Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2011 годаг.Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Останиной Е.А.
при секретаре Юдиной С.В.,
представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-396/11 по иску Ипатова Ю.А. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязании принять решение о присвоении звания «Ветеран труда» с момента обращения с заявлением о присвоении указанного звания,
у с т а н о в и л:
Ипатов Ю.А. обратился в суд с иском, в котором просил признать отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» незаконным; признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать ответчика принять решение о присвоении ему указанного звания со дня обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования обоснованы тем, что он (истец) ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», с приложением необходимого пакета документов. ДД.ММ.ГГГГ он (истец) получил отказ в присвоении ему указанного звания, так как продолжительность его (истца) трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 №797-ЗТО. С доводами, изложенными в письме ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, он (истец) не согласен по следующим основаниям. В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Реализуя указанные конституционные положения Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов труда, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот. Согласно ст.7 вышеуказанного Федерального закона, ветераном труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», рассмотрев его (истца) обращение отказало ему в присвоении звания «Ветеран труда». Считает, что действия ответчика противоречат содержанию Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ, а также Закону Тульской области. Как следует из ст.1 названного Закона Тульской области, звание «Ветеран труда» присваивается: 1) Лицам, награжденным орденами или медалями, либо имеющим почетные звания СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. 2) Лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Звание «Ветеран труда» присваивается органами исполнительной власти Тульской области по социальному развитию (п.1 ст.2 Закона Тульской области). Лица, претендующие на звание «Ветеран труда, подают в орган социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения (п.2 ст.2 Закона Тульской области). Считает, что действия ответчика противоречат положениям вышеуказанного законодательства Российской Федерации и Тульской области. Он (истец) награжден медалями «За службу III степени» (Приказ Федеральной службы исполнения наказания от ДД.ММ.ГГГГ № л/с «О ведомственных наградах ФСИН»), бронзовая «За доблесть» (Приказ Федеральной службы исполнения наказания от ДД.ММ.ГГГГ №л/с «О ведомственных наградах ФСИН)», и он (истец) имеет трудовой стаж за выслугу <данные изъяты> в льготном исчислении, в соответствии с п.п. «6» п.1, п.2 абз.10, п.п. «в» п.3 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 21 сентября 1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей в Российской Федерации». В связи с данными обстоятельствами он (истец) считает, что основания для присвоения ему (истцу) звания «Ветеран труда» имеются.
Истец Ипатов Ю.А. в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новикова Е.В. исковые требования не признала, поддержала позицию ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», ранее высказанную в адрес суда в виде письменных возражений.
В письменных возражениях, представленных суду, указала на то, что согласно Закону Тульской области от 28.02.2007 №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Для присвоения звания «Ветеран труда» необходим трудовой стаж 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. В связи с тем, что из представленных документов следует, что Ипатов Ю.А. имеет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ трудовой стаж за выслугу <данные изъяты>, то присвоить ему звание «Ветеран труда» в настоящее время не представляется возможным.
Представитель третьего лица Департамента социального развития Тульской области в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, представил возражения на исковое заявление и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Из справки, выданной ФБУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что Ипатов Ю.А. является сотрудником, проходящим службу в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Имеет право на пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Выслуга лет Ипатова Ю.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляла <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>.
В выслугу лет для назначения пенсии включены следующие периоды: служба в ВС по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работа в ОВД РФ в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; служба в ОВД РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; служба в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из трудовой книжки на имя Ипатов Ю.А., в графе «сведения о награждениях» усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Ипатов Ю.А. награжден медалью «За отличие в службе» III степени, ДД.ММ.ГГГГ награжден бронзовой медалью «За доблесть».
Из удостоверения № л/с от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Ипатов Ю.А. награжден бронзовой медалью «За доблесть», из удостоверения № л/с от ДД.ММ.ГГГГ награжден медалью «За отличие в службе III степени».
Таким образом, Ипатов Ю.А. награжден медалью, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», что ответчиком не оспаривалось.
Ипатов Ю.А. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы в ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Ипатову Ю.А. звания «Ветеран труда» Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» послужило то обстоятельство, что его трудовой стаж в календарном исчислении составляет <данные изъяты>.
Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района», является несостоятельной и не основанной на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст.7 Закона).
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с п.1 ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 № 1093-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п.3 ст.2 Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
Согласно п.2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
Право на пенсию в соответствии со ст.3 Федерального закона от 15.12.2001№166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.
В соответствии со ст.5 вышеуказанного Федерального закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.
Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подпунктах 1, 2, 6 и 7 пункта 1 ст.4 настоящего Федерального закона, то есть федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов, гражданам из числа работников летно-испытательного состава.
В соответствии со ст.2 названного Федерального закона к военнослужащим отнесены граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
К данной категории относится и истец, проходящий службу в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно ст.8 данного Федерального закона пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Как указано в ст.13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 21.06.2010) право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Ипатов Ю.А. является действующим <данные изъяты> и имеет право на увольнение со службы в связи с назначением пенсии за выслугу лет. Его выслуга по состоянию ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляла <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>.
Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.
Само по себе право истца на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ.
При таких данных суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на присвоение звания «Ветеран труда».
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению права истца на присвоение звания «Ветеран труда».
Определяя стаж истца достаточным для присвоения звания «Ветеран труда», суд учитывает также положения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года № 6-П, раскрывающие конституционно - правовой смысл понятий «пенсия за выслугу лет» и «выслуга лет».
Так, Конституционный Суд РФ в указанном постановлении сформулировал правовую позицию, согласно которой выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.
Таким образом, поскольку Ипатов Ю.А. имеет награждение ведомственным знаком отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, суд находит его требования о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» об отказе в присвоении Ипатову Ю.А. звания «Ветеран труда» является незаконным.
В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.
Ипатов Ю.А. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.
В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».
Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».
В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» выдать Ипатову Ю.А. удостоверение «Ветеран труда».
Однако, поскольку обращение Ипатова Ю.А. было разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Ипатова Ю.А. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлении настоящего решения в законную силу.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ относит государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела.
Из квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Ипатовым Ю.А. уплачена госпошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Представителем ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новиковой Е.В. представлено заявление об уменьшении размера взыскиваемой государственной пошлины по делу Ипатова Ю.А. до десяти рублей, в связи с тем, что ГУ ТО УСЗН Кимовского района является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета Тульской области, не наделено правом коммерческой деятельности, а следовательно собственными денежными средствами не располагает.
Согласно ст.103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Принимая во внимание, что Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» не является коммерческой организацией, находится на бюджетном финансировании, свободных денежных средств не имеет, суд в соответствии с п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ считает необходимым удовлетворить ходатайство представителя ответчика об уменьшении размера государственной пошлины и снизить ее размер до <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Ипатова Ю.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» в присвоении Ипатову Ю.А. звания «Ветеран труда».
Признать за Ипатовым Ю.А. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» присвоить Ипатову Ю.А. звание «Ветеран труда» и выдать Ипатову Ю.А. удостоверение «Ветеран труда».
Взыскать с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» в пользу Ипатова Ю.А. в счет возмещения судебных расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий