Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2011 года г.Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Останиной Е.А.
при секретаре Юдиной С.В.,
с участием представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-525/11 по иску Иванова Ю.А. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Иванов Ю.А. обратился в суд с иском, в котором просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате и на получение справки на льготный проездной билет; обязать ответчика назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату и выдать справку на льготный проездной билет; признать за ним право на получение мер социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; обязать ответчика назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указал, что он является пенсионером органов внутренних дел МВД РФ с ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ФЗ РФ от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и согласно ст.7 ФЗ РФ от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда». В силу ст.22 ФЗ РФ от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижению возраста, дающего право на пенсию в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда. Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п.2 ст.1 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В соответствии со ст.3 указанного Закона меры социальной поддержки по ежемесячной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на пенсию в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Порядок назначения и предоставления меры социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Тульской области утвержден постановлением администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 марта 2005 года №201. В соответствии с п.п.15 п.6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 20 ноября 2006 года №579, департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением данных услуг. О нарушениях своих прав в предоставлении мер социальной поддержки он (истец) узнал в ДД.ММ.ГГГГ от бывших сослуживцев и обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки согласно Закону Тульской области №493 от 28 декабря 2004 года, однако ему было отказано, поэтому он вынужден обратиться в суд.
Истец Иванов Ю.А. в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с нахождением на работе в <данные изъяты>. Иск полностью поддерживает и просит удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новикова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала позицию ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», ранее высказанную в адрес суда в виде письменных возражениях.
ГУ ТО УСЗН Кимовского района не согласно с требованиями истца, просит в их удовлетворении отказать в полном объеме, так как последний является пенсионером на основании Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу … в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и получает пенсию за выслугу лет. В соответствии со ст.22 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Во исполнение требований ст.22 данного закона был принят Закон Тульской области №494-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», закрепивший в своих основных положениях нормы, в том числе и о мерах социальной защиты лиц, имеющих звание «Ветеран труда», в которых отражено, что меры социально поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», то есть 60 лет. Также ответчиком представлено заявление об уменьшении размера взыскиваемой государственной пошлины по делу Иванова Ю.А. до десяти рублей, в связи с тем, что ГУ ТО УСЗН Кимовского района является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета Тульской области, не наделено правом коммерческой деятельности, а следовательно собственными денежными средствами не располагает.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, департамента социального развития Тульской области в суд не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что с заявленными требованиями не согласен, просит в их удовлетворении отказать в полном объеме, высказав позицию, аналогичную позиции ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района».
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав позицию истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Иванова Ю.А. об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки необходимо отказать по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 и ст.76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ (в редакции от 27.07.2010).
Из представленного истцом Ивановым Ю.А. удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ УВД Тульской области, следует, что Иванову Ю.А. назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, как прапорщику милиции.
Истцом также представлено удостоверение серии <данные изъяты> № с отметкой «Ветеран труда», выданное ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», из которого следует, что Иванов Ю.А. имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».
Указанные льготы, согласно абз.1 п.2 ст.22 базового закона, должны предоставляться лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то есть условиями предоставления льгот являются: а) наличие звания «Ветеран труда»; б) ветерану труда должна быть назначена пенсия по любому основанию, предусмотренному пенсионным законодательством, а не по возрасту (по старости).
Как уже отмечалось выше, Иванов Ю.А. является пенсионером УВД по Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ в связи с назначением пенсии за выслугу лет. Следовательно, Иванов Ю.А. является пенсионером на основании закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1, поскольку такого рода пенсии предусмотрены законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно ст.22 базового закона в редакции закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Данная норма вступила в действие с 01.01.2005, в силу ст.155 закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, прежний порядок предоставления льгот, предусмотренных ст.22 базового закона, сохранялся до принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ.
В Тульской области новый порядок предоставления указанных льгот установлен законом Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Согласно ст.3 данного закона, ветераны труда, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, п.1 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, п.2 данной статьи, то есть условия предоставления данных мер социальной поддержки точно совпадают с условиями предоставления соответствующих льгот, установленных в базовом (Федеральном) законе, за исключением указания на факт достижения возраста, дающего право на назначение пенсии.
Такое дополнительное условие, влекущее ограничение круга лиц категории «Ветеран труда», имеющих право на предоставление аналогичных льгот, по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации противоречит положениям ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ. В соответствии с п.1 данной статьи, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральном законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права. Согласно п.2 данной статьи, при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия социальных выплат, гарантии и компенсации не могут быть ниже тех, которые предоставлялись соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004, а условия предоставления льгот в натуральной форме не могут быть ухудшены.
В соответствии с Федеральным законом, данное право не может быть ограничено законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае законом Тульской области.
В силу пп.2 п.1 ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО, ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату, причем в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, достаточно наличия самого статуса гражданина – «Ветеран труда». Следовательно, Иванов Ю.А. имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки и в соответствии законом Тульской области в размере, установленном в пп.2 п.4 указанной статьи.
Законом от 31.10.2009 №1352-ЗТО в закон Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО внесены изменения, согласно которым с 01.01.2010 оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области (п.1 ст.3 закона №493-ЗТО), а льгота по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение в пределах установленных нормативов (п.2 ст.3 закона №493-ЗТО).
Следовательно Иванов Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на указанные денежные выплаты.
В ДД.ММ.ГГГГ Иванов Ю.А. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки.
Сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» отказало Иванову Ю.А. в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда в связи с отсутствием правовых оснований.
В тоже время суд обращает внимание, что из сообщения Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Кимовске и Кимовском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Иванов Ю.А. состоит на учете и является получателем ЕДВ по категории 096 (проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом) с ДД.ММ.ГГГГ, по категории 030 (ветеран боевых действий) с ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на набор социальных услуг (лекарства, путевка, дорога), который получает в денежном эквиваленте, согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Согласно ст.13 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст.16 указанного закона Иванов Ю.А. как ветеран боевых действий имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими.
Статьей 23.1 данного закона предусмотрено, что право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 11 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждено, что Иванов Ю.А. как ветеран боевых действий получает ежемесячную денежную выплату.
Таким образом, Иванов Ю.А. воспользовался правом на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с указанным Федеральным законом.
Статьей 10 указанного Закона предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки принят Закон Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», установивший категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, установлены ст.3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО (в ред. от 10.11.2010), из содержания которой следует, что ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.
Из материалов дела следует, что Иванов Ю.А. как ветеран боевых действий, воспользовавшийся в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» правом на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, обратился в суд с требованием о признании за ним как ветераном труда права на получение мер социальной поддержки в соответствии с законом Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в виде ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяцы платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; выплате ежемесячной денежной компенсации и получении справки на льготный проездной билет.
Частью 4 статьи 8 указанного Закона Тульской области предусмотрено, что, если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, независимо от основания, по которому они установлены (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты гражданам, указанным в пунктах 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), действие настоящего Закона на него не распространяется.
Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению не признавалась.
Исходя из содержания указанной правовой нормы следует, что, поскольку Иванову Ю.А. как ветерану боевых действий предоставлена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах», то основания для удовлетворения исковых требований о признании за ним как ветераном труда права на получение мер в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» отсутствуют.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст.194 – 197 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Иванова Ю.А. о признании за ним права на получение мер социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате и получении справки на льготный проездной билет; обязании назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату и выдать справку на льготный проездной билет; признании за ним права на получение мер социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; обязать ответчика назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение 10 дней.
Председательствующий