РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2011 годаг.Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Останиной Е.А.,
при секретаре Кузнецовой Ю.В.,
с участием представителя истца Захаровой А.А. по доверенности Никитиной Н.А.,
представителя администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Пахрина В.С.,
представителя ответчика администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района по доверенности Козлова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-107/2011 по иску Захаровой А.А. к администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района, администрации муниципального образования Кимовский район, Фокину В.А., Фокиной В.М. о признании п.1.1 постановления администрации муниципального образования Кимовский район №906 от 06.05.2009 недействительным, обязании расторгнуть договор социального найма жилого помещения, обязании предоставить субсидию на приобретение жилой площади в рамках программы согласно Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 гг.»,
у с т а н о в и л:
Захарова А.А. обратилась в суд с иском к департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района, администрации муниципального образования Кимовский район, Отделению УФМС России по Тульской области в Кимовском районе, в котором просила признать постановление №906 от 06.05.2009 администрации муниципального образования Кимовский район п.1.1 в части указания состава семьи Захаровой А.А., недействительным; обязать администрацию муниципального образования Кимовский район изменить договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Захаровой А.А., исключить в п.3 Фокина В.А. и Фокину В.М., как членов семьи нанимателя совместно вселяющие в квартиру № дома № по <адрес>; обязать администрацию муниципального образования Кимовский район заключить договор социального найма на квартиру № в доме № по <адрес> с Фокиным В.А. и Фокиной В.М.; обязать УФМС РФ по Тульской области Кимовского района зарегистрировать Фокина В.А., Фокину В.М. по адресу: <адрес>.
Определением судьи от 20.12.2010 к производству Кимовского городского суда Тульской области суда из четырех заявленных требований были приняты два требования: о признании недействительным п.1.1 постановления администрации муниципального образования Кимовский район в части указания состава семьи, обязании администрации муниципального образования Кимовский район изменить договор социального найма жилого помещения в части указания состава семьи.
Исковые требования обоснованы тем, что Захарова А.А. постановлением главы муниципального образования №503 «О принятии на учет на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ветхих домах» от 26.05.2003 была принята на учет, и ее очередь была под №. Затем в рамках программы «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» ею было направлено в адрес главы администрации муниципального образования Кимовский район заявление от 24.04.2009 о предоставлении ей (истцу) как вдове участника ВОВ однокомнатной квартиры. 06.05.2009 постановлением главы администрации муниципального образования Кимовский район №906 в соответствии с ЖК РФ, руководствуясь постановлением администрации Тульской области от 28.03.2008 №150 «Об утверждении Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищным фонде» была предоставлена однокомнатная квартира в д.№ по <адрес>. Причем квартира предоставляется ей (истцу) как вдове ВОВ, в состав семьи включен сын – Фокин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сноха – Фокина В.М., которые не являются членами ее семьи, не ведут с ней совместного хозяйства. В данном постановлении все программы в рамках, которых предоставлялись жилые помещения, перемешаны. После неоднократных ее (истца) обращений в компетентные органы о том, что при предоставлении ей жилой площади, в постановлении допущена грубая ошибка, а именно квартира ей (истцу) предоставлялась, как вдове ВОВ, а не в рамках программы переселения из ветхого и аварийного жилья, и то, что ее сын с женой не являются ее (истца) членами семьи. Администрация муниципального образования заверила ее (истца), что сын с семьей так и будут жить в старой квартире, о чем свидетельствует договор коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный межу ЗАО «<данные изъяты>» и Фокиным В.А., согласно которому ему предоставляется во временное пользование квартира № в доме № по <адрес> и перезаключен ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Предоставляя однокомнатную квартиру ей (истцу), были грубо нарушены ее права и права семьи Фокиных на получение жилой площади. Согласно п.1 Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». В п.2 указано, что обеспечить жильем, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м. Ей (истцу) предоставили однокомнатную квартиру на троих человек общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой - <данные изъяты> кв.м. Если ей (истцу) предоставляли жилую площадь в рамках этой программы, то должны были предоставить жилую площадь – квартиру не меньше 66 кв.м, а также должны были учитывать, что в одной квартире проживают две семьи и все взрослые люди, и они никак не могут ютиться в одной комнате. Ее (истца) сын Фокин В.А. - инвалид, у него ампутирована одна нога. Он передвигается только на костылях, и ему надо иметь квартиру только на первом этаже, им предоставили квартиру в новостройке на третьем этаже. Более того, общая площадь старой квартиры № в доме № по <адрес> - <данные изъяты> кв.м, жилая площадь составляет <данные изъяты> кв.м и состоит из двух комнат: она (истец) занимала отдельную комнату и семья Фокиных другую комнату. После предоставления квартиры в новостройке Захарову А.А. и семью Фокиных выписали из квартиры № дома № по <адрес> и зарегистрировали в квартире № в доме № по <адрес>. Постановлением муниципального образования г.Кимовск Кимовского района от 02.06.2009 она (истец) снята с учета граждан на получения жилой площади в связи с предоставлением ей (истцу) и семье Фокиных благоустроенной квартиры по адресу: <адрес>. Предоставление ей (истцу) и семье Фокиных (всего три человека) однокомнатной квартиры вместо ранее занимаемой ими двухкомнатной квартиры ущемляет их права и ухудшает жилищные условия, что не соответствует действующему жилищному законодательству. В силу ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ч.1 и ч.2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире. Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Согласно разъяснениям, данным в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение. В данном случае произошло не улучшение жилищных условий в связи с предоставлением жилого помещения, а ухудшение. Возникший спор невозможно решить в досудебном порядке, поэтому она (истец) вынуждена обратиться в суд.
Впоследствии Захарова А.А. уточнила исковые требования, указав в качестве ответчиков администрацию муниципального образования г.Кимовск Кимовского района и администрацию муниципального образования Кимовский район, и просила суд признать п.1.1 постановления администрации муниципального образования Кимовский район №906 от 06.05.2009 недействительным, обязать администрацию муниципального образования г.Кимовск Кимовского района расторгнуть договор социального найма жилого помещения от 14.05.2009, заключенный с Захаровой А.А., обязать администрацию муниципального образования Кимовский район предоставить ей субсидию на приобретение жилой площади в рамках программы согласно Указу Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 гг.».
Определением суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Фокин В.А. и Фокина В.М..
Истец Захарова А.А. в суд не явилась, со слов представителя по доверенности Никитиной Н.А. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена.
Судом с учетом состояния здоровья истца и мнения лиц, участвующих в деле, было проведено выездное судебное заседание по месту жительства истца Захаровой А.А. по адресу: <адрес>.
Истец Захарова А.А. пояснила, что поддерживает исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Захаровой А.А. по доверенности Никитина Н.А. в судебном заседании поддержала исковое заявление Захаровой А.А., просила его удовлетворить, подтвердив все доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что ее брат Фокин В.А. не хотел вообще выезжать из дома по <адрес>. Сначала на учете стоял отец, потом отец умер, его сняли с учета, не известили их об этом. После этого она пошла в администрацию, ФИО8 сказала ей, что мама (Захарова А.А.) не стояла на очереди как вдова ветерана ВОВ, чтобы она собирала документы. Она собрала все документы. ФИО8 сказала, что брат может жить в доме сколько хочет. Когда пришло извещение, что Захарову А.А. и Фокиных сняли с очереди на предоставление жилья, врагом для всех осталась она (Никитина Н.А.). Потом Фокин В.А. сказал ей, что их выселяют из квартиры по <адрес>, она пообещала брату, что будет делать все возможное, чтобы оставить им квартиру по <адрес>. Мама чувствовала себя обделенной, когда квартиру по <адрес> дали на всех. Она (Никитина Н.А.) писала во все инстанции, в ответах администрации муниципального образования были ссылки на то, что квартира была предоставлена Захаровой А.А. как вдове ветерана ВОВ. Когда собирались приватизировать новую квартиру на маму, брат отказался приватизировать на нее квартиру. Он говорил, что не даст на это согласие, так как его лишили квартиры по <адрес>. В администрации ей (Никитиной Н.А.) сказали, что маме предлагали субсидию, но она (Никитина Н.А.) ничего об этом не знала, об этом было известно Фокиной В.М. Она (Никитина Н.А.) делала все, чтобы вернуть Фокиным квартиру по <адрес> этого она решила подать от имени Захаровой А.А. заявление в суд. Фокины знали, что она (Никитина Н.А.) подала заявление в суд, но они не говорили, что против этого. Когда из их возражений в суде она (Никитина Н.А.) узнала, что им нужна эта квартира, она была в шоке. Мама хочет умереть в своей квартире, она (Никитина Н.А.) хочет ей помочь в том, чтобы у нее была личная квартира. Они всегда думали, что квартиру Захаровой А.А. дали как вдове ветерана ВОВ.
Представитель истца Захаровой А.А. по доверенности Долидзе М.Л. в суд не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, не сообщила об уважительных причинах неявки и не просила о рассмотрении дел в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района по доверенности Козлов С.В. исковые требования не признал в связи с тем, что администрация муниципального образования г.Кимовск Кимовского района является ненадлежащим ответчиком, так как по постановлению администрации муниципального образования Кимовский район №720 от 14.09.2001 дом по адресу: <адрес> был включен в перечень ветхого и аварийного жилья. По данной программе переселением занималась администрация муниципального образования Кимовский район. В удовлетворении уточненных исковых требований просил отказать.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Пахрин В.С. исковые требования не признал, возражал против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям: рассматриваемое исковое заявление Захаровой А.А. является заявлением об оспаривании действия и бездействия органов местного самоуправления – администрации муниципального образования Кимовский район, поэтому считал необходимым рассматривать его в порядке, предусмотренном главами 23,25 ГПК РФ. В соответствии со ст.256 ГПК РФ считал, что заявленный довод является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. В своем заявлении Захарова А.А. просит: «обязать администрацию муниципального образования Кимовский район предоставить ей субсидию на приобретение жилой площади в рамках программы согласно Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 гг.». Однако, в упомянутом Указе Президента РФ от 07.05.2008 №714 прямо указано, что Правительству РФ (подпункт «б» и «в» части 2): предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом; обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. В соответствии со ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Исходя из вышеизложенного считал, что заявленное требование об обязании предоставить Захаровой А.А. субсидию на приобретение жилой площади в рамках программы в отношении администрации муниципального образования Кимовский район незаконным и не подлежащим удовлетворению. Постановлением главы Кимовского муниципального образования город Кимовск и Кимовский район от 26.05.2003 №503 «О принятии на учет на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ветхих жилых домах» семья Захаровой А.А. составом 3 человека была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой – <данные изъяты> кв.м. Во исполнение программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда на 2002-2010 гг.» были выделены средства из соответствующих бюджетов. На выделенные бюджетные средства был построен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Подтверждением того, что данный жилой дом был построен в рамках и на средства, заложенные в вышеуказанной программе, является множество принятых нормативных актов. Одним из них является Закон Тульской области от 18.07.2008 №1077-ЗТО «Об исполнении бюджета Тульской области за 2007 год». Считал тот факт, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, построен по областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 гг.» однозначно доказан в полном объеме, и нет оснований предположить иное. В рамках программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 гг.» семья Захаровой А.А. была переселена в дом-новостройку, расположенную по адресу: <адрес>. Заселение происходило согласно Положению о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, утвержденному Постановлением администрации Тульской области от 28.03.2008 N150: право на предоставление жилого помещения в рамках программы имеют граждане, состоящие на 01.01.2002 на регистрационном учете по месту жительства и проживающие в жилых помещениях, занимаемых по договорам социального найма, расположенных в доме, подлежащем отселению в рамках программы, и не имеющие другого благоустроенного жилья на праве собственности и по договору социального найма; сохранившие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации право пользования жилым помещением, занимаемым ими по договору социального найма, расположенным в доме, подлежащем отселению в рамках программы. Предоставляемое в рамках программы гражданам жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади жилому помещению, занимаемому ими на 01.01.2002. Право пользования занимаемым гражданином и членами его семьи жилым помещением подтверждается договором найма жилого помещения, иным соответствующим документом. Гражданам, проживающим в жилом помещении по договору социального найма, подлежащему отселению в рамках, состоявшим на 01.01.2002 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилое помещение может предоставляться исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления. При этом жилое помещение предоставляется гражданам и членам его семьи, зарегистрированным по месту жительства в освобождаемом жилом помещении на 01.01.2002, включая детей, родившихся после 01.01.2002, по договору социального найма. Решением Собрания депутатов муниципального образования г.Кимовск Кимовского района от 26.09.2008 N50-205 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" утверждена норма предоставления площади жилого помещения как минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма, - 14,0 кв.м на человека. А учетная норма площади жилого помещения как минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, 10 кв. м общей площади на человека. На момент предоставления жилого помещения у Захаровой А.А. не было претензий по поводу переселения в жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м; жилой – <данные изъяты> кв.м; являющейся однокомнатной квартирой, находящейся на 3-ем этаже, составом семьи 3 человека. Свидетельством данного утверждения является то, что истец фактически переехала в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; заключение договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № составом семьи 3 человека (п.3 договора); заключение иных договоров по коммунальным услугам (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроэнергию и т.д.), где также был указан состав семьи – 3 человека. Представленные возражения Фокиных также свидетельствуют о том, что на момент вселения было общее добровольное согласие на получение данного жилого помещения, указанной площади, на указанном этаже. Однако, по прошествии более полутора лет появились какие-то претензии и недовольства, со стороны Захаровой А.А.. Исходя из вышеизложенного, администрация муниципального образования Кимовский район считает, что уточненные исковые требования Захаровой А.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ответчик Фокин В.А. в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дел в его отсутствие. Ранее представил в адрес суда возражения, согласно которым с иском Захаровой А.А. не согласен. квартира № в № по <адрес> была предоставлена истцу с их согласия, они не имели возражений против получения однокомнатной квартиры взамен занимаемой ими двухкомнатной по адресу: <адрес>. Первоначально при получении их согласия на получение спорной квартиры для соблюдения его прав как инвалида второй группы, им была предложена квартира на первом этаже. Однако они по собственной инициативе просили предоставить им квартиру на другом этаже, поэтому утверждения истца о нарушении их прав не соответствуют действительности. В настоящее время он и его жена не проживают совместно с Захаровой А.А., поскольку последняя выразила желание на старости лет пожить одна. При этом Захарова А.А. не оспаривала факт, что он и его жена не являются членами ее семьи. Поэтому с ним был заключен договор коммерческого найма на кв№ в д.№ по <адрес>, который ежегодно продлевается. Однако в силу того, что данный дом признан ветхим, их состояние здоровья и возраст не позволяют поддерживать квартиру в надлежащем состоянии, они с женой застеклили балкон в новой квартире, сделали откосы, так как намерены в дальнейшем в нее вселиться. Они оплачивают свое проживание в квартире на ул.<адрес> и участвуют в оплате коммунальных платежей в равных долях с истцом в новой квартире. Если бы они знали, что Захарова А.А. была намерена обратиться в суд, они бы не давали согласие на получение квартиры и переселение, не вкладывали бы в нее силы и деньги, поскольку именно Фокина В.М. ходила по всем инстанциям с целью оформления и сбора документов. В случае удовлетворения исковых требований они будут лишены не только права на проживание в спорной квартире и регистрации в ней, но и регистрации по прежнему месту жительства, так как она носит временный характер.
Ответчик Фокина В.М. в суд не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, не сообщила об уважительных причинах неявки и не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, представленные сторонами по данному делу, в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, наймодатель обязан предоставить выселяемым из такого жилого помещения гражданам другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст.86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда (ч.3 ст.89 Кодекса).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Согласно разъяснениям, данным в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.ст.86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить, в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение.
По данному делу установлено.
ФИО3 и Захарова А.А. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о браке. После регистрации брака присвоены фамилии: мужу – Фокин, жене – Захарова.
Фокин В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о его рождении. Родителями указаны: отец – ФИО3, мать – Захарова А.А.
Фокин В.А. и ФИО5 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из свидетельства о заключении брака.
Согласно письму администрации муниципального образования Кимовский район №08-04/149 от 27.07.2010 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доме по адресу: <адрес> не зарегистрирован и на учете на улучшение жилищных условий не состоял.
Из содержания письма администрации муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее зарегистрированный по адресу: <адрес>, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял. Как вдова ветерана ВОВ на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Фокина (Захарова) А.А. не состояла и с подобным заявлением в адрес администрации не обращалась. Захарова А.А. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 3 человека. Согласно решению исполнительного комитета Кимовского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ решено принять на учет на получение жилой площади из фонда исполкома в отдельный список очередности ФИО3 - участника Великой отечественной войны с семьей 5 человек, имеющего жилую площадь 27,5 кв.м.
ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о его смерти.
Как усматривается из содержания постановления главы Кимовского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, проживавший по адресу: <адрес>, умерший ДД.ММ.ГГГГ, снят с учета граждан на получение жилой площади из муниципального жилищного фонда.
Квартира № дома № по <адрес> состоит из жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, кухни площадью <данные изъяты> кв.м, прихожей площадью <данные изъяты> кв.м, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м, жилая площадь – <данные изъяты> кв.м, подсобная – <данные изъяты> кв.м, является изолированной, поскольку имеет отдельный вход, что усматривается из экспликации к поэтажному плану на жилой дом.
Постановлением главы Кимовского муниципального образования от 14.09.2001 № 720 «Об утверждении перечня ветхого жилищного фонда по городу Кимовску и Кимовскому району» дом № по <адрес> включен в перечень ветхого и аварийного жилищного фонда по муниципальному образованию Кимовский район Тульской области.
Постановлением главы администрации муниципального образования Кимовский район от 26.05.2003 №503 «О принятии на учет на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ветхих жилых домах» Захарова А.А., проживающая составов семьи три человека, была принята на учет в связи с проживанием в квартире № дома № по <адрес>. При этом в акте проверки жилищно-бытовых условий заявителя, в выписке из протокола общественной комиссии по жилищным вопросам Кимовской муниципальной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, в выписке из лицевого счета общая площадь спорной квартиры указана как <данные изъяты> кв.м, жилая - <данные изъяты> кв.м (размер каждой комнаты <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м).
Захарова А.А., согласно удостоверению серии Р №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Кимовским комитетом социальной защиты населения, имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, а также на льготы, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах».
Захарова А.А. 24.04.2009 обратилась к главе муниципального образования Кимовский район ФИО13 с заявлением, в котором просила предоставить ей как вдове участника ВОВ однокомнатную квартиру в доме-новостройке по <адрес>.
Постановлением №906 главы администрации муниципального образования Кимовский район от 06.06.2009 «О распределении жилых помещений 90-квартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> Захаровой А.А., вдове участника Великой Отечественной Войны, проживающей по адресу: <адрес>, на состав семьи три человека предоставляется однокомнатная квартира №, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, жилой площадью <данные изъяты> кв. метров, со снятием с учета на улучшение жилищных условий. Состав семьи: Захарова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Фокин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Фокина В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно постановлению администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: снять с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой основания, дающего права на получение жилого помещения по договору социального найма, Захарову А.А., проживающую составом семьи три человека в благоустроенной квартире по адресу: <адрес> (общая площадь – <данные изъяты> кв.м, жилая площадь – <данные изъяты> кв.м).
Из содержания письма департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области №3-8651-о от 16.09.2010 усматривается, что жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено Захаровой А.А. на состав семьи 3 человека в ходе реализации долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением администрации Тульской области от 24.09.2008 №588. Жилые помещения по Программе предоставляются в соответствии с Положением о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 28.03.2008 №150: жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади к жилому помещению, занимаемому ими на 01.01.2002. Поскольку Захарова А.А. составом семьи 3 человека в жилом доме, признанном непригодным для проживания, занимали одно жилое помещение, законных оснований для предоставления им в рамках программы двух жилых помещений не имеется.
Своим письмом №3-43/0 от 03.02.2010 администрация муниципального образования Кимовский район разъясняет, что дом № по <адрес>, в котором Захаровой А.А. постановлением администрации муниципального образования от 06.05.2009 №906 «О распределении жилых помещений 90-квартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> как вдове участника ВОВ на состав семьи три человека была предоставлена квартира, был построен по областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы». Заселение в данный дом производилось в соответствии с Положением о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, согласно которому на состав семьи 3 человека была предоставлена кв.№ общей площадью <данные изъяты> кв.м. При личной беседе Захаровой А.А. было предложено право выбора из двух вариантов: переселение всем составом семьи в квартиру в доме-новостройке; получение субсидии в размере <данные изъяты> рублей для покупки квартиры. В связи с недостаточной суммы субсидии и отсутствием собственных средств, Захаровой А.А. было принято решение о переселении всей семьей в дом-новостройку. Кроме того, пойдя навстречу пожеланиям Захаровой А.А., ее сыну по договору краткосрочного найма было предоставлено прежнее жилое помещение по адресу: <адрес>.
Согласно справке Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» №ф-71/1702 от 08.04.2009 сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных на него правах за Захаровой А.А., Фокиным В.А. и Фокиной В.М. отсутствуют.
Из сообщений Управления Росреестра по Тульской области от 04.05.2009 следует, что в ЕГРП отсутствуют сведения о правах Фокиной В.М., Захаровой А.А., Фокина В.А. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества.
Из выписки из лицевого счета № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что квартиросъемщиком квартиры № дома № по <адрес> указан Фокин В.А., общая площадь занимаемой квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., количество прописанных – <данные изъяты>.
Согласно выписке из лицевого счета № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартиросъемщиком квартиры № дома № по <адрес> указана Захарова А.А., общая площадь занимаемой квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., количество прописанных – <данные изъяты>.
Судом достоверно установлено, что Захарова А.А. проживала по адресу: <адрес> совместно с Фокиным В.А. и Фокиной В.М. С ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий составом семьи 3 человека. В ДД.ММ.ГГГГ истец Захарова А.А. обратилась в администрацию муниципального образования Кимовский район по вопросу предоставления ей как вдове участника ВОВ жилого помещения. Письменный ответ на свое обращение она не получила, однако в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Кимовский район №906 от 06.05.2009 ей была предоставлена кв.№ д.№ по <адрес> на состав семьи 3 человека.
При этом согласно сообщениям администрации муниципального образования Кимовский район ей было предложено на выбор две квартиры: на первом и третьем этажах спорного дома и возможность получения субсидии на приобретение квартиры.
Стороной истца оспариваются указанные обстоятельства. Однако представителем ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Пахриным В.С. документов, подтверждающих данный факт, представлено не было.
Согласно сообщению администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района №02-69/67 от 25.02.2011 Захарова А.А. в ДД.ММ.ГГГГ не состояла на учете в списке первоочередников как вдова ВОВ, поскольку согласно п.1 ч.1 ст.36 ЖК РФСР, действовавшего на тот момент, не первоочередное предоставление жилой площади имели право инвалиды ВОВ и семьи погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненных к ним в установленном порядке лицам. Документы, подтверждающие право на первоочередное предоставление жилья, в учетном деле Захаровой А.А. не представлены.
Однако, суд приходит к выводу, что предоставление истцу Захаровой А.А. и ответчикам Фокину В.А. и Фокиной В.М. (3 человека) однокомнатной квартиры вместо ранее занимаемой ими двухкомнатной квартиры ущемляет их права и ухудшает жилищные условия, что не соответствует действующему жилищному законодательству.
Как усматривается из материалов дела Захаровой А.А., Фокину В.А. и Фокиной В.М. вместо ранее занимаемой жилой площади была предоставлена жилая площадь, имеющая худшие потребительские качества, в связи с чем условия их проживания были существенно ухудшены.
Вместе с тем, предоставление в порядке ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Из материалов дела усматривается, что занимаемая Захаровой А.А., Фокиным В.А. и Фокиной В.М. квартира в доме № по <адрес> согласно данным технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общей площадью <данные изъяты> кв. м, состоит из двух смежных комнат, тогда как предоставляемая им в связи со сносом дома квартира по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м состоит из одной комнаты. При этом не учтено, что Захарова А.А., Фокин В.А. и Фокина В.М. - три взрослых человека, имеющие разные семьи, и их проживание в квартире, состоящей из одной комнаты, невозможно, чем существенно нарушаются их жилищные права.
Кроме того, в ранее занимаемой Захаровой А.А., Фокиным В.А. и Фокиной В.М. двухкомнатной квартире жилая площадь составляет 36,0 кв. м, тогда как в предоставленной однокомнатной квартире жилая площадь составляет лишь <данные изъяты> кв. м.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Пахриным В.С. было заявлено о пропуске истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и срока обращения в суд.
Суд в этом случае не может быть ограничен в исследовании соответствующих обстоятельств дела, исходя из установленных законом (ст.2 ГПК РФ) целей и задач гражданского судопроизводства.
Статьей 256 ГПК РФ установлено, что по делам об оспаривании неправомерных решений, действий (бездействия) гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, независимо от того, обращался ли он в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу.
Течение этого срока начинается со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод, а не с момента возникновения тех или иных прав или нарушения этих прав. По смыслу закона в случае соблюдения заявителем трехмесячного срока, исчисленного с указанного дня, его права и свободы подлежат восстановлению в полном объеме независимо от длительности периода нарушения прав и времени, прошедшего с момента такого нарушения до дня, когда лицу стало известно об этом.
Этим рассматриваемый процессуальный срок отличается от исковой давности, течение которой в ряде случаев может начинаться со дня, когда лицо должно было узнать о нарушении своего права (ч.1 ст.200 ГК), по окончании срока исполнения некоторых обязательств или с момента возникновения права на предъявление некоторых требований (ч.2 ст.200 ГК) и др.
Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание, что администрацией муниципального образования Кимовский район были грубо нарушены права истца, документы, выдаваемые ими представителям истца противоречат друг другу, истец Захарова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является юридически неграмотным человеком, в связи с чем, обращаясь непосредственно к нарушителю ее прав, надеялась на урегулирование спора в досудебном порядке, не желая доводить его до судебного процесса, принимая во внимание, что восстановление нарушенных прав истца возможно только в судебном порядке, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска истцом срока для обращения в суд, а довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не может быть принят во внимание.
Нарушенное право истца должно быть восстановлено.
Ответчиком не представлены доказательства, опровергающие установленные судом обстоятельства.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно положениям п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» разъяснено, что суд имеет право выйти за пределы заявленных требований. Это отступление от принципа диспозитивности, связанное с принципом законности.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
При рассмотрении и разрешении дел, возникших из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, т.е. обстоятельствами, на которых заявитель основывает свои требования (часть 3 статьи 246 ГПК РФ).
В рассматриваемом случае суд считает возможным выйти за рамки уточненных истцом требований, поскольку признание недействительным постановления администрации муниципального образования Кимовский район №906 от 06.05.2009, делает невозможным исполнение постановления администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района №114 от 02.06.2009, а следовательно, отпадают и основания для заключения договора социального найма от 14.05.2009 между администрацией муниципального образования Кимовский район на основании постановления №906 от 06.05.2009 и Захаровой А.А.
В соответствии с п.1 и п.2 ст.21 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников ВОВ (включающие в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности, следующим категориям граждан:
- нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;
- супруге погибшего (умершего) участника ВОВ, ставшей инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей в повторный брак;
- супруге погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившей в повторный брак и проживающей одиноко.
Согласно п.3 ст.23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для членов семей умерших участников ВОВ исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 22 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Статья 23.2 указанного Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года. Более того, "форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации".
Вместе с тем в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
Согласно подпунктам «б» и «в» части 2 Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 Правительству РФ необходимо предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом; обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
В соответствии со ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требование Захаровой А.А. в отношении администрации муниципального образования Кимовский район об обязании предоставить субсидию на приобретение жилой площади в рамках программы является незаконным и не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
уточненные исковые требования Захаровой А.А. удовлетворить частично.
Признать недействительным п.1.1 постановления администрации муниципального образования Кимовский район №906 от 06.05.2009 «О распределении жилых помещений 90-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать недействительным п.1.2 постановления администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района №114 от 02.06.2009 «О снятии с учета граждан на получение жилой площади из муниципального жилищного фонда».
Признать недействительным договор социального найма от 14.05.2009, заключенный между администрацией муниципального образования Кимовский район в лице ФИО13 на основании постановления №906 от 06.05.2009, и Захаровой А.А.
В остальной части в иске Захаровой А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий