Решение от 14.07.2011 по иску Скачковой М.М. к Сасаеву С.Н. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного преступлением



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2011 года                                            город Кимовск Тульской области

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Сысоевой В.В.,

при секретаре Гусевой В.П.,

с участием

старшего помощника Кимовского межрайонного прокурора Зиновьева Ф.А.,

истца Скачковой М.М.,

представителя ответчика Сасаева С.Н. – адвоката Кимовской коллегии адвокатов Самоходкина В.И., представившего удостоверение №719 от 11.04.2008 года и ордер серии АА №030016 от 11.07.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-529 по иску Скачковой М.М. к Сасаеву С.Н. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного преступлением,

у с т а н о в и л:

Скачкова М.М. обратилась в суд с иском к Сасаеву С.Н. о возмещении материального ущерба в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. Исковое заявление основано на том, что ДД.ММ.ГГГГ Кимовским городским судом Тульской области вынесен приговор, которым Сасаев С.Н. осужден за преступление, предусмотренное ч.1 ст. 105 УК РФ, в связи с убийством мужа истицы ФИО4 Указанный приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В установленном законом порядке Скачкова М.М. была признана потерпевшей. В результате умышленных преступных действий ответчика ДД.ММ.ГГГГ наступила смерть ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Данным преступлением истице причинен материальный ущерб в связи с вынужденными расходами по погребению на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, который исчисляется из следующего: ритуальные услуги – <данные изъяты> рублей; услуги морга <данные изъяты> рублей; рубашка <данные изъяты> рублей, ботинки <данные изъяты> рублей, костюм <данные изъяты> рублей, венки <данные изъяты> рублей, ограда <данные изъяты> рублей, поминальный обед <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; затраты на 20 л бензина АИ 92 по <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за 1 л на сумму <данные изъяты> рубля. В обоснование взыскания компенсации морального вреда Скачкова М.М. указала, что в результате гибели мужа она испытала сильный эмоциональный стресс и нравственные страдания, после смерти мужа она не может обрести нормальное состояние, потеряла сон, вынуждена обращаться за медицинской помощью, принимать медицинские препараты. Они проживали с мужем в частном доме, обслуживание всех коммуникаций, ремонт дома производил он своими силами, она же такими навыками не обладает и не может заботиться о благоустройстве дома, как это делал он. Нанимая рабочих, она несет дополнительные расходы. Кроме того, они работали на одном предприятии, к месту работы ездили на личном транспорте, а после смерти мужа она вынуждена ежедневно пользоваться общественным транспортом, затрачивая на это продолжительное время, деньги. Муж положительно характеризовался по месту жительства и работы, был хорошим семьянином, его потеря полностью нарушила ход ее личной жизни. Из-за удаленности проживания от г.Кимовска она вынуждена обращаться за медицинской помощью к фельдшеру медпункта, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ у нее наблюдались признаки артериальной гипертензии в связи с сильными переживаниями от потери мужа. С учетом этого она просит взыскать с Сасаева С.Н. в ее пользу <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда.

В судебном заседании истица Скачкова М.М. уточнила исковые требования, просила взыскать с ответчика в возмещение материального ущерба <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с учетом полученных в период подготовки дела к судебному разбирательству справок о размере расходов на погребение. Она пояснила, что не сохранила кассовых и товарных чеков о расходах по захоронению, организации поминальной трапезы, но это достоверно подтвердят свидетели, которые приобретали все необходимое для таких мероприятий за счет ее денежных средств. На поминальном обеде было <данные изъяты> человек. Она полагала размер компенсации морального вреда разумным и справедливым, определенным с учетом состояния ее здоровья, ухудшившегося после его смерти, а также постоянного ощущения утраты близкого человека, пребывания в состоянии сильной депрессии, потери уверенности в завтрашнем дне, так муж был ее помощником и опорой в жизни.

Надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства ответчик Сасаев С.Н. в судебное заседание не явился ввиду того, что отбывает наказание по приговору Кимовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в местах лишения свободы, представив суду письменное заявление о частичном признании исковых требований, считая завышенной сумму материального ущерба, не подтвержденного документально, и размера компенсации морального вреда (л.д.37).

Привлеченный к участию в деле в соответствии со ст.50 ГПК РФ в качестве представителя ответчика адвокат Кимовской коллегии адвокатов Самоходкин В.И. в судебном заседании поддержал позицию ответчика Сасаева С.Н., сославшись на то, что сумма материального и морального вреда истцом завышены. Нет документального подтверждения тому, что состояние здоровья Скачковой М.М. после гибели мужа ухудшилось.

Прокурор Зиновьев Ф.А. полагал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей ФИО7, ФИО8, заключение прокурора, суд считает, что исковые требования Скачковой М.М. подлежат частичному удовлетворению в силу ст. 151, 1064, 1099, 1101 ГК РФ.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага…суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

По данному делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и Сасаев С.Н. находились в квартире Сасаева С.Н. по адресу: <адрес>, где между ними на почве внезапно возникших неприязненных отношений произошла ссора, в ходе которой у Сасаева С.Н. возник преступный умысел, направленный на убийство ФИО4 Осуществляя свой преступный умысел, направленный на убийство ФИО4, действуя на почве личных неприязненных отношений, Сасаев С.Н. в период времени с 16 часов до 19 часов ДД.ММ.ГГГГ, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде причинения смерти другому человеку – ФИО4, и желая ее наступления, умышленно нанес потерпевшему не менее 2-х ударов в лицо. После чего взял в руки нож и нанес ФИО4 клинком данного ножа не менее 15 ударов в шею, лицо и грудную клетку, причинив телесные повреждения. Смерть ФИО4 наступила на месте происшествия от колото-резанной раны шеи слева с полным пересечением левой общей сонной артерии, осложнившейся острой кровопотерей.

Виновность ответчика Сасаева С.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в смерти ФИО4 установлена вступившим в законную силу приговором Кимовского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Сасаев С.Н. осужден по ч.1 ст.105 УК РФ к лишению свободы сроком на 9 лет, он отбывает наказание в местах лишения свободы.

В связи со смертью ФИО4 его супруга, истица Скачкова М.М., понесла вынужденные расходы на погребение, организацию ритуальной трапезы.

На ритуальные услуги было затрачено <данные изъяты> рублей; услуги морга – <данные изъяты> рублей; ритуальную одежду – <данные изъяты> рублей; венки – <данные изъяты> рублей, изготовление, транспортировку и установку ограды – <данные изъяты> рублей, организацию поминальной трапезы - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, что в совокупности составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании на основании пояснений сторон, показаний свидетелей, а также письменных доказательств, исследованных в процессе судебного разбирательства: копии квитанции от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ИП ФИО9 (л.д.9), копий квитанций , выданной ИП ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ и , выданной ИП ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), копии товарного чека от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МУП Ритуал (л.д.11), копии характеристики АМО Бучальское на ФИО4 (л.д.12), копии характеристики ЗАО «Кимовский хлебокомбинат» на ФИО4 (л.д.13), копий справок о доходах ФИО4 и Скачковой М.М. (л.д.14-15), справки МУЗ Кимовская ЦРБ ф/п Молоденки (л.д.16), копии приговора Кимовского горсуда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сасаева С.Н. (л.д.17-30), товарного чека от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МУП Ритуал (л.д.47), копии свидетельства о смерти ФИО4 (л.д.48), копии паспорта Сасаева С.Н. (л.д.49-50-51), справки АМО Бучальское (л.д.52).

Анализируя установленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В силу ст.1174 ГК РФ, предусматривающей понятие «достойные похороны», и ст.3 ФЗ «О погребении и похоронном деле» от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ, погребение представляет собой обрядовые действия по захоронению тела человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

Заявленные Скачковой М.М. требования о возмещении материального ущерба подтверждены документально. В процессе судебного разбирательства ею представлены дополнительные доказательства, обосновывающие размер понесенных расходов.

Так, из пояснений истца Скачковой М.М., показаний свидетелей ФИО7, ФИО8 одинаково следует, что при захоронении ФИО4 ими были соблюдены соответствующие традиции, на организацию которых была затрачена разумная сумма денежных средств. Учитывая положительные характеристики ФИО4, его авторитет перед коллегами и жителями деревни проститься с ним пришли <данные изъяты> человек, которые затем участвовали в поминальном обеде, для этого закупались недорогие продукты, неизбежные для такого стола: мясо, рыба, овощи, молоко, крупа и т.д. В то же время часть кассовых и товарных чеков не сохранилась. Общие затраты на организацию обеда для <данные изъяты> человек составили <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Из справки, представленной службой «Ритуал-сервис» (л.д.69), следует, что средняя стоимость ритуальной трапезы (поминального обеда) на 1 человека без учета спиртных напитков составляет <данные изъяты> рублей.

Принимая во внимание, что в данной трапезе приняло участие <данные изъяты> человек, заявленные Скачковой М.М. требования о взыскании с ответчика <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. являются обоснованными, они существенно ниже аналогичных услуг, оказываемых предприятием общественного питания, потому подлежат полному удовлетворению.

Также судом исследована представленная истицей Скачковой М.М. справка ИП ФИО9 «Ритуал-сервис» о средней стоимости траурной одежды и обуви для погребения 1 тела – <данные изъяты> руб. и средней стоимости изготовления, покраски, доставки до места захоронения и установки металлической ограды для одного захоронения – <данные изъяты> руб. (л.д.69).

Истица Скачкова М.М. согласилась с представленными сведениями и, не располагая кассовыми и товарными чеками в подтверждение понесенных расходов, которые являются неизбежными при погребении тела человека, снизила размер исковых требований в части затрат на траурную одежду и обувь с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб., на ограждение могилы – с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб., что является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Обоснованны и подтвержденные истицей документально расходы на услуги по санитарной обработке трупа, бальзамирование, одевание в траурную одежду в сумме <данные изъяты> руб., ритуальные услуги в виде приобретения гроба с принадлежностями, укладку, доставку тела в морг и по месту жительства родственников на общую сумму <данные изъяты> руб., приобретение венков, траурных платков, ленты на сумму <данные изъяты> рублей.

Суд считает названные расходы разумными, неизбежными, соответствующими уровню потребительских цен, они подтверждены документами и свидетельскими показаниями.

В то же время исковые требования в части возмещения расходов на бензин в сумме <данные изъяты> руб. ничем не подтверждены и удовлетворению не подлежат.

Относительно исковых требований Скачковой М.М. о взыскании компенсации морального вреда суд учитывает, что в силу приведенных выше положений ст.151, 1099, 1101 ГК РФ, п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье…). Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Обосновывая степень физических и нравственных страданий, Скачкова М.М. представила суду убедительные доводы о наступивших в результате преступных действий ответчика последствиях, приведших к тому, что она в возрасте <данные изъяты> лет осталась вдовой, глубоко переживает по поводу трагической гибели близкого человека, с которым ее связывали многие годы совместной семейной жизни, пострадали ее личная жизнь и здоровье - она вынуждена обращаться за медицинской помощью, что подтверждено документально (л.д.16), принимать медицинские препараты. При этом суд находит убедительными доводы истицы, что она в силу проживания в сельской местности, в условиях удаленности от учреждений здравоохранения вынуждена лечиться самостоятельно. Состоятельны и ссылки истицы на то, что на ее муже лежали обязанности по благоустройству частного жилого дома, обеспечению ежедневного проезда к месту работы и обратно на личном транспорте, чего истица лишилась и несет дополнительные затраты на эти услуги, претерпевая определенные лишения по вине ответчика, вследствие умышленных действий которого наступила смерть ФИО4

Таким образом, требования истицы о компенсации морального вреда предусмотрены законом и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, оценивая размер исковых требований, суд с учетом ст.151ч.2 ГК РФ принимает во внимание степень вины нарушителя, а также иные обстоятельства, связанные со степенью физических и нравственных страданий потерпевшего, индивидуальными особенностями личности и имущественным положением ответчика. С учетом этого суд считает размер заявленной суммы компенсации морального вреда - 1 миллион рублей определенным истицей без учета всех юридически значимых обстоятельств. Принимая во внимание обоснованность заявленного требования о компенсации морального вреда, умышленный характер действий причинителя вреда Сасаева С.Н., страдающего органическим эмоционально-лабильным расстройством травматического генеза, суд с учетом требований разумности и справедливости полагает необходимым взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, с учетом которой с ответчика подлежит взысканию <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Скачковой М.М. к Сасаеву С.Н. о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Сасаева С.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу :Тульская область, <адрес>, в пользу Скачковой М.М. <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в счет возмещения материального ущерба, <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда.

Взыскать с Сасаева С.Н. в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейку.

В остальной части исковых требований Скачковой М.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Кимовский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200