджета, в силу чего финансовой возможностью для выплаты истице заявленной к взысканию денежной суммы не располагает. Начисление спорных денежных сумм истице не производилось, они лишь были исчислены в записке-расчете, вместе с тем в расчетной и платежной ведомости, как и в талоне о начислении заработной платы они не предусматривались. При этом работодатель исходил из того, что Постановление №863 от 30.12.2006 г. не предусматривало учета денежных выплат за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи при исчислении средней заработной платы для оплаты отпусков и других периодов, когда за работником сохраняется средняя заработная плата. В то же время в дальнейшем было установлено, что при определении размера субсидий учитываются средства для предоставления медицинским работникам гарантий, установленных ст.139 ТК РФ, что было предусмотрено Правилами предоставления в 2008 и 2009 г.г. субсидий из федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 г. №871, что неукоснительно исполняется с 2008 г. по настоящее время.
Надлежаще извещенный о судебном разбирательстве представитель соответчика Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Тульской области по доверенности Дементьева О.Н. в суд не явилась. В предыдущем судебном заседании по делу она возражала против иска, представив письменные возражения, из которых усматривается, что Министерство финансов РФ и УФК по Тульской области не принимают никакого участия в процессе установления права конкретных граждан на получение выплат, связанных с выполнением государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи и определения ее размера, реализация которого осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12..2006 г. №825, Правилами предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам на финансирование этих мероприятий учреждениями здравоохранения муниципальных образований. Российская Федерация приняла на себя обязательства по финансовому обеспечению государственного задания на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь дополнительной медицинской помощи только в пределах сумм, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. МУЗ «Кимовская ЦРБ» является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств городского ( местного) бюджета и средств внебюджетного фонда ( Тульского территориального Фонда обязательного медицинского страхования, далее ТТФОМС). Орган местного самоуправления ( городская казна - Финансовое управление) утверждает смету расходов и определяет задания по предоставлению медицинских услуг. Следовательно, финансирование выплат, которые не предусмотрены федеральным бюджетом, являет расходным обязательством органа местного самоуправления. Помимо этого из возражений следует, что в соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Как определено ст.139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. В соответствии со ст.114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы ( должности) и среднего заработка, а соответствии со ст.118 ТК РФ отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Истица состоит в трудовых отношениях с МУЗ «Кимовская ЦРБ». Трудовым кодексом РФ установлено, что в период ежегодно оплачиваемого отпуска ( основного и дополнительного) работнику выплачивается средняя заработная плата, в заработную плату работника, помимо вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы также входят и иные доплаты и надбавки, в том числе стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. С истицей были заключены дополнительные соглашения к трудовому договору об увеличении выполняемого объёма работ, а соответственно и увеличении заработной платы. Дополнительные выплаты стимулирующего характера к заработной плате относятся к заработной плате работника, поскольку выполняются им в рамках трудовых отношений с работодателем и в пределах установленной ему нормальной продолжительности рабочего времени, и данные выплаты необходимо учитывать во всех случаях при определении размера средней заработной платы, также и при оплате истцу среднего заработка за период отпуска ( как основного, так и дополнительного). МУЗ «Кимовская ЦРБ» являлся для истицы работодателем, а согласно Трудовому кодексу РФ обязанность по выплате заработной платы работнику возлагается на работодателя. Истица не состоит с Министерством финансов РФ и УФК по Тульской области в трудовых отношениях и, следовательно, Министерство финансов РФ и УФК по Тульской области не обязаны выплачивать ей заработную плату. Кроме того, Министерство финансов РФ в течение 2007 года выполнило возложенные на него обязательства полностью. Истицей не оспариваются положения Закона о федеральном бюджете на 2007 год в части размера средств, предусмотренных на компенсацию предоставленных дополнительных выплат, связанных с выполнением государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи. В связи с этим Министерство финансов РФ не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, поэтому в иске должно быть отказано.
Представитель 3-лица Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования по доверенности Шишкина Е.Н. в судебном заседании заявленные истицей требования не признала. Она сослалась на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 863 «О порядке предоставления в 2007 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения денежные выплаты названной категории медицинских работников осуществлялись в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на 2007 год Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию на указанные цели. Порядок и условия предоставления в 2007 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат названной категории медицинских работников определен Правилами предоставления в 2007 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов ( заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) и врачам, фельдшерам ( акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 863. Согласно пунктам 4, 6 Правил субсидии перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Субъект Российской Федерации в порядке, определяемом принятыми им нормативными правовыми актами, предоставляет местным бюджетам средства на финансовое обеспечение переданных им муниципальным образованиям полномочий по осуществлению денежных выплат медицинским работникам. В соответствии с п.9 Правил ответственность за своевременность, полноту и целевое использование субсидий несет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. Контроль за целевым использованием субсидий возложен на Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора ( п. 10 Правил). С учетом этого, полагала представитель третьего лица, территориальные фонды обязательного медицинского страхования не наделены полномочиями по осуществлению денежных выплат вышеуказанной категории медицинских работников и привлечение Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования к участию по заявленным требованиям является необоснованным. Также она поддержала доводы представителя ответчика о пропуске истицей срока для обращения в суд.
Будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного разбирательства 3-лицо Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в лице представителя по доверенности Пустовалова А.Н. просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив отзыв на исковое заявление, в котором выразил позицию, аналогичную доводам представителя Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования. Также в отзыве сделана ссылка на ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой выплата в полном размере причитающейся работнику заработной платы в сроки, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, отнесена к основной обязанности работодателя. Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Надлежаще извещенное о месте и времени проведения судебного разбирательства 3-лицо Департамент здравоохранения по Тульской области своего представителя в суд не направил, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и сообщив о том, что спорные денежные суммы являются частью заработной платы, выплата которой производится за счет средств работодателя.
Надлежаще извещенное о судебном разбирательстве финансовое управление администрации муниципального образования Кимовский район своего представителя в суд не направило, отношения к иску не выразило.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца Гаврикова В.А., представителя ответчика МУЗ «Кимовская ЦРБ» по доверенности Кораблиновой С.В., представителя 3-лица Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования по доверенности Шишкиной Е.Н., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истица Деркачева Л.Н. работала в МУЗ «Кимовская ЦРБ» в должности заведующей ... медпунктом с Дата обезличена по Дата обезличена, что подтверждается копиями приказов о приеме на работу и увольнении, копией трудовой книжки на имя Деркачевой Л.Н., справками МУЗ «Кимовская ЦРБ» (л.д.28,29, 57-60). На основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена п.17 ей был предоставлен дополнительный льготный отпуск за 2007 г. с Дата обезличена по Дата обезличена продолжительностью 7 календарных дней. Согласно приказу Номер обезличен от Дата обезличена п.13 ей был предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с Дата обезличена по Дата обезличена на 17 календарных дней за период работы с Дата обезличена по Дата обезличена. На основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена. п.8 Деркачевой Л.Н. предоставлен 1 день Дата обезличена в счет ежегодного основного оплачиваемого отпуска за период с Дата обезличена по Дата обезличена. (л.д.31). В период с Дата обезличена по Дата обезличена. Деркачева Л.Н. на основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена находилась в командировке по тематическому усовершенствованию в г.Туле (л.д.30). Дата обезличена. между МУП «Кимовская ЦРБ» и Деркачевой Л.Н. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору (л.д.98) об увеличении объема работы, выполняемой средним медицинским персоналом фельдшерско-акушерских пунктов. Срок действия соглашения установлен с Дата обезличена по Дата обезличена Оно предполагало обязанность работодателя ежемесячно выплачивать Деркачевой Л.Н. надбавку к заработной плате стимулирующего характера в размере ... рублей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. №863. Также соглашением предусмотрено, что его действие прекращается в связи с истечением срока, на который оно заключено, в связи с прекращением трудового договора с работником или по соглашению сторон. Обязательства по выплате Деркачевой Л.Н. указанной надбавки ответчиком выполнены. Вместе с тем эта надбавка не учитывалась в 2007 г. в среднем заработке истицы при оплате командировочных ( 6 рабочих дней), а также отпускных ( 18 календарных дней) (л.д.13).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 863 «О порядке предоставления в 2007 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов ( заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) и врачам, фельдшерам ( акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения ( а при их отсутствии на территории муниципального образования – учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации)» и утвержденными этим постановлением Правилами предоставления в 2007 году субсидий … предусмотрено, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, определяющие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по денежным выплатам медицинским работникам. Размер субсидий определяется в пределах средств, предусмотренных приложением №26 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 год", из расчета 5 тыс. рублей в месяц для врача, 3,5 тыс. рублей в месяц для фельдшера ( акушерки) и 2,5 тыс. рублей в месяц для медицинской сестры. При определении размера субсидий учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Субсидии перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Субсидии предоставляются: в I квартале 2007 г. в размере бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на I квартал 2007 г. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил; со II квартала 2007 г. путем частичной компенсации кассовых расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на основании отчетов уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о произведенных расходах бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинским работникам и в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил. Субъект Российской Федерации в порядке, определяемом принятыми им нормативными правовыми актами, предоставляет местным бюджетам средства на финансовое обеспечение переданных им муниципальным образованиям полномочий по осуществлению денежных выплат медицинским работникам. Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию отчетность о кассовых расходах бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинским работникам за счет субсидий в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ответственность за своевременность, полноту и целевое использование субсидий несет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Контроль за целевым использованием субсидий возлагается на Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора в соответствии с установленными полномочиями.
В соответствии с приложением №26 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 год» о распределении субсидий бюджетам субъектов РФ на денежные выплаты медицинскому персоналу Тульской области выделено 73736,9 тыс.руб.
Администрацией Тульской области 10 июля 2007 г. было принято постановление №338, которым утверждены размеры, условия и порядок осуществления вышеупомянутых выплат, а также утвержден Порядок предоставления в 2007 году бюджетам муниципальных районов и городских округов Тульской области субвенций из бюджета Тульской области на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения ( а при их отсутствии на территории муниципального образования – государственных учреждений здравоохранения и подразделений скорой медицинской помощи государственных учреждений здравоохранения) за счет средств федерального бюджета.
Выплаты, на взыскании которых настаивает истица, были предусмотрены данными нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации с 1 января 2007 года в размере ... рублей в месяц для фельдшера ( акушерки), включая должности старших.
Департамент здравоохранения Тульской области был определен уполномоченным органом, ответственным за полноту, своевременность и целевое использование средств, выделяемых на осуществление указанных денежных выплат медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения, и за предоставление в установленном порядке отчетности о целевом использовании субсидий, выделяемых из средств федерального бюджета. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области было рекомендовано в срок до 1 сентября 2007 года определить уполномоченные органы, ответственные за полноту, своевременность и целевое использование субвенций, выделяемых из бюджета Тульской области на осуществление денежных выплат медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения.
Согласно Порядку предоставления субвенций из бюджета Тульской области на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов ( приложение №1 к Постановлению администрации Тульской области от 10.07.2007 г. №338) объем субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Тульской области, определяется исходя из установленного размера денежных выплат и фактической численности медицинского персонала, имеющего право на указанные выплаты, в пределах средств, предусмотренных Законом Тульской области "О бюджете Тульской области на 2007 год" на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка. При определении размера субвенций учитываются отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области, государственные учреждения здравоохранения Тульской области представляют в департамент здравоохранения Тульской области в срок до 20 числа месяца, за который будут производиться денежные выплаты медицинским работникам, заявки на выделение денежных средств из бюджета Тульской области. Департамент здравоохранения Тульской области в срок до 25 числа месяца, за который будут производиться выплаты, представляет в департамент финансов Тульской области заявку на выделение средств на денежные выплаты медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения, муниципальных районов и городских округов Тульской области. Департамент финансов Тульской области в срок до 27 числа месяца, за который будут производиться денежные выплаты, перечисляет денежные средства государственным учреждениям здравоохранения, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области на указанные цели на основании заявки департамента здравоохранения Тульской области. Контроль за целевым использованием субвенций осуществляют департамент здравоохранения Тульской области и департамент финансов Тульской области.
В соответствии с Порядком осуществления в 2007 году денежных выплат из бюджета Тульской области медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения ( а при их отсутствии на территории муниципального образования - государственных учреждений здравоохранения и подразделений скорой медицинской помощи государственных учреждений здравоохранения) за счет средств федерального бюджета ( приложение №2 к Постановлению администрации Тульской области от 10.07.2007 г. №338) денежные выплаты медицинским работникам осуществляются ежемесячно по основной занимаемой должности за фактически отработанное время. С медицинскими работниками оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее выполнение обязанностей указанными категориями медицинских работников по повышению качества оказываемой медицинской помощи с дополнительной оплатой. В целях осуществления контроля результатов оказания медицинской помощи уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов могут применяться следующие приоритеты и критерии качества:
а) для медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов ( заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе патронажным медицинским сестрам):
показатели здоровья населения, в том числе детей ( уровень заболеваемости, показатель материнской и младенческой смертности, показатель смертности населения на дому при сердечно-сосудистых заболеваниях, при туберкулезе, при сахарном диабете);
охват диспансерным наблюдением, показатель охвата флюорографией;
вакцинопрофилактика;
профилактическая помощь и др.;
диспансерное наблюдение беременных, в том числе женщин "групп риска", в целях предупреждения и раннего выявления осложнений беременности, родов и послеродового периода;
физическая и психопрофилактическая подготовка беременных к родам, в том числе подготовка семьи к рождению ребенка;
патронаж беременных и родильниц;
консультирование и оказание услуг по вопросам охраны репродуктивного здоровья, применение современных методов профилактики абортов согласно установленным стандартам и подготовки к беременности и родам и др.
Указанные положения в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 16.05.2008 г. №269 утратили силу с 1.01.2008 г.
Таким образом, в 2007 г. дополнительная денежная выплата медицинским работникам за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи была предусмотрена в твердо фиксированном размере, вследствие чего она не могла учитываться при исчислении средней заработной платы с учетом гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год», постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. №863 ( в соответствии с которыми был предусмотрен и Законом Тульской области "О бюджете Тульской области на 2007 год").
При этом указанные нормативные акты не было предусматривали финансирования дополнительных расходов муниципальных учреждений здравоохранения, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников, в отличие от последующего законодательства.
Таким образом, в 2007 г. в составе субвенций не были предусмотрены средства на возмещение расходов по выплате среднего заработка в соответствии со ст.ст.114,139,167,187 ТК РФ, как это было учтено в дальнейшем ( Постановления Правительства РФ от 15.12.2007 г. №871, от 31.12.2008 г. №1088), что не позволяло работодателю включать выплачиваемые за счет субвенций денежные суммы за оказание дополнительной медицинской помощи в средний заработок для исчисления оплаты отпускных, командировочных. С 1.01.2008 г. действие этих норм было прекращено.
Вместе с тем суд учитывает и доводы представителя ответчика МУЗ «Кимовская ЦРБ» Кораблиновой С.В., поддержанные представителем 3-го лица Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования по доверенности Шишкиной Е.Н., о пропуске Деркачевой Л.Н. установленного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока для обращения в суд с требованиями о взыскании суммы недоплаты командировочных и отпускных, на что указано в письменном заявлении представителя ответчика.
Проверяя обоснованность данных доводов ответчика, суд установил, что с требованиями о взыскании суммы недоплаты в 2007 году командировочных и отпускных выплат Деркачева Л.Н., уволенная Дата обезличена., обратилась в суд 22.06.2010 г.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Из установленных по делу доказательств усматривается, что о недоплате работодателем Деркачевой Л.Н. ... руб. ... коп., в том числе ... руб. ... коп. за 6 рабочих дней при оплате командировочных и ... руб. ... коп. за 18 календарных дней при оплате отпускных, имевшей место из-за невключения в средний заработок ежемесячно получаемого за счет субвенции вознаграждения за оказание дополнительной медицинской помощи в сумме ... рублей, истица узнала в 2007 г. Данный факт был для нее очевиден и на Дата обезличена., когда было произведено ее увольнение по собственному желанию. Полагая свои права нарушенными, Деркачева Л.Н. обратилась за их защитой к Кимовскому межрайпрокурору, который подал заявление мировому судье в интересах взыскателя Деркачевой Л.Н. о взыскании с должника МУЗ «Кимовская ЦРБ» в ее пользу указанной суммы задолженности по заработной плате в размере ... руб. ... коп. Дата обезличена требования прокурора были удовлетворены (л.д.11), вместе с тем определением мирового судьи от Дата обезличена г. (л.д.10) судебный приказ от Дата обезличена г. был отменен из-за поступивших от должника возражений относительно исполнения судебного приказа, о чем Деркачева Л.Н. была извещена. Указанным определением, копия которого была выслана Деркачевой Л.Н. судом, ей было разъяснено, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства с соблюдением требований ст.ст.131, 132 ГПК РФ. В то же время до Дата обезличена г., то есть на протяжении более двух лет с момента, когда Деркачевой Л.Н. стало известно о нарушении своего права, она не предпринимала мер по восстановлению нарушенного права.
Доказательств уважительности пропуска установленного ст.392 ТК РФ 3-х месячного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора стороной истца не представлено.
Доводы представителя истицы о том, что Деркачева Л.Н. неоднократно обращалась по вопросу выплаты задолженности к работодателю, который ссылался на отсутствие финансирования этих нужд, не могут быть отнесены судом к числу уважительных причин пропуска срока обращения в суд с данными требованиями, поскольку в соответствии со ст.382 ТК РФ органами, наделенными правом рассматривать индивидуальные трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам и суды. В то же время в указанную комиссию, созданную в МУЗ «Кимовская ЦРБ», Деркачева Л.Н. не обращалась, что подтверждено в судебном заседании представителем ответчика Кораблиновой С.В. Таким образом, Деркачева Л.Н., будучи надлежаще извещенной мировым судьей о необходимости обращения в суд с иском о взыскании спорных денежных сумм в период с Дата обезличена ( дата отмены судебного приказа) до Дата обезличена с таким иском в суд не обращалась, хотя ничто не препятствовало этому.
Разрешая вопрос о возможности применения к возникшему спору последствий пропуска срока исковой давности, суд также принимает во внимание, что возникшие между сторонами спорные правоотношения нельзя отнести к числу длящихся.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, сформулированной им в п.56 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Как установлено в судебном заседании стимулирующая надбавка к заработной плате за выполнение Деркачевой Л.Н. в 2007 году государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи населению в расчет среднего заработка при оплате командировки и отпуска в 2007 г. и впоследствии включена не была, то есть не начислялась. Она не предусматривалась расчетными, платежными ведомостями, талоном о начисленной заработной плате. Также суд учитывает, что обязательства работодателя, вытекающие из дополнительного соглашения к трудовому договору (л.д.98), распространялись на период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., и в дальнейшем этот срок не продлялся. Более того, Дата обезличена истек срок самого трудового договора с истицей в связи с ее увольнением по собственному желанию.
При таких обстоятельствах суд считает, что нарушенное право истицы защите не подлежит, а потому ходатайство представителя ответчика об отказе Деркачевой Л.Н. в иске по мотиву пропуска срока давности для обращения в суд должно быть удовлетворено, что дает основания для отказа в иске.
Вместе с тем суд считает необоснованными утверждения стороны ответчика о неправильном определении субъектного состава лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, полагая правомерным предъявление иска к МУЗ «Кимовская ЦРБ» как к работодателю, на которого возложена обязанность по выплате заработной платы работнику, а также к Министерству финансов РФ, так как финансирование спорных денежных средств производилось за счет федерального бюджета.
Поскольку решение суда не может состояться в пользу Деркачевой Л.Н., в соответствии с ч.1ст.98 ГПК РФ не подлежат удовлетворению и ее требования о взыскании судебных расходов в связи с оплатой услуг представителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Деркачевой Л.Н. к МУЗ «Кимовская ЦРБ» о взыскании заработной платы отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Кимовский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: