Решение от 15.06.2011 года по иску Кимовского межрайпрокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АМО город Кимовск Кимовского района о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года                                                                           город Кимовск

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Сысоевой В.В.,

при секретаре Гусевой В.П.,

с участием

помощника Кимовского межрайпрокурора Сергеевой Ю.Н.,

представителя ответчика администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района по доверенности Козлова С.В.,

представителя третьего лица администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Ларионовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-488 по иску Кимовского межрайпрокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Кимовск Кимовского района о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет,

установил:

Кимовский межрайонный прокурор (далее прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет. В обоснование иска сослался на то, что прокуратурой Кимовского района в рамках осуществления прокурорского надзора проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего вопросы погребения умерших, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования г.Кимовск Кимовского района находится общественное кладбище в районе <адрес>. Данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, не проведено его межевание, не определены его границы. Право собственности на вышеуказанный земельный участок, на котором находится кладбище, в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего органами местного самоуправления муниципального образования г.Кимовск Кимовского района не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ч.2 ст.1 ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации»). С учетом этого прокурор просит обязать ответчика – администрацию муниципального образования г.Кимовск Кимовского района поставить земельный участок, на котором расположено общественной сельское кладбище в районе <адрес>, на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата Тульской области».

В судебном заседании помощник Кимовского межрайонного прокурора Сергеева Ю.Н. полностью поддержала доводы искового заявления и настаивала на его удовлетворении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования (далее АМО) г.Кимовск Кимовского района по доверенности Козлов С.В. возразил против иска, пояснив, что АМО г.Кимовск Кимовского района является ненадлежащим ответчиком, каковым должна быть АМО Кимовский район, так как именно она является собственником земельного участка, на котором находится общественное кладбище. С вопросом о постановке земельного участка на кадастровый учет вправе обратиться только собственник, АМО г.Кимовск Кимовского района не наделена такими полномочиями. При передаче земельного участка, на котором расположено общественное кладбище, в безвозмездное пользование АМО г.Кимовск Кимовского района АМО Кимовский район обязана была сначала поставить его на учет, а уже потом передавать, что сделано не было. В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В соответствии с этой статьей АМО г.Кимовск Кимовского района ДД.ММ.ГГГГ заключила договор с МУП «Ритуал» на оказание услуг по содержанию кладбища и выполняет свои обязанности, в то же время собственником этого имущества является администрация района, на которую и следует возложить функции по постановке земельного участка на кадастровый учет.

Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Ларионова Т.В. полагала иск подлежащим удовлетворению. Она пояснила, что на территории Кимовского района находится 8 поселений. Статьи 14 и 15 ФЗ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» регулируют вопросы местного значения поселений и муниципального района. МО Кимовский район наделен полномочиями муниципального района. В соответствии с п.22 ч.1ст.14 ФЗ от 6.10.2003г. №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В то же время согласно ч.3 ст.17 Закона полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений самостоятельно. В силу ч.4 ст.15 ФЗ №131-ФЗ органы местного самоуправления поселений вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселений бюджету района. Таких соглашений органы местного самоуправления МО г.Кимовск Кимовского района с органами местного самоуправления МО Кимовский район в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения не заключали. С 2009 г. органы местного самоуправлении МО г.Кимовск Кимовского района не заключали соглашения о передаче части исполнения своих полномочий МО Кимовский район. Согласно п.13 ч.2 ст.50 ФЗ №131-ФЗ в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации услуг содержания мест захоронения. Таким образом, имущество, в том числе земельный участок, предназначенный для мест захоронения, правомочно находится в собственности МО г.Кимовск Кимовского района. Ссылка ответчика о нахождении земельного участка в муниципальной собственности Кимовского района несостоятельна, так как в материалах дела имеются документы, подтверждающие, что право собственности на земельный участок ни за кем не зарегистрировано. В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение такими земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Но это не означает, что земельный участок находится в собственности района, это свидетельствует о том, что органы местного самоуправления района осуществляют следующие полномочия: утверждают схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, принимают в собственность, в аренду, в безвозмездное пользование. Для того, чтобы органы местного самоуправления г.Кимовска Кимовского района могли осуществлять полномочия по решению вопросов местного значения, городской администрации и было передано имущество, в том числе данный земельный участок. Были приняты соответствующие решения, заключен договор передачи имущества в безвозмездное пользование, подписан акт приема-передачи. Указанный земельный участок МО г.Кимовск Кимовского района не передавался бы, если бы содержание мест захоронения находилось в компетенции района. В настоящее время содержание территории спорного участка осуществляется за счет средств ответчика. Иск прокурора обращен к надлежащему ответчику. В случае, если АМО г.Кимовск Кимовского района поставит земельный участок, на котором находится общественное кладбище, на кадастровый учет, то в последующем данный земельный участок может быть предоставлен в собственность МО г.Кимовск Кимовского района. На момент его передачи ответчику в безвозмездное пользование он, как и остальное имущество, значился в реестре муниципального имущества АМО Кимовский район, но это не означает, что право собственности на него было зарегистрировано. Если бы ответчик не был согласен на передачу такого земельного участка, он не предусмотрел бы его в договоре передачи. Напротив, МО г.Кимовск Кимовского района приняло земельный участок, чтобы осуществлять свои полномочия, и в течение 2009-2011 г.г. осуществляло их в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Кимовского межрайпрокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Согласно ст.6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

Пунктом 3 части 11 статьи 99 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений. Частью 2 данной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли историко-культурного назначения используется строго в соответствии с их целевым назначением, изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.

В соответствии с частью 13 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В силу части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неповторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.

В соответствии с частью 2 статьи 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.

В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные полномочия городского поселения закреплены в подпунктах 23 статьи 7 Устава муниципального образования.

Согласно статье 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии со ст.18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Статьями 16 и 17 того же Федерального закона установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест захоронения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 г. №35 с 15.07.2003 г. введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2009г.

Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.

В то же время в судебном заседании установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в районе <адрес>, не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание этого участка и не определены его границы.

Указанный земельный участок на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ и заключенного в соответствии с ним соглашения от ДД.ММ.ГГГГ передан ответчику как собственность муниципального образования <адрес>, между тем право собственности на него в установленном законом порядке ни за каким субъектом не зарегистрировано.

В то же время с момента принятия ответчиком данного недвижимого имущества он использует его по назначению и содержит его за счет собственных денежных средств, правомерно осуществляя находящиеся в его компетенции полномочия.

На момент судебного разбирательства ответчик на основании заключенного им ДД.ММ.ГГГГ на период до ДД.ММ.ГГГГ с МУП «Ритуал» договора на оказание услуг по содержанию территории городского кладбища в <адрес> (расположенного на территории поселения) оплачивает все расходы по оказанию таких услуг, осуществляет оперативный контроль за исполнением этого договора. Главой администрации муниципального образования Кимовский район было рекомендовано главам муниципальных образований поселений в срок до ДД.ММ.ГГГГ начать осуществление мероприятий по проведению кадастровых работ по формированию земельных участков, занятых муниципальными кладбищами, что ответчиком предпринято не было.

Указанное свидетельствует о том, что органами местного самоуправления муниципального образования г.Кимовск Кимовского района ненадлежаще реализуются полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

С учетом изложенного исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Кимовск Кимовского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кимовского межрайоного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования г.Кимовск Кимовского района поставить земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в районе <адрес>, на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата Тульской области».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы или представления в Кимовский городской суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий: