Решение от 13.10.2010 по иску Чернышова А.В. к АМО Кимовский район, АМО Кораблинское Кимовского района о признании права собственности на домовладение и земельную долю в порядке наследования



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2010 годаг.Кимовск Тульской области

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Останиной Е.А.

при секретаре Юдиной С.В.,

с участием истца Чернышова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело №2-690/10 по иску Чернышова А.В. к администрации муниципального образования Кимовский район, администрации муниципального образования Кораблинское Кимовского района о признании права собственности на домовладение и земельную долю в порядке наследования,

у с т а н о в и л :

Чернышов А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил признать за ним право собственности на домовладение №, инвентарный №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное в <адрес>; признать за ним право собственности на земельную долю с оценкой <данные изъяты> баллогектаров, кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> га.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 купила у ФИО6 жилой дом размером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, для проживания семьи. В процессе эксплуатации дома были возведены пристройки и сараи. Данное недвижимое имущество находилось в собственности родителей и перешло к нему ( истцу) по наследству после смерти ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ. Общая площадь дома <данные изъяты> кв.м, жилая площадь <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было выдано свидетельство на право собственности на земельную долю с оценкой <данные изъяты> баллогектаров, кадастровый №, общей площадью <данные изъяты> га. После смерти матери он ( истец) пользовался жилым домом открыто, производил текущий ремонт строения. Он является единственным наследником имущества своей матери, как наследник первой очереди. Но, поскольку в свидетельстве о смерти его матери ФИО2 допущена ошибка: вместо «о» указана буква «е», то есть не ФИО2, а ФИО3 он не может оформить свои наследственные права на спорное имущество.

Впоследствии в судебном заседании 23.09.2010 истец Чернышов А.В. уточнил заявленные требования, просил суд установить факт принадлежности завещания, выполненного ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на имя Чернышова А.В., ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ; признать за ним право собственности в порядке наследования по завещанию после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с надворными постройками; признать за ним право собственности в порядке наследования по завещанию после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на земельную долю площадью <данные изъяты> га, земельного участка единого землепользования, имеющего кадастровый №, разрешенное использование/назначение: для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>.

В судебном заседании Чернышов А.В. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Доводы, изложенные в иске в обоснование заявленных требований, подтвердил.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Кимовский район в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, в представленном ходатайстве просил суд рассмотреть дела в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Кораблинское Кимовского района в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков администрации муниципального образования Кимовский район и администрации муниципального образования Кораблинское Кимовского района.

Заслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

На момент смерти ФИО2 действовали нормы ГК РСФСР о наследовании.

В силу ст.527 ГК РСФСР наследование осуществляется по закону и завещанию.

В соответствии со ст.546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Положения ст.532 ГК РСФСР предусматривают, что при наследовании по закону наследниками в равных долях являются:

в первую очередь - дети ( в том числе усыновленные), супруг и родители ( усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно постановлению Главы Администрации города Кимовска и Кимовского района от 10.08.1994 №704 членам АОЗТ «Кораблино» были выданы свидетельства о праве собственности на земельные паи, находящиеся в коллективно-долевой собственности из расчета <данные изъяты> га пашни на каждого пайщика, в соответствии с Госактом от 05.07.1994 №ТУО-11-11-00031.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 11.06.2010 и списка правообладателей следует, что ФИО2 в коллективно-долевую собственность была предоставлена земельная доля площадью <данные изъяты> га, земельного участка единого землепользования, имеющего кадастровый №, разрешенное использование/назначение: для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>.

Из свидетельства на право собственности на землю, выданного ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на основании постановления Главы Администрации <адрес> и Кимовского района от 10.08.1994 №704 ФИО2 приобрела право собственности на землю по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> га ( земельная доля с оценкой <данные изъяты> баллогектаров, кадастровый №.

Как усматривается из технического паспорта на дом № <адрес> по состоянию на 02 августа 2009 года, субъектом права указан Чернышов А.В. - право не зарегистрировано. Жилой дом под лит.А построен в ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь составляет <данные изъяты> кв.м, жилая площадь составляет <данные изъяты> кв.м, в состав объекта входят:

лит.I – ограждение, лит.А – жилой дом, лит.а – пристройка, лит.Г – гараж, лит.Г1 – навес, лит.Г2 – гараж, лит.Г3 – сарай, лит.Г4 – сарай, лит.Г5 – сарай, лит.Г6 – сарай, лит.Г7 – сарай, лит.Г8 – сарай, лит.Г9 – сарай. Площадь всего домовладения составляет <данные изъяты> кв.м.

Из договора от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО6 с одной стороны и ФИО3 с другой стороны заключили договор в присутствии депутата сельского совета ФИО7, согласно которому ФИО6 продал принадлежащий ему после смерти матери ФИО8, умершей в ДД.ММ.ГГГГ, дом размером <данные изъяты> м, кирпичный в <адрес>, расположенный рядом с домом, принадлежащим ФИО9

Согласно архивной справке от 01.10.2009, содержащей сведения о похозяйственной книге №, адрес хозяйства: ФИО2, в разделе 1 «Список членов хозяйства» указана: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – глава семьи, умерла ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь дома, кв.м – <данные изъяты> ( на ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ), кирпичный.

Из выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается: адрес хозяйства – <адрес>, фамилия, имя, отчество собственника – ФИО2 ( умерла ДД.ММ.ГГГГ), характеристики домовладения: стены – кирпич, кровля – шифер, дата возведения – ДД.ММ.ГГГГ, общая полезная площадь <данные изъяты>, в том числе жилая – <данные изъяты>, хозяйственные постройки: сарай, гараж, земельный участок – <данные изъяты> кв.м в собственности.

ФИО2 постоянно и по день смерти ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: <адрес> совместно с сыном Чернышовым А.В.

ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о ее смерти.

Из сообщения нотариуса Кимовского нотариального округа Свирцовой К.А. №322 от 01.09.2010 следует, что с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ФИО3. никто не обращался, наследственное дело не заводилось.

Истцом Чернышовым А.В. в адрес суда представлено завещание от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2 все свое имущество, в том числе жилой дом со всеми надворными постройками, находящийся в <адрес>, завещала Чернышову А.В. ДД.ММ.ГГГГ настоящее завещание удостоверено ФИО11, секретарем исполкома Кораблинского совета депутатов трудящихся Кимовского района Тульской области. Завещание подписано ФИО2 в ее присутствии. На завещании имеется отметка, что данное завещание зарегистрировано в реестре за № в делах Кораблинской сельской администрации, не отменялось и не изменялось.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии неточностей в свидетельстве на право собственности на землю и завещании, выполненном на имя Чернышова А.В., в которых фамилия умершей указана как ФИО2 и устанавливает факт принадлежности указанных документов ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, суд устанавливает факт принятия Чернышовым А.В. наследства после смерти его матери, поскольку он постоянно и по день смерти проживал с ФИО2 по одному адресу, и приходит к выводу о необходимости включения в наследственное имущество ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельной доли площадью <данные изъяты> га, земельного участка единого землепользования, имеющего кадастровый №,разрешенное использование/назначение: для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес> и жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>.

В силу заявленных исковых требований суд приходит к выводу об обоснованности уточненных исковых требований и признает за Чернышовым А.В. право собственности в порядке наследования по завещанию после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с надворными постройками и на земельную долю площадью <данные изъяты> га, земельного участка единого землепользования, имеющего кадастровый №,разрешенное использование/назначение: для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах уточненных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

уточненные исковые требования Чернышова А.В. удовлетворить.

Признать за Чернышовым А.В. право собственности в порядке наследования по завещанию после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с надворными постройками.

Признать за Чернышовым А.В. право собственности в порядке наследования по завещанию после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на земельную долю площадью <данные изъяты> га, земельного участка единого землепользования, имеющего кадастровый №, разрешенное использование/назначение: для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>.

Право собственности на указанное недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Кимовский городской суд Тульской области в течение 10 дней.

Судья