РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2011 годагород Кимовск
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Петраковского Б.П.,
при секретаре Румянцевой М.М.,
а также с участием истицы Елизаровой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-37/2011 по иску Елизаровой А.И. к Трифановой Л.И. о признании права собственности на часть жилого дома в порядке наследования,
установил:
Елизарова А.И. обратилась в суд с иском к Трифановой Л.И. и просит признать за ней право собственности на часть жилого дома №, состоящую из кухни площадью <данные изъяты> кв.метров, трех жилых комнат площадью <данные изъяты> кв. метров, <данные изъяты> кв. метров и <данные изъяты> кв.метров, то есть общей площадью <данные изъяты> кв.метров, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.метр, с пристройкой обозначенной литерой «а», площадью <данные изъяты> кв.метр, расположенные в <адрес>.
Исковые требования обоснованы тем, что истица является дочерью ФИО1 и родной сестрой ответчицы Трифановой Л.И. и Барановой Г.И.. Мать истицы - ФИО1 проживала в <адрес> в доме № с 1962 года, то есть с момента постройки. В 1969 года на основании решения Кимовского городского суда мать ФИО1и Трифанова Л.И. поделили имущество колхозного двора, при этом матери истицы была выделена одна часть дома, а Трифановой Л.И. другая часть того же дома. По суду Трифанова Л.И. была обязана установить перегораживающую стену, что и было сделано. Таким образом, с 1969 года мать и дочь пользовались и владели каждая своей частью дома. Проживая в своей части дома ФИО1 с помощью Елизаровой А.И. построила пристройку к своей части дома и 01.10.2008 года зарегистрировала свое право собственности на строение, однако в свидетельстве о государственной регистрации права была допущена ошибка, то есть как объект права был указан весь дом, хотя это не соответствует действительности. В силу преклонного возраста ФИО1 не обратила внимание на ошибку в полученных документах, поэтому до настоящего времени за ней числится на праве собственности весь жилой дом, однако часть строения фактически принадлежит Трифановой Л.И. После смерти ФИО1, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, истица осталась проживать в доме. При обращении к нотариусу для принятия наследства, её сестры Трифанова Л.И. и Баранова Г.И. отказались от прав на наследство в её пользу. Однако, она как наследник по закону, не может оформить свое право на наследство, поскольку выявились ошибки в свидетельстве о государственной регистрации права. В связи с этим Елизарова А.И. просит признать за ней право собственности на спорное имущество.
В судебном заседании истица Елизарова А.И. на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснив, что она при жизни матери осуществляла за ней уход, поэтому её сестры Трифанова Л.И. и Баранова Г.И. отказались от наследства. Фактически дом на основании судебного решения с 1969 года поделен на части, одной из которых пользуется Трифанова Л.И., но из-за ошибочного оформления прав матери на весь жилой дом, возник спор, который разрешается в судебном порядке в силу невозможности принятия наследства по указанной причине.
Извещенная надлежащим образом о месте времени судебного разбирательства ответчица Трифанова Л.И. в судебное заседание не явилась, представив в суд заявление о признании иска и рассмотрении дела без её участия.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства третьи лица - Баранова Г.И., представитель АМО Кудашевское Кимовского района, представитель АМО Кимовский район и нотариус Кимовского нотариального округа Муратова Т.В. в судебное заседание не явились, представив в суд заявления о рассмотрении данного гражданского дела без их участия, возражений по существу исковых требований не имеют.
Исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает исковое заявление Елизаровой А.И. основанным на законе, но подлежащим частичному удовлетворению в силу ст. 218, 1152 ГК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу части 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
По данному делу установлено, что Елизарова А.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является дочерью ФИО1, а также родной сестрой Трифановой Л.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Барановой Г.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Мать истицы ФИО1 с 1962 года проживала в доме № <адрес>. В 1969 года на основании решения Кимовского городского суда от 11 ноября 1969 года ФИО1 и Трифанова Л.И. поделили имущество колхозного двора, при этом ФИО1 была выделена одна часть дома, а Трифановой Л.И. - другая часть того же дома. По суду Трифанова Л.И. была обязана установить перегораживающую стену, что и было сделано. Таким образом, с 1969 года мать и дочь пользовались и владели каждая своей частью дома. Проживая в части дома, ФИО1 с помощью Елизаровой А.И. построила пристройку к своей части дома и 01.10.2008 года зарегистрировала за собой право собственности на строение, однако в свидетельстве о государственной регистрации права была допущена ошибка, то есть, в качестве объекта права был указан весь дом, хотя это не соответствует действительности. В силу преклонного возраста ФИО1 не обратила внимание на ошибку в полученных документах, поэтому до настоящего времени за ней числится на праве собственности весь жилой дом, в то время как на основании судебного решения часть его принадлежит Трифановой Л.И. После смерти ФИО1, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, Елизарова А.И. осталась проживать в доме. При обращении к нотариусу для принятия наследства Трифанова Л.И. и Баранова Г.И. отказались от прав на наследство в пользу Елизаровой А.И. Таким образом, в фактическом владении Елизаровой А.И. находится часть жилого дома № в <адрес>, состоящая из кухни площадью <данные изъяты> кв.метров, трех жилых комнат площадью <данные изъяты> кв. метров, <данные изъяты> кв. метров и <данные изъяты> кв.метров, то есть общей площадью <данные изъяты> кв.метров, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.метр, с пристройкой обозначенной литерой «а», площадью <данные изъяты> кв.метр. Трифанова Л.И. владеет другой частью того же дома, состоящей из кухни площадью <данные изъяты> кв. метров, коридора площадью <данные изъяты> кв. метров, двух жилых комнат площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> кв. метра.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании из объяснений истицы и исследованных письменных доказательств: копии паспорта Елизаровой А.И. ( л.д.11); копии свидетельства о государственной регистрации права ( л.д.12, 21-22); копии технического паспорта на жилой дом ( л.д.13-18); копии свидетельства о браке ( л.д.19); копии свидетельства о смерти (л.д.20); копии свидетельства о рождении ( л.д.23), копии решения Кимовского городского суда от 11.11.1969 года ( л.д.24-25), копии выписки из похозяйственной книги ( л.д.26-27), копии кадастрового паспорта помещения ( л.д.28-29), копии справки ВТЭК ( л.д.30).
Анализируя представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из содержания документов наследственного дела № 114 за 2009 год о выдаче свидетельства о праве на наследство к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в установленный срок с заявлением о принятии наследства к нотариусу обратилась входящая в круг наследников первой очереди Елизарова А.И. ( истица по настоящему делу). Кроме того, её сестры – Трифанова Л.И. и Баранова Г.И., отказались от наследства. Истица Елизарова А.И. фактически приняла наследство, продолжив проживать в доме ( данный факт сторонами не оспаривается). Таким образом, в установленном статьей 1152 ГК РФ порядке приняв наследство после смерти матери - ФИО1, Елизарова А.И. стала собственником части жилого дома, принадлежавшей наследодателю на момент смерти.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Елизаровой А.И. к Трифановой Л.И. о признании права собственности на часть жилого дома за наследником удовлетворить.
Признать за Елизаровой А.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, право собственности на часть жилого дома № состоящую из кухни площадью <данные изъяты> кв.метров и трех жилых комнат площадью <данные изъяты> кв. метров, <данные изъяты> кв. метров и <данные изъяты> кв.метров, общей площадью <данные изъяты> кв.метров, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.метр, с пристройкой площадью <данные изъяты> кв.метр, расположенную в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Кимовский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: